Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему о воскресении мертвых не написано в Торе открыто?

Основа веры

«Воскресение мертвых есть основа в числе основ веры Моше Рабейну, и нет религии и принадлежности к ней у тех, кто не верит в это. Однако, воскресение ожидает праведных, так и Мидраш говорит: “Могущество ниспослания дождей касается и праведников, и злодеев, но воскресение мертвых — лишь праведников”. Да и как оживут злодеи, которые суть мертвецы еще в дни их жизни, ведь так написано: “Злодеи еще в дни жизни их называются мертвыми, а праведники даже по смерти их называются живыми” (Брахот 18б)» (Рамбам, предисловие к тринадцати основам веры).

«И еще заключаем мы из этих изречений, что те люди, душа которых вернется в их тела, будут есть и пить, будут вступать в сексуальные отношения, родят детей и умрут после того, как проживут весьма долгую жизнь, как и те живые, которые будут жить в дни Машиаха. Однако, та жизнь, после которой нет смерти, есть жизнь будущего мира, ибо там не будет телес» (Послание о воскресении мертвых).

Рамбам не поясняет цель воскресения, это те скудные слова, которые он написал об этой основе.

Важность веры в эту основу он изъяснил в своем послании о воскресении мертвых: «Ибо отрицание этого приводит к отрицанию чудес и знамений, а это есть отрицание основы веры и отход от религии. Поэтому мы причисляем воскресение мертвых к столпам Торы».

Однако, тяжело остановиться на таком понимании, что вся идея воскресения заключается в обучении вере в чудеса, потому что в таком случае именно веру в чудеса следовало бы привести в качестве главного содержания основы веры, а воскресение мертвых только в качестве доказательства веры в чудеса.

И продолжает Рамбам там свое объяснение: «Тот же, кто старается толковать идею воскресения мертвых таким образом, что там не идет речь о возвращении души в тело, действительно, поступает так, полагая, что такое невозможно с точки зрения разума, а не только привычных законов природы, и так необходимо следует поступать со всеми другими чудесами. Однако, такое будет, действительно, считаться невозможным у тех, кто придерживается веры в вечность мироздания, но такие люди в принципе не принадлежат к числу сторонников Моше и Авраама, как мы говорили в книге “Морэ Невухим”. И потому, исходя из этих основ, мы верим в воскресение мертвых в буквальном смысле и относим эту веру к столпам Торы». Но и этого недостаточно для полного ответа на вопрос: ведь если вся цель воскресения мертвых в доказательстве веры в небезначальное сотворение мира, почему же оно является предметом основы веры само по себе, почему находится в разделе основ, посвященных воздаянию?

И еще, в продолжении своих слов он подробно объясняет, почему о воскресении мертвых не написано в Торе открыто, и пишет там о том, что все чудеса Торы являются доказательством этого знамения, которое превосходит способность постижения людей и далеко от веры их. Воскресение мертвых несомненно имеет свою собственную цель, следует, поэтому, понять в чем она состоит.

Цель воскресения мертвых согласно мнению Рамбама

Нам необходимо прибегнуть к мнению Рамбана относительно слов Рамбама: «Итак, он в действительности верит, что воскресение мертвых относится к основам Торы, и речь идет о том, что душа возвратится в тело по воле Создателя, души выйдут из мира душ и вернутся к телам в эпоху воскресения, и люди, которые удостоятся этого, насладятся благостью материального мира в дни Машиаха, и удостоятся высокой ступени, более чем той, в которой они пребывали прежде, но после этого события Рамбама полагает, что смерть ожидает и Машиаха, и все его поколение, а души их пребудут в благости будущего мира, в котором не будет тела, как они и пребывали до воскресения, но будут на более высокой ступени, которой удостоятся через те заповеди, которые исполнили в дни воскресения, и это сохранится им в вечности» («Шаар а-Гмуль».

Так писал и Рабейну Бехайей в своем сочинении: «Шульхан шель арба», где изложил цель воскресения мертвых похожим образом: что воскресение мертвых ожидает тех праведников, которые не достойны сразу после их смерти остаться в узле жизни навеки, но нуждаются в дополнительном очищении. Их Творец вернет в их тела, и когда они приобретут то достоинство, которого им не хватало, вернутся к истинной жизни, души их пребудут в узле жизни.

