Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Воскрешение из мертвых, Машиах, 13 основ веры, Вера, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Комментарий к Мишне
Тринадцатая основа: воскресение мертвых, и мы уже изъяснили его
Книга «Рош Амана»
Тринадцатая основа: воскресение мертвых, и мы уже изложили его идеи и тайны
Сидур
Я верю полной верой, что будет воскресение мертвых, когда возжелает того Творец, благословенно Имя Его и превознесено поминовение Его на веки веков.
Рамбам в законах о покаянии
И вот те, у кого нет доли в мире грядущем, но они исторгаются и погибают, и осуждаются за великое свое злодеяние и грех на веки веков: еретики и апикоросы, и отрицающие воскресение мертвых (3:6).
В предисловии к основе
Эта основа завершает список из 13-ти основ веры. Выше мы говорили о том, что по мнению Рамбама о вечном воздаянии было сказано в одиннадцатой основе (о вознаграждении и наказании). Веру в воскресение мертвых Рамбам определяет в качестве веры в чудеса как таковые, и отрицающий ее, отрицает создание мира из небытия.
Однако, еще не полностью ясно, почему это считается самостоятельной основой веры, а не входит в состав основы, утверждающей сотворение мира во времени, то есть, четвертой основы, как мы объяснили ее смысл?
Автор книги «Икарим» выразил удивление, почему вообще вера в воскресение мертвых считается основой религии? Почему человек, если он верит в воздаяние как таковое, в обетования Торы в этом мире, и в обетования мира душ, но не верит в обетование воскресение мертвых, будет считаться отрицающим основу веры? Мы посвятим также и в этом разделе отдельную главу для разбора позиции Рамбама.
Говоря об этой основе, мудрецы Каббалы сделали удивительнейшие открытия, мы изложим эту основу с позиции Рамбана и его сторонников, и с помощью их слов ответим на вышеприведенные вопросы.
«Есть в этой форме глубокие тайны, ибо создание человека именно в этой форме была не бессмысленной тщетой, но была в этом великая необходимость и грандиозный смысл, и Создатель ее желает ее сохранения» (Рамбан, «Шаар а-Гмуль»).
Это касается высшего источника формы человека: образа Бога, потому что структура человеческого тела находится в соответствии с этой высшей идеей. И безусловно есть цель у ее существования не только в этом мире. И ведь первый человек, если бы он не согрешил, то вошел бы в своем теле в тот мир, который есть вечный Шабат.
И ведь открыли нам мудрецы, что лишь потому Израиль удостоился дарования Торы, что они обладают телом и всем, что с ним связано. Оно есть Трон Славы Творца, чтобы Шхина Его могла пребывать в низших мирах. Без сомнения, что и сотворение человека в своем теле должно было быть навечно.
Процесс очищения тела является единственным путем для возвышения души. Эта идея будет явлена с особенной силой в эпоху воскресения мертвых, в процессе «и пойдут от подвига к подвигу», бесконечном процессе возвышения. Поэтому воскресение мертвых является необходимым, в том числе и с целью возвышения души.
Все аспекты отношений между душой и телом, которые являются и аспектами возвышения творения в целом на протяжении тысячелетий его существования, были сотворены и заложены издревле, изначально. Таким образом, воскресение мертвых является основной составляющей процесса возвышения всего творения и возвращения его к своему корню.
Целью творения является раскрытие единства Творца, конкретно того факта, что у нас нет никакого иного объяснения существования мира, лишенного свободы выбора.
Воскресение мертвых является стержнем этого раскрытия Его единства. Следует знать, что речь идет не только лишь о том, что ожидает людей, но это касается всего мироздания — тела всего огромного мира. Все будет готово к грядущему миру: все детали реальности, включая все, что происходило с ними, все они оживут и станут излучать тот свет, который таился в них, их истинное предназначение. Таким образом раскроется единство Творца, но есть в этом и дополнительная глубина…
Ибо все творение имеет целью благодеяние для человека. Но ведь, как может показаться, мы наблюдаем обратное, а именно, мир, полный греха и страдания. Все это заслоняет не только очевидность единства Творца, но и цель мироздания — благодеяние для человека. Через воскресение мертвых, которое, как мы сказали, имеет отношения ко всему существующему, во всех их деталях, будет ретроспективно явлено, что все зло было для этой цели благодеяния. Это то самое «хорошо весьма», в котором состоит цель сотворения мира: зло обратится и окажется добром.
Следует пояснить мнение Рамбана и его сторонников в том, что касается порядка воскресения мертвых, ведь, как мы скажем, воскресений будет несколько. Следует пояснить идею «дня суда», поговорить о том месте, где будет происходить воскресение: о стране Израиля, находящейся в соответствии со «страной жизни».
Все эти темы будут предметом нашего рассмотрения в разборе этой основы веры.
«Ибо так учили мы в Мишне: строительство Храма будет перед собранием рассеяния, а собрание рассеяния предварит воскресение мертвых, а воскресение мертвых будет в самом конце. Откуда нам это известно? Сказано: “Отстраивает Иерусалим Господь, соберет рассеянных Израиля, врачеватель сокрушенных сердцем и целитель ран их” — это и есть воскресение мертвых — ибо оно есть врачевание сокрушающихся сердцем по умершим их. Сначала отстраивает Иерусалим, затем собирает рассеянных Израиля, а врачевание сокрушенных сердцем — в самом конце» (Зоар, Брейшит 139).
Знание о том, что смерть не является концом, но есть этап в исправлении, из которого произрастает вечность тел, есть великое утешение, врачевание сокрушенных сердцем из-за потери близких, постоянного страха смерти, сердечная печаль о тлене красоты сотворенных, грусть о том прекрасном, что истлевает в прахе.
Глубина врачевания сокрушенных сердцем будет раскрыта нами в обсуждении этой основы. Обетование воскресения есть врачевание — исправление всех страданий огромного количества людей, живших на протяжении всех тысячелетий существования мира. Воскресение есть исправление творения зла, порождением которого является смерть. В воскресении зло будет обращено и раскроется как «хорошо весьма» в творении. Все творение осветится драгоценным светом этого раскрытия единства. Все детали сотворенных сущностей, на протяжении всех тысячелетий существования мира со всем, что происходило с ними, станут излучать тот свет, который таился в них, станут величественной песнью о полноте благодеяния, которую воспоет все творение своему Творцу.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.