Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Религиозное чувство — вещь весьма шаткая и неопределённая. От такого чувства, если оно станет основой религиозной жизни народа, очень легко перейти к пренебрежению Торой и Мицвот.

Р. Хаим бен Ицхак из Воложина — выдающийся талмудист, основатель Воложинской ешивы. Р. Хаим родился в Воложине (Виленская губерния) в 1749 году, умер там же в 1821 году. Талмудическое образование он получил под руководством р. Арье-Лейба бен Ашера, а затем под руководством р. Рафаэля Коэна, автора «Торат Йекутиэль».

Двадцати пяти лет от роду р. Хаим, уже широко известный талмудист, становится учеником и ближайшим сподвижником виленского Гаона р. Элиягу. Он начинает вновь изучать Тору, Мишну, Талмуд и даже еврейскую грамматику по методу виленского Гаона. Р. Хаим основал в 1803 году Воложинскую ешиву — знаменитый впоследствии центр талмудической науки в России, прообраз современных ешив.

Главный труд р. Хаима бен Ицхака — «Нефеш а-Хаим» или «Ир-ат Ашем лэ-Хаим» (издан после смерти р. Хаима его сыном р. Ицхаком из Воложина в Вильно в 1824 году). Признавая значение религиозного чувства в служении Б-гу, признавая, что корни учения о приоритете религиозного чувства — в Талмуде, Мидрашах и Каббале, р. Хаим полагает, однако, что это учение — лишь для немногих, но не для всего народа. Религиозное чувство — вещь весьма шаткая и неопределённая. От такого чувства, если оно станет основой религиозной жизни народа, очень легко перейти к пренебрежению Торой и Мицвот. Мицвот действенны даже при простом соблюдении, без «сосредоточения мыслей» (каванот) на Том, Кто их дал. Поэтому, главное выражение религиозной жизни — в соблюдении заповедей.

«С того момента, как Моше принёс Тору на землю, она больше не на небесах, и не должен мудрствовать даже великий человек, обладающий выдающимся умом, говоря: я постигаю тайны и мотивы заповедей (мицвот) в связи с высшими силами и мирами, и поэтому вправе преступить ту или иную заповедь, или пренебречь хотя бы незначительной мелочью её, или отложить её исполнение во времени. И если бы собрались все мудрецы Израиля и напрягли бы весь свой светлый разум и своё разумение с целью изменить одну из незначительных мелочей при исполнении какого-нибудь предписания, мы не станем слушать их, ибо самым важным в предписании является тщательное выполнение даже мелочей. И знай, что дурное стремление (йецер а-ра) изворачивается в своих ухищрениях, появляясь при виде доброго стремления человека, ослепляя его ум, отравляя его, сбивая с одной стези на другую, кажущуюся ему с первого взгляда истинной, указанной добрым стремлением, якобы направляющим его к более высокой цели. И указывает он человеку признаки истинного и достоверного, и человек запутывается в силке, подобно птице, не сознавая всей опасности своего положения. Смотри же, чтобы не возникла в тебе мысль, будто самым важным является, чтобы ты постигал или тщился всегда иметь подобающим образом чистую мысль и увлекался всегда Создателем, не останавливаясь ни пред чем, лишь бы оставить мысль чистой и во славу Б-жию. И станет он тебе говорить, что вся суть Торы и предписаний заключается именно в исполнении их с экстазом и истинным увлечением. И “старый царь” (Сатан) умеет ослепить глаза ссылками на Тору, Мишну, Талмуд, Мидрашим, Зоар и тому подобное. И если будешь удостоен, то сумеешь разобраться и различить скрываемую им под видом чистоты скверну. Он показывает, будто шествует путём святости в то время, когда последний ведёт к гибели. Ты же присмотрись к его путям и разумей. Сегодня он скажет тебе, что вся Тора и все предписания без экстаза ровно ничего не значат, и тем он подготовит твою мысль к тому, что ты не станешь соблюдать времени выполнения предписания или молитвы; и докажет тебе, что каждая молитва и исполненное предписание, если они сопровождаются глубоким экстазом, святостью и чистотою, хотя и не вовремя, дороже выполнения их вовремя, но без экстаза. И когда приучит тебя… к тому, чтобы ты перестал слишком обращать внимание на отступление во времени исполнения какого-либо предписания или молитвы, благодаря твоим усилиям очиститься, он постепенно смутит тебя, и ты совсем перестанешь чувствовать, и тебе станет легко, как бы дозволено опаздывать молитвой, и ты станешь заниматься чепухою, и не оставит тебе он ни выполнения предписаний вовремя, ни доброй мысли, а это и есть разрушение всей Торы».

Р. Хаиму из Воложина принадлежит заслуга установления мирных отношений между митнагдим и хасидами. По преданию, во время встречи в Минске с р. Шнеуром Залманом р. Хаим признал, что митнагдим поступали несправедливо во время борьбы с хасидами. Автор «Мацреф Хаим» свидетельствует, что р. Хаим очень благосклонно относился к хасидам и, в особенности, к их детям, учившимся в его ешиве.

Р. Хаиму принадлежат: «Руах Хаим» — комментарий к Пиркей Авот, респонсы, включённые в сборник «Шут амешулаш» в «Кдушат Йом Тов» р. Йом-Тов-Липмана. Большинство же записей р. Хаима были уничтожены пожаром в 1815 году.


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше

Смех

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?

Уровень человека 4. Вехи человечества. Эпоха нашего праотца Авраама

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

На тему недельной главы. Все что ни делается... Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».