Так пишет и автор книги «Икарим» (Речь четвертая, глава 35): «Потому представляется нам, что основа веры в воскресение мертвых заключается не в вознаграждении тела, но имеет целью, чтобы приобрел тот человек более полное совершенство, нежели то, каким обладал прежде, когда у него были препятствия извне, как тяготы изгнания или нищеты, или других вещей, и его несовершенство в делах веры происходило не из-за собственного злого выбора и не из-за его ущербной сущности».

И так пишет Рамбам: «И великая польза, которая будет в те дни, что мы будем в покое от ига царств, которое мешает нам исполнять все заповеди, и мудрость приумножится, как сказано: “ибо наполнится земля знанием”, и прекратятся войны, как сказано: “не вознесет один народ на другой меч”, и в те дни будет обретаться великое совершенство и через него мы удостоимся жизни в будущем мире, и Мессия тот умрет, и воцарится сын его после него, и сын сына, и уже указал пророк на смерть его: “Не потускнеет и не убежит, пока не насадит суд на земле”, и царство его будет длиться долго весьма, и жизнь человеческая умножится также, ибо когда исчезнут тягостные волнения и печали, тогда увеличатся дни людей, и не следует удивляться, что царство его будет стоять тысячи лет, ибо мудрецы сказали, что хорошее собрание не быстро расходится.

Мы не стремимся и не вожделеем дней Мессии для обилия урожая и богатства, не для того, чтобы восседать на конях, и не для того, чтобы пить вино в сопровождении музыкантов, как думают люди с путаными мыслями. Но пророки и благочестивые вожделели дней Мессии, и весьма велико было их стремление к этим дням, ибо будет тогда собрание праведных и доброе, мудрое и праведное правление царя, великая прямота его и необычайная мудрость, и близость к Богу, как сказано: “Господь сказал мне, ты сын Мой, Я ныне родил тебя” (Теилим 2), и исполнение всех заповедей Торы Моше Рабейну, лишенная халатности и лени, и невозможности, как сказано: “И не станут учить более человек брата своего и человек ближнего своего, говоря: знайте Господа, ибо все будут знать Меня от мала до велика… и поставлю Тору Мою в сердца их… и извлеку сердце каменное из плоти вашей” и много других подобных этому стихов, говорящих об этом. И таким образом удостоятся они будущего мира крепко и прочно». (Толкование на Мишну, глава Хелек).

Этих времен удостоятся не только те, кому доведется жить в поколении Машиаха, ведь в этом не было бы справедливости. Но несомненно, что такого удостоятся все праведники всех поколений, которые не удостоились столь хорошей жизни на земле, которые были лишены возможности обрести полноту совершенства через исполнение всех заповедей Торы и постижение ее мудрости, не по их вине, но по причине бедствий, обрушившихся на них в этом мире.

И великое доказательство истинности слов Рамбана в постижении слов Рамбама заключается в словах Рамбама в его послании: «Ибо жизнь будущего мира настанет после воскресения мертвых». И хотя его позиция состоит в том, что жизнь будущего века существует уже в наши дни, сразу после смерти. Получается, он несомненно говорит здесь о жизни после возвышения праведника через воскресение мертвых и возвращения его души в мир душ.

И так подчеркивает Рамбам: «Воскресение мертвых ожидает праведников».

Еще о необходимости воскресения

Ведь вечное совершенство приобретается лишь исполнением всех 613-ти заповедей. Но ведь все заповеди, имеющие отношение к стране Израиля и к функционирующему Храму и т.п., стали недоступны с разрушением Храма и изгнанием. Коли так, каким же образом все те праведники во всех поколениях, которые не удостоились исполнить все эти заповеди, смогут приобрести совершенство для жизни будущего мира?

Эта вещь будет исправлена с приходом Машиаха. Тогда будет отстроен Храм и снова будут действовать все те заповеди, как и пишет Рамбам: «Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида в прежнее состояние, к былой власти. Он отстроит Храм и соберет рассеяние Израиля, и все законы вновь будут действовать в его дни, как действовали прежде: будут приносить жертвы и соблюдать седьмины и юбилеи, как того требуют все заповеди, о которых говорит Тора» (законы о царях 11:1).

Тогда удостоятся праведники всех поколений, которые воскреснут из мертвых, достичь своего совершенства, исполнив все те заповеди, которые не имели возможности соблюсти в дни их жизни. Таким образом они смогут удостоится совершенства жизни будущего мира.

Совершенное благодеяние в материальном аспекте, в возвращении Шхины в стан Израиля — это есть полнота обетования «слов Завета», о которых говорится в Торе, в главе «Ки таво». Это обетования благ этого мира, при условии соблюдения Торы, тех благ, осуществления которых мы не удостоились в те дни, которые предшествовали приходу Машиаха. Это обетование народу в целом, а праведникам в особенности.

Такова позиция Рамбама, что дни Машиаха относятся к жизни этого мира, так же и воскресение мертвых — это обетование, относящееся к этому миру.

Конечно, это обетование «слов Завета» должно быть исполнено в отношении всех праведников поколений, что делает необходимым воскресение мертвых для праведников.

Приведем здесь слова Рамбама в законах о покаянии, и укажем на то, что мы разъяснили:

«После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идет по пути Всевышнего, предписанному Торой, — вечная жизнь в грядущем мире, как сказано: “Чтобы удостоился ты благополучия и долголетия” (Дварим, 22:7), а кара, которая ожидает злодеев, сошедших с пути праведности, заповеданного Торой, — погибель, как сказано: “Истребится душа та, грех ее — на ней” (Бемидбар, 15:31), — возникает вопрос: почему же Тора, говоря “если вы будете послушны, то удостоитесь того-то”, или “если вы не будете послушны, постигнет вас то-то”, перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное, все, что было упомянуто при заключении Союза. Все это истина, так было и будет: за соблюдение заповедей Торы, удостоимся мы всех благ этого мира; за нарушение их постигнут нас все беды, упомянутые Торой. И несмотря на это, эти блага — не истинная награда за исполнение заповедей, и беды — не истинное наказание за нарушение заповедей.

Объяснение в следующем: Святой Творец, благословен Он, дал нам Тору — Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И размер награды зависит от дел его и мудрости, которую он приобрел. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире.

Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: “И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди” (Дварим, 6:25). Вместе с тем предупреждает нас Тора, что если мы оставим ее ради повседневной суеты, как сказано: “И ожирел Йешурун и взбунтовался…” (Дварим, 32:15), — то Праведный Судья отнимет у оставивших ее все блага этого мира, которые были причиной их бунта, и нашлет на них бедствия, которые помешают им удостоиться удела в грядущем мире, и погибнут они в своем злодействе. И об этом написано в Торе: “И будешь служить ты своему врагу, которого нашлет Г-сподь на тебя…” (Дварим, 28:48) — “за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, радостно, от всего сердца (когда было дано тебе полное изобилие” (Дварим, 28:47).

Таким образом объясняются все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если вы будете служить Всевышнему с радостью и идти по Его пути. Он дарует вам все эти благословения, и отведет от вас все проклятья, и вы будете свободны, чтобы постигать мудрость Торы и изучать ее, и удостоитесь жизни в грядущем мире. “И удостоишься ты блага” (Дварим, 22:7), — в мире, где царит благо, и “продлятся дни твои” (Дварим, 22:7), — в мире, где царит вечность. Таким образом, удостоишься ты удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, — жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире тот, кто не приобрел мудрости здесь и не совершал добрых дел? Как сказано: “Ибо нет ни деяний, ни мыслей, ни разумения, ни постижения в преисподней” (Коэлет, 9:10). А если вы, говорит Тора, оставите Всевышнего и погрязнете в обжорстве, пьянстве, блуде и тому подобном, то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, и дни ваши будут проходить в смятении и страхе, и не будет у вас ясного разума и здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода не может он посвятить себе постижению мудрости и исполнению заповедей.

Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода царя Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: “Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего” (Иешаяу, 11:9). И сказано: “И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня” (Ирмияу, 31:33). И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти» (Йехезкель, 36:26). Ибо царь тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова, как сказано: «И будет в конце дней: гора Храма Господня станет во главе всех гор… и притекут к ней все народы» (Йешаяу, 2:2). Но высшая награда и конечное благо, вечное и совершенное, это жизнь в грядущем мире. Дни же Мошиаха — это продолжение земной истории, когда восстановится израильское царство, но все природные земли сохранят свое действие. Сказали древние мудрецы: «В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем» (Рамбам, законы о покаянии).

Как мы говорили, черта суда и справедливости, состоящая в том, что «слова Завета» об этих пророчествах исполнятся не только для тех, кто будет жить в поколении Машиаха, и не только для Израиля, как народа, но для всех праведников Израиля во всех поколениях, которые жаждали и ожидали Избавления, делает необходимым, чтобы они удостоились воскреснуть из мертвых, узреть воплощение всех этих утешений и обетований, как было здесь разъяснено. Так же изъясняет и Абарбанэль цель воскресения мертвых для праведников поколений.

Воскресение мертвых является ответом на все горести праведников всех поколений. Оно есть великое утешение для тех, которые не удостоились, несмотря на свое стремление, достичь того духовного совершенства, которого жаждала их душа при жизни, и все это из-за тех преград, которые встали на их пути не по их воле.

В этом состоит ответ и утешение для всех тех, которые ожидали приход Машиаха на протяжении тысячелетий, как и обязывает эта основа веры. Ибо, в действительности, миссия Машиаха касается не только того поколения, которое удостоится встретить его, но и всех ожидающих его, которые воскреснут из мертвых и удостоятся того блага, и все для того, чтобы удостоиться своего совершенства для жизни будущего мира.

Еще о том, что лежит в основе спора Рамбама с Рамбаном

В основании позиции Рамбама лежит его представление, что тело, как таковое, не имеет цели в самом себе, но есть лишь инструмент для материального существования, отсюда и проистекает отрицание его существования в вечности вместе с душой в будущем мире:

«Мы объяснили также, что в Грядущем мире нет реальности тел… было бы ложью, чтобы были у человека органы впустую… Все, что есть в теле, необходимо для определенной цели, т.е. еды для поддержания существования тела и рождения потомства для продолжения вида. И когда эта цель исчезнет, т.е. в Будущем Мире, как это объяснили нам наши Мудрецы, сказав, что нет там ни еды, ни питья, ни интимной жизни, совершенно естественно, что нет в там тела, т.к. Всевышний никогда не делает ничего понапрасну. Величайшая ошибка воображать, что его продуманные действия подобны плодам действий рук идолопоклонников, как сказано про идолов: “Глаза у них — и не видят, уши — и не слышат, не говорят своим ртом; да станут такими же те, кто их делает!” (Псалмы 155, 5). Всевышний, по их мнению, творит органы тела не для того, чтобы они функционировали, и не из-за этого?!» (Рамбам, послание о воскресении мертвых)

И потому Рамбам приходит к выводу, что существование тела подобно существованию всех других материальных существ: «И знай, что человеку неизбежно надлежит умереть, ибо он должен будет распасться и предстать в виде тех элементов, из которых был собран» (предисловие к тринадцати основам веры).

Еще следует пояснить, говоря об этих вещах. Ведь согласно мнению Рамбама выходит, что даже если бы Адам, первый человек, не согрешил, тело его подверглось бы тлению, и лишь душа оставалась вечной в будущем мире. Конечно, образ смерти человека не был бы схож с той смертью, которой умирает человек после грехопадения, ибо это есть проклятие. Дадим определение: в смерти человека после грехопадения от его духовной сущности, от его души отделяются все те «частицы», которые прилепились в течение его жизни к страстям и желаниям тела. В этом глубина страшной участи смерти, результата грехопадения. Душа законченного злодея прекращает свое существование вместе со смертью тела, как объяснил рабейну Йона: «И знай, что душа злодея, все вожделение которой состоит в желаниях тела в течение его жизни, оно далеко от служения Творцу, отделено от его истоков, такая душа опустится с его смертью вниз, в землю, к месту своего стремления, и ее естество станет подобно естеству праха, который опускается, но не поднимается». Также и тот, кто не является законченным злодеем, но все аспекты его внутренней сущности, в которых он прилепился к желаниям тела, будут с необходимостью подвергнуты уничтожению вместе со смертью тела (в этом состоит могильное страдание и «каф а-кэла», и другие наказания Геинома).

В реальности, лишенной греха, такой, как жизнь тех, кто восстанут в эпоху воскресения мертвых, смерть будет являться отделением от тела — снятием одежды, внешней по отношению к сущности души, вознесением к источнику живительного света. Жизнь в воскресшем теле будет лишена опасности спуска души или ее части к ступени тела. Ибо все существование тела в те дни будет лишь инструментом для исполнения человеком своего служения, а потому и смерть в итоге этой жизни существенно отличается от смерти в конце жизни в этом мире.

Это в сущности лишь возвышение к состоянию высшего прилепления, которого не удостоились праведники, будучи в теле.


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше