Темы: Синагоги, Еврейская история, Гостеприимство, Холокост, Диаспора, Еврейские кладбища, Гетто, Путешествия, Еврейская община, Община, Советский Союз, Праведники народов мира
Суккот 5779 (2019) года я провел в столице Латвии — Риге. Поездка была настолько насыщенной и увлекательной, что я решил поделиться полученной информацией о еврейской Риге с читателями сайта.
Гостиницу я подобрал поближе к рижской синагоге, расположенной в Старой Риге. Когда я приехал, к своему удивлению обнаружил, что все здание было оснащено электронными замками. Нужно было набрать код на вход в здание, затем на этаж, затем в номер. Для входа в туалет и на кухню тоже необходимо было пользоваться электронными замками. Я сразу же подумал, что проблема возникнет в шабат, и попытался спросить хозяйку, как попасть в номер, не используя электронные замки. Оказалось, что никак.
Я оплатил до утра пятницы и подумал, что решать проблемы буду по мере их поступления. И очередная проблема не заставила себя ждать. Плита на кухне оказалась индукционной, и хозяйка сказала, что с моей походной кастрюлькой работать она не будет. Так как пользоваться общей кастрюлей я не мог — ведь ей пользовались постоянно, и не было возможности ее откашеровать, — я прибегнул к запасному варианту: электрическому кипятильнику.
Кроме плиты, поставить кастрюлю было не куда, так что я поставил ее на плиту и включил кипятильник. Раздался странный хлопок, и провод кипятильника почернел. Я быстрее снял кастрюлю с плиты, но было уже поздно — он был испорчен. Оказывается, плита автоматически включает индукционное поле, когда на нее ставят металлический предмет, и это поле вступило во взаимодействие с моим кипятильником. Я обрадовался, что спалил кипятильник, а не гостиницу, но понял, что остался без горячей еды.
Ничего не оставалось, как пойти искать синагогу, чтобы утром не опоздать на шахарит из-за ее поисков. И действительно, найти ее оказалось делом сложным, т.к. находится она на маленькой улочке, в которую тяжело было найти вход, и даже местные жители не могли мне помочь, а навигатор смартфона упорно не хотел работать среди узких улочек Старой Риги.
Итак, синагога находится на маленькой улочке длиной 109 метров, по адресу ул. Пейтавас (Peitavas iela), 6/8 и называется, соответственно, Пейтау-шул, что на языке идиш значит «синагога на ул. Пейтау», а «-ас» — это стандартное окончание для мужских имен в Латвии, которое было прибавлено к названию улицы лишь в 1923 году.
Фасад синагоги Пейтау-шул
В 1577 году улицу назвали Пейтау, по фамилии семейства. В XVII—XIX веках в городе существовали улицы Лиела Пейтау (Большая Пейтауская — ныне Алксная) и Маза Пейтау (Малая Пейтауская, ныне — Пейтавас), но после переименования Малой Пейтауской в Пейтавас, появилась еще улочка Малая Пейтавас (Mazā Peitavas iela). Она тупиковая, и на нее выходит задняя сторона синагоги.
Так синагога выглядела до войны…
В советское время прихожанам запрещалось входить в синагогу через главный вход, и попасть в нее можно было только через малую Пейтавас. Сейчас этот вход в синагогу закрыт, и все пользуются только главным входом.
Если зайти в Старую Ригу со стороны улицы 13 Января (13. janvāra iela), то нужно пройти один квартал по Vecpilsētas iela, повернуть налево на улицу Калею (Kalēju iela) и, дойдя до улицы Пейтавас, повернуть направо.
Пейтау-шул — единственная рижская синагога, уцелевшая во время Холокоста. Эта синагога — единственная действующая сегодня в Риге и единственная синагога в Латвии, где ежедневно собирается миньян.
В Латвии функционируют еще две синагоги: на Рижском взморье (Юрмала) и в Даугавпилсе (бывший Двинск), но миньян там собирается, в основном, в шабат и по праздникам.
В конце XIX века в Старой Риге образовалась религиозная община, объединившая евреев, живших в этом районе. Для постройки синагоги был куплен участок земли, а в марте 1903 года получено разрешение на строительство.
Проект синагоги был создан выдающимся архитектором и историком искусства Вильгельмом Нейманом и начинающим в то время архитектором Германом Зейберлихом. Первоначальный замысел строения несколько раз менялся, однако, несмотря на это, к началу 1905 года строительство здания было закончено.
Пейтау-шул стала одной из четырех хоральных синагог Риги и второй по величине и красоте после Большой Хоральной синагоги на ул. Гоголя — Гогол-шул. В области литургии Пейтау-шул успешно соперничала с Большой Хоральной синагогой. В праздники приходили не только евреи, но и ценители литургической музыки и других национальностей: хор синагоги под руководством известного кантора Абрама Абрамиса был популярен не только в еврейской среде.
После захвата Риги нацистами 4 июля 1941 года синагоги города были сожжены. Пейтау-шул оказалась единственной, избежавшей этой участи: поскольку здание находилось в Старом городе, существовала опасность, что огонь перебросится на соседние дома. В здании синагоги был устроен склад.
Позже, после окончания Второй мировой войны, выяснилось, что восточная стена синагоги, где находился шкаф со свитками Торы (арон аКодеш), была укрыта, что позволило их сохранить. Этот поступок приписывается священнику близлежащей Реформатской церкви Густаву Шаурумсу.
Службы в Пейтау-шул были возобновлены после войны. В советское время это была одна из немногих действующих синагог в Советском Союзе и одна из четырех, в которых пел хор. Несмотря на негласный запрет на еврейскую религиозную жизнь и постоянный надзор со стороны органов госбезопасности, синагога оставалась центром еврейской жизни города. Уход за зданием, необходимые ремонтные работы осуществлялись по мере сил и возможностей немногочисленными членами религиозной общины.
В 1997 году синагога была передана Рижской еврейской религиозной общине и стала центром еврейской религиозной жизни Латвии. В 2007-2008 годах при финансовой поддержке Европейского Союза, Латвийского государства, Совета еврейских общин Латвии, а также благодаря пожертвованиям частных лиц здание синагоги было полностью отреставрировано.
Главный зал. Здесь проводятся молитвы в праздник
Сейчас Пейтау-шул — одно из красивейших сооружений латвийской столицы. Здание представляет собой образец стиля модерн, или югендстиль (южный стиль), широко распространенного в Риге на рубеже XIX-XX веков. Интерьер украшают орнаменты, несущие в себе элементы древнеегипетского и ассиро-вавилонского стилей. Справа от входа в главный зал на мраморной доске высечены имена меценатов, субсидировавших строительство здания. Рижская синагога была восстановлена в прежнем виде, вписавшись в архитектурную палитру Старой Риги.
К моему приходу синагога была уже закрыта, а меня встретил полицейский. Круглосуточный полицейский пост находится в будке во дворе синагоги. Во время скопления людей, например, в праздники, к нему присоединяется полицейская машина, которая дежурит напротив здания синагоги. Узнав, что шахарит начинается по будням в 8 часов, а в выходные и праздники — в 9 часов, я отправился в гостиницу, чтобы утром прийти на службу.
Утром меня встретил тот же полицейский и показал, где расположен главный вход. Оказалось, что в синагоге два зала: верхний — большой зал и нижний — малый зал. Большой зал используется только по праздникам. Малый зал одноэтажный, и женская часть отделена перегородкой. Большой зал двухэтажный, женская часть находится на втором этаже. А на третьем этаже располагается бейт-мидраш, в котором регулярно проводят занятия для прихожан как раввин синагоги, так и приглашаемые преподаватели.
Арон аКодеш в главном молельном зале
Витражи в потолке большого молельного зала
Во двор синагоги, где устанавливается сукка, можно попасть только через основное здание, то есть, если здание закрыто, попасть в сукку не удастся.
Приятно удивило, что почти все постоянные члены миньяна не только свободно читают на иврите, но и могут выступать в роли шалиах-цибура — ведущего общественной молитвы. Времена Советского Союза не прошли бесследно — все члены общины русскоязычные. Также, кроме коренных рижан, среди них есть и переехавшие в Ригу из России, Дагестана и даже Чечни.
Малый зал Пейтау-шул. Молитва в разгаре: достают свиток Торы
После окончания молитвы ко мне подошел огромных размеров человек в ботинках 47-го размера, с большой окладистой бородой и добрыми глазами. Я сначала подумал, что это латыш, т.к. таких больших евреев никогда не видел, но оказалось, что это активный член общины — Йосеф Белявский. Он спросил меня, откуда я, где остановился и как планирую провести шабат. Мало в каких городах ко мне подходил кто-то и мной интересовался. Но в Риге все члены общины очень общительные и доброжелательные, что привело к тому, что я приехал на 2 дня проездом, а остался на все осенние праздники. Выслушав мою историю про электронные замки и испорченный кипятильник, Йосеф предложил посоветоваться с габаем или раввином, где лучше провести шабат.
Молитва в малом зале Пейтау-шул
Габай синагоги — Пинхас Розенберг, воспитанник московской ешивы «Торат Хаим». Раввин синагоги — коренной рижанин Элийоху Крумер. Услышав мою трогательную историю, он взял мой номер телефона и пообещал перезвонить до конца дня.
Элийоху Крумер возглавляет синагогу около двух лет. Сам он окончил Латвийский университет по специальности «психология» и даже подготовил диссертацию, но затем начал посещать рижский бейт-мидраш, в котором преподавал с 2004 по 2017 годы выпускник известной ешивы «Швут Ами» рав Шломо Нахат. Р. Элияйоху постепенно сделал тшуву и получил смиху раввина.
Должность главного раввина Латвии занимает р. Калев Крелин. Он родился в 1969 году в Москве. В 1988 иммигрировал в Израиль, где учился в разных ешивах, в том числе, в известной ешиве «Аран» в Иерусалиме. Также он работал преподавателем в Еврейской Академии в Копенгагене (Дания) и раввином общины Гейдельберг (Германия). Несколько лет был раввином синагоги общины «Young Israel» в США и главным раввином Литвы.
При синагоге функционирует мужская миква, а женская расположена в отдельном здании на Bruninieku iela (улица Рыцарская).
Вопрос с горячим питанием оставался открытым, но, к счастью, другой член общины, подошедший ко мне после утренней молитвы, оказался машгиахом кошерного кафе «7:40» Эльяху Лойбергом, который как раз направлялся туда, но ради меня сделал большой крюк, показав мне практически все достопримечательности Старой Риги.
Итак, кошерное кафе-магазин еврейской кухни (kafejnīca veikals ebreju virtuve) «7:40» находится в центральной части Риги в здании еврейской светской общины по адресу: ул. Сколас (Школьная), 6, но вход со стороны улицы Dzirnavu (Мельничная). Это уютное мясное кафе функционирует 6-й год под руководством Татьяны Бекермейстер. Вся мясная продукция имеет экшер меhадрин от главного раввина Латвии — Калева Крелина.
В этом кафе цены достаточно демократичные, особенно если сравнивать с Западной Европой, а тем более — со Скандинавией. В магазине есть хороший выбор кондитерских изделий, всегда в наличии халы и еврейская выпечка.
Ассортимент кафе достаточно разнообразный: от традиционных еврейских закусок — хумуса, хацилим, гефилте-фиш, форшмака за 5 евро и салатов за 5,5-6,5 евро (марокканского, Рамат Ган и с тунцом) — до супов и горячих вторых блюд, из которых стоит отметить: пельмени по-хасидски за 5,8 евро, говядина по-сефардски с рисом и тушеными овощами за 8 евро, курица в имбирном соусе за 6,5 евро и, конечно же, национальное латышское блюдо — рижский шницель с картофельным пюре (Rīgas šnicelis), который обойдется всего в 6,8 евро.
Само кафе со вкусом обставлено, интерьер украшают старинные фотографии синагог Риги.
Кошерно и со вкусом!
В здании по адресу: Сколас, 6, построенном как здание еврейского клуба, расположены Рижская еврейская (светская) община (Rīgas ebreju kopiena), музей «Евреи в Латвии», центр социальной помощи Хесед-Рига, молодежный центр, еврейский центр «Алеф», центр развития карьеры «Ариэль», библиотека, социальных центр «Wizo Rahamim» и латвийская ассоциация евреев-ветеранов войны.
Строительство здания началось в 1913 году по проекту известного архитектора Эдмунда Тромповского, а продолжено было уже в начале 20-х годов Паулем Мандельштамом — одним из первых латвийских архитекторов еврейского происхождения. В 1926 году здесь начала выступать труппа еврейского театра. Кроме того, в этом доме размещались различные еврейские общественные организации и библиотека, проводились еврейские праздники, свадьбы, лекции, концерты и собрания. В 1940-1941 годах театр был одной из немногих еврейских организаций, которая не была ликвидирована советской властью.
В 1941-1944 годах в здании находились различные учреждения нацистской оккупационной власти. Позже, в советское время, в здании на ул. Сколас, 6 размещался Дом политического просвещения, где проводились многочисленные идеологические мероприятия, в том числе, съезды коммунистической партии.
В начале 1990-х годов историческое здание, являющееся памятником архитектуры, охраняемым государством, было передано в пользование Латвийскому обществу еврейской культуры (ЛОЕК).
Рижская еврейская община — крупнейшая еврейская община в странах Балтии, насчитывающая примерно 8 000 человек. История Рижской еврейской общины началась в 1988 году, когда в Риге было создано Латвийское общество еврейской культуры (ЛОЕК), положившее начало возрождению еврейской общественной жизни в Латвии после десятилетий запретов и забвения советской поры. В 1993 году ЛОЕК был реорганизован в Рижскую еврейскую общину (РЕО). Сегодня Рижская община является членом Совета еврейских общин Латвии.
Работа Рижской еврейской общины направлена, главным образом, на сохранение и популяризацию культурного наследия латвийских евреев, поддержку молодежного движения и образовательных программ, помощь малообеспеченным членам общины, а также поддержку развития интеграции общества.
Музей «Евреи в Латвии», находящийся в здании рижской еврейской общины, был основан в 1989 году как музей и документационный центр и по сей день объединяет функции исторического музея и научно-исследовательского учреждения.
Основателями музея была группа евреев, переживших Холокост, под руководством историка Маргера Вестермана. К 1996 году было собрано достаточно материалов, чтобы открыть первую экспозицию. С 2002 года экспозиция музея, расположенная в трех залах, рассказывает об истории евреев в Латвии от ее начала и до 1945 года — правовой статус и экономическая деятельность, образование и религия, политические и интеллектуальные занятия.
В коллекции музея хранится около 14 тысяч единиц: документов, фотографий, книг и артефактов. Особый интерес представляют широкий спектр мемуаров XIX-XX веков, богатая коллекция семейных фотографий, а также печатные материалы различных еврейских организаций межвоенного периода.
В этот период с Латвией связаны имена таких известных раввинов, как рав Мордехай Элиасберг, рав Авраам Ицхак Кук, рав Меир Симха Коэн («Ор Самеах»), рав Иосиф Розин (Рогачевер) и рав Йосеф-Йцхак Шнеерсон.
В 2006 году была открыта экспозиция, посвященная Холокосту и спасителям евреев в Латвии, оккупированной нацистами. В армиях союзников воевало, как следует из материалов музея, около 1,5 миллионов евреев. Отдельная экспозиция посвящена евреям, сражавшимся в латвийских частях Советской армии. Их было около 4 тысяч человек, более половины — 2166 человек — погибли. Эта цифра специально для тех, кто говорит: «Евреев не убивало! Все воротились живы!»
Экспозиция еврейского музея
Ежегодно музей посещает около 10 тысяч человек. Помимо постоянной экспозиции, организуются выставки. Из них стоит отметить выставку «Исчезнувший еврейский мир в Латвии» (Die Verlorene Juedische Welt in Lettland) в Бундестаге в 1996 году и выставку «Еврейская община Латвии: история, трагедия, возрождение», организованную при поддержке Министерства иностранных дел Латвии.
Музей сотрудничает с латвийскими и зарубежными научными и академическими учреждениями, и также с отдельными исследователями и учеными. Одним из важнейших аспектов работы музея является изучение Холокоста, сохранение памяти о погибших, а также опознание людей, которые спасали евреев во время Холокоста, и увековечивание памяти о них.
Директор музея — Илья Ленский, куратор музея — Маргер Вестерман. Музей открыт для посетителей с воскресенья по четверг с 11:00 до 17:00. Вход бесплатный.
Хочется в очередной раз подчеркнуть добродушие рижских евреев: я пришел в пятницу, сказал, что планирую уезжать после шабата, и музей открыли персонально для меня.
Под эгидой еврейской светской общины также действуют светские школа и детский сад. Основанная в 1989 году, Рижская еврейская средняя школа им. Шимона Дубнова стала первой еврейской школой, открытой на территории тогда еще Советского Союза, и первой национальной школой в Латвии.
Сегодня школа им. Дубнова — это больше 30 учителей и 240 учеников, причем число воспитанников в последние годы устойчиво растет. В ходе учебного процесса реализуются две программы, лицензированные Министерством образования и науки: основного (1-9 классы) и всеобщего среднего (10-12 классы) образования. В 2010 году школа переехала в новое, полностью отремонтированное, здание на улице Миера, 62.
Помимо преподавания общеобразовательных предметов, в школе внимание уделяется и еврейскому воспитанию — как формальному, так и неформальному: в учебные программы введены уроки иврита, еврейской традиции и иудаики, еврейской истории. Кроме иврита, здесь преподается русский, латышский и английский языки.
Кашрут в школе не соблюдается. Как шутят соблюдающие евреи, кашрут в этой школе на уровне «треф хамур» (некошерно, но с устрожением) (игра слов с «треф гамур» — законченный треф).
В школе им. Дубнова традиционно отмечаются все еврейские праздники, часто на них приглашаются родители воспитанников. Старшеклассники собираются на встречи в Клубе интересных встреч и клубе «Иудаика». Работают танцевальные и вокальные ансамбли, студия живописи, шахматный кружок, проводятся выездные шаббатоны (вместе с родителями), зимние и летние детские лагеря. Действует система доставки учеников в/из учебного заведения школьными автобусами.
Рижская еврейская школа по праву гордится своими выпускниками. Имя Эдит Брод занесено в список лучших студентов Нью-Йоркского университета и молодых ученых-химиков США. Карина Оганесян выступала на сцене знаменитой оперы La Skala. Вице-чемпионка США по шахматам Анна Хан и чемпион мира среди юношей по спортивному ориентированию Анатолий Тарасов тоже закончили еврейскую школу в Риге.
Детский сад «Мотек» Рижской еврейской общины — это не просто детский сад, это с любовью созданное пространство мира детства, где к каждому ребенку относятся бережно, развивая его индивидуальность и прививая уважение к себе и окружающим.
Детский сад «Мотек» расположен в одном здании с Рижской еврейской школой им. Ш. Дубнова. Двор садика ухожен и оборудован игровыми площадками для детей разных возрастных групп. За территорией ведётся круглосуточное видеонаблюдение. «Мотек» является светским заведением, но живет по еврейскому календарю, с соблюдением еврейских праздников и традиций. Время работы: с понедельника по пятницу с 7.00-19.00.
У детского сада заключен договор о софинансировании с Рижской Думой.
Вечером, как и пообещал, мне позвонил раввин синагоги Элийоху Крумер и предложил остановиться на шабат в фонде «Эзра-Рига» по адресу ул. Лачплесиса (Lāčplēša iela), 70В. Лачплесис в переводе с латышского значит «разрывающий медведя» — герой латышского эпоса, воссозданный Андреем Пумпуром на основе народных преданий об отважном человеке, очищающего землю от захватчиков, и опубликованный в 1888 году.
Координатор фонда «Эзра-Рига»— реб Арон Гельфанд, машгиах — реб Барух Дергачев. Возникновение фонда началось с того, что в 2005 году группа добровольцев из членов миньяна синагоги создала программу «Эзра-Рига» с целью помочь одиноким и бездетным евреям Риги.
Вернувшись к еврейским традициям после распада Советского Союза, эти люди не могли остаться равнодушными к бедам других евреев, которые нуждались в поддержке.
Фонд ежедневно обеспечивает своих подопечных кошерной едой, устраивает трапезы по шабатам, помогает с жильем евреям, попавшим в кризисные ситуации.
В течение нескольких лет фонд содержит съемную квартиру, оборудованную под мини-пансионат с кошерной кухней, а также помогает с арендой жилья людям, лишенным средств к существованию. По программе медицинской помощи ежемесячно закупаются лекарства нуждающимся. Волонтеры фонда помогают подопечным добраться к врачам и в больницу. Фонд также оплачивает медицинские счета, а в экстренных ситуациях организует сбор денег на хирургическую операцию, покрывает расходы на кошерное захоронение неимущих.
Общее число подопечных составляет около полусотни человек. В съемной квартире выделено две комнаты под постоянно проживающих подопечных и одна комната специально выделена для ночлега гостей в шабат, куда меня и поселили.
В шабат все проживающие в этой съемной квартире с нетерпением ждут, когда из синагоги возвратится реб Арон, который вместе с женой проводит шабат со своими подопечными, и сделает для них кидуш.
Трогательно наблюдать, как доселе никому не нужные одинокие инвалиды сидят за большим шабатним столом и изучают комментарии Рамбана на недельную главу Торы под руководством того самого Йосефа Белявского, который оказался первым евреем, встретившим меня в Риге.
На этой же улице по адресу: Lāčplēša iela, 141 расположена средняя школа ХаБаД (Habad Lubavic ebreju vidusskola). Еврейская частная школа ХаБаД была создана в 1995 году. Она находится в историческом 4-х этажном здании, где с 1887 года до начала Второй мировой войны уже работала еврейская общеобразовательная школа, созданная с одобрения российского царя Николая I.
Во время второй мировой войны в этом здании находился юденрат — административный орган еврейского самоуправления, который по инициативе германских оккупационных властей в принудительном порядке учреждался в каждом гетто для обеспечения исполнения нацистских приказов, касавшихся евреев.
Школа ХаБаД, как и школа имени Дубнова, обучает детей по двум лицензированным Министерством образования и науки учебным программам: основного (1—9 классы) и всеобщего среднего (10-12 классы) образования. Кроме общеобразовательных предметов, дети здесь получают традиционное еврейское образование: учат иврит, изучают традиции и историю еврейского народа, знакомятся с первоисточниками, получают навыки изучения еврейских текстов. В школе созданы условия для безопасного пребывания детей: территория учебного заведения полностью огорожена, осуществляется ее охрана. Ученики обеспечены возможностью использовать школьный транспорт.
В школе обучается 35 еврейских учеников, соблюдается строгий кашрут, за которым следит машгиах — реб Барух Дергачев. На территории школы ХаБаД имеется отдельная кухня, на которой готовятся благотворительные обеды, а также блюда на заказ. Ассортимент не такой богатый, как в кафе «7:40». Из горячих мясных блюд вам предложат жареную куриную ножку за 6 евро, шаурму за 6,5 евро, жареное куриное филе за 6 евро и куриные котлеты за 5 евро.
При кухне есть небольшой буфет с кошерной выпечкой. Среди рижан популярно покупать в нем пирожки с капустой, картошкой и луком всего по 0,45 евро, а также булочки по 0,35 евро. Также можно приобрести халы на шабат.
В этом же здании на первом этаже находятся еврейский детский сад и ясли, которые посещают около 35 детей. В этом сказочном месте чудесные малыши становятся замечательными взрослыми. В этом детском саду никогда не бывает скучно. С первых дней дети погружаются в атмосферу еврейских традиций.
В игровой форме вырабатываются необходимые жизненные навыки, дети постепенно учатся благословениям на еду, молитвам, проводят встречу Субботы. Все это формирует и у ребенка, и родителей ощущение причастности, вовлеченности в жизнь еврейской общины. Занятия по подготовке к школе, танцы, спорт и музыка, душевный персонал — все это гарантия того, что таланты каждого ребенка будут раскрыты и поддержаны.
Каждое утро, оставляя своего малыша в группе, родители могут быть уверены, что ребенку будет тепло, уютно, весело, интересно, вкусно и безопасно. А забирая малыша домой, родителям надо быть готовым к огромному количеству впечатлений о проведенном дне. Ну и, конечно, еврейские праздники, в которых традиционно участвуют и дети, и взрослые, создавая непередаваемую атмосферу и радуя друг друга.
Рядом со зданием школы ХаБаД находится мемориал Rīgas Horālās sinagogas Holokausta memorials (руины синагоги). Расположен он на пересечении Gogoļa iela (улица Гоголя) и Dzirnavu iela (Мельничная улица), где с 1871 года по 1941 год находилась Рижская Большая Хоральная синагога (Гогол-шул), построенная в стиле нео-ренессанса по проекту архитектора И. Харденакса.
4 июля 1941 года, через три дня после вторжения нацистских войск в Ригу, местное отделение вспомогательной полиции, подчиненное германской полиции безопасности и службе охраны, по приказу нацистов сожгли синагогу, облив всю мебель горючим. Евреи находились внутри, и им не дали возможности покинуть здание. Число погибших превысило 400 человек. В этот день были сожжены и другие синагоги в Риге.
В 1988 году еврейская община на этом месте установила памятный знак. В 1993 году на остатках фундамента синагоги был установлен мемориал — символические стены с фрагментами оригинального убранства. Поддержку оказали латвийское правительство, еврейские организации и частные спонсоры из нескольких стран. В 2016 году мемориал был обновлен при участии совета еврейских общин Латвии.
Мемориал на остатках фундамента разрушенной синагоги
Напротив мемориала установлен памятник спасителям евреев во время Холокоста. Памятник выполнен в виде падающей стены длиной в 12 и высотой в 6 метров, символизирующей угрозу уничтожения, нависшую над евреями, и колонн с именами 270 спасителей, удерживающих эту стену. На центральной колонне находится портрет Жаниса Липке, которому удалось спасти от гибели более пятидесяти человек.
В левой части памятника высечены слова пророка Исайи: «…имя вечное дам им, которое не истребится…» (56:5).
Падающие стены, колонны с именами спасителей. На центральной колонне — барельеф Ж. Липке
С 1941 по 1945 год в оккупированной нацистами Латвии было уничтожено более 70 тысяч латвийских евреев. 548 евреев были спасены благодаря людям разных национальностей, социального положения, различных политических и религиозных взглядов.
Замысел установить памятник спасителям евреев получил широкую поддержку в обществе. Памятник был создан при финансовой поддержке Латвийского государства, Рижской думы, Совета еврейских общин Латвии и частных лиц. Под патронажем президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги был создан Фонд увековечения памяти спасителей евреев. В результате конкурса, объявленного фондом, лучшим был признан проект студентки Академии художеств Элины Лаздини.
Памятник Жанису Липке, которому удалось спасти от гибели более пятидесяти человек, был открыт 4 июля 2007 года, в День памяти жертв геноцида еврейского народа.
Жанис Липке работал в рижском порту. Вердикт латвийской таможенной службы от 1939 года за контрабандные нарушения свидетельствует, что он не был самым законопослушным среди портовых рабочих. Но в то ужасное время, пользуясь полученными в порту навыками контрабанды, Липке спас более 55 евреев от верной смерти.
Жанис просил своих друзей войти вечером в гетто вместо евреев, которых Липке вывозил утром. Так как численность возвращающихся совпадала, пропажа не была обнаружена. По утрам его друзья совершали побег с новой рабочей группой.
Липке выбрал в качестве убежища погреб 3х3 метра под сараем у своего дома на Кипсале, близ берега реки Даугавы. Погреб был хорошо снабжен продуктами питания и даже имел отопление, маленькую кухню и радиоприемник.
За день до уничтожения рижского гетто Жанис Липке сказал: «А вот и я. Я привез семерых людей. Если бы привез 70 или 700, то об этом можно было бы говорить долго». Не находя себе покоя, он поднялся и сказал: «Я возвращаюсь в Ригу, чтобы спасти больше людей».
Рижским Шиндлером называют в Латвии этого человека, который в годы Второй Мировой войны спасал от смерти евреев, ежедневно подвергая риску свою жизнь. Жанис Липке в числе 134-х жителей этой прибалтийской страны получил звание Праведника мира.
Решение о присвоении Янису и Иоанне Липке звания Праведника народов мира было принято 28 июня 1966 года музеем Яд Вашем. В 1977 году Липке был приглашен в Израиль для вручения документов, которое сопровождалось традиционной посадкой дерева на Аллее Праведников. Символично, что это дерево находится рядом с деревом, посвященным Оскару Шиндлеру.
Сразу после вторжения нацистов в Латвию в июне-июле 1941 г. начались репрессии и массовое убийство евреев. Евреи были отделены от своих сограждан, вытеснены из своих домов и заключены в гетто. За несколько месяцев евреи были полностью истреблены в большинстве населенных пунктов Латвии. Во время нацистской оккупации 1941-1945 гг. 70 тысяч латышских евреев и около 20 тысяч евреев, депортированных из других европейских стран, были убиты.
Музей Рижского гетто и Холокоста в Латвии (Rīgas geto un Latvijas holokausta muzejs), расположенный по адресу: Maskavas iela (улица Московская), 14A, был открыт 21 сентября 2010 года. Деятельность музея обеспечивает негосударственная организация «ШАМИР». Основной целью музея является увековечивание памяти о еврейской общине в Латвии и трагедии Холокоста во время Второй мировой войны. Музей расположен вблизи места нахождения бывшего гетто в Московском форштадте (Maskavas Forštate).
Музей занимается популяризацией истории еврейской диаспоры Латвии и рассказывает о катастрофических масштабах Холокоста на территории Латвии в период нацистской оккупации. Экспозиция музея располагается под открытым небом на территории одного из рижских «Красных амбаров».
Красные амбары — это исторический комплекс складских помещений схожей архитектуры, расположенный в Риге на набережной Даугавы, рядом с Центральным рынком и Железнодорожным мостом со стороны Московского форштадта. В настоящее время здесь насчитывается 35 кирпичных построек.
Амбары были сооружены как товарные склады для купцов, державших свои коммерческие предприятия вблизи рынка на набережной (Даугавмалас) — предшественника современного Центрального рынка —, и проживавших на территории Московского предместья.
В период нацистской оккупации красные амбары функционировали в качестве рабочих помещений люфтваффе — в одном из них работал Жанис Липке. В настоящее время этот амбар находится в состоянии запустения, однако существуют проекты по его реконструкции и благоустройству с целью размещения в нём другой части музея Рижского гетто, расширение которого планируется в ближайшем будущем.
Экспозиция музея состоит из 12 объектов.
1. Площадь еврейских символов, на ней — выставка «Штетл» с довоенными фотографиями латвийских городов и местечек и рисунками, изображающими еврейских жителей Латвии, буквы еврейского алфавита, выполненные из пород латвийских деревьев, скульптурная менора и мемориальная скульптура «Дерево надежды» (автор Э. Квятковский), посвященная спасителям евреев.
2. Дом из Рижского гетто. Этот двухэтажный деревянный дом был построен в середине ХХ века в Московском форштадте. Во время существования Рижского гетто в нем находилось около 30 человек. В 2011 году этот дом был перевезен в музей.
Во время Рижского гетто в этом домике находилось 30 человек
На первом этаже дома расположена часть музейной экспозиции — макеты синагог Латвии и экспозиция «Предметы из гетто». В довоенные годы в Латвии было около 200 синагог и молитвенных домов. На втором этаже дома воссоздана квартира гетто. В экспозиции представлена мебель довоенного и военного периода, а также предметы обихода.
Экспозиция внутри дома
3. Стенды, посвящённые жизни еврейской общины в I Латвийской Республике: фотографии синагог и раввинов Латвии, стенды, посвященные еврейскому образованию в республике, известным евреям, а также фотографии еврейских воинов, сражавшихся за независимость Латвии.
4. Карты гетто и московского форштадта, территория которого была выделена для гетто нацистской оккупационной администрацией (Генрих Лозе и Отто Дрекслер официально несут ответственность за преступления против еврейской диаспоры, поскольку их подписи стоят на документе от 21 октября 1941 года, легитимизовавшем создание Рижского гетто). Здесь можно увидеть современные фотографии зданий бывшего Рижского гетто, которых до сегодняшнего дня сохранилось около 250, карты еврейских исторических памятных мест: синагог, еврейских кладбищ, захоронений жертв Холокоста.
Также представлен подробный план Рижского гетто с местонахождением пункта медицинской службы, Рижского юденрата под управлением адвоката М. Эльяшева, тюрьмы «для провинившихся», а также с указанием внутренних границ между Малым гетто, Немецким (рабочим) гетто и Женским гетто.
На фотографиях изображены практически все дома, располагавшиеся на территории гетто — во время церемонии инаугурации музея прозвучала мысль о том, что Рижское гетто является практически единственным в Европе, которое не видоизменилось за последние 70 лет с окончания Второй Мировой войны. Важной частью экспозиции являются статистические сведения о количестве евреев, проживавших в Латвии в различных административно-территориальных единицах и населённых пунктах.
5. «К востоку от Аушвица». Карты СС и вермахта служат иллюстрацией первых шагов политики Холокоста в землях, оккупированных Германией на востоке Европы.
6. Выставки: «Рижское гетто в рисунках Александры Бельцовой». Художница Александра Бельцова (1892-1981) была одной из тех, кто посещал гетто. Работы Бельцовой — одно из свидетельств того, что происходило в Рижском гетто.
«3000 судеб» — выставка, посвященная евреям из Терезинского гетто (Чехия), транспортированным в Рижское для уничтожения.
«Путешествие с неизвестным финалом» — художественная инсталляция, подготовленная художниками из Бремена Дагмаром Кале и Крисом Штейнбрехером. Выставка посвящена памяти 230 евреев, которые были депортированы из Бремена в Терезин.
«Закрытые границы. Очерки дипломатической истории 1938-1943» — эта выставка из московского Еврейского музея посвящена теме миграционного кризиса в Европе накануне Второй мировой войны. Среди экспонатов выставки — документы, фотографии и видеосвидетельства, предоставленные Российским государственным архивом социально-политической истории, архивом Внешней политики Российской Федерации, музеем Яд ва-Шем, Винерской библиотекой в Лондоне, Библиотекой и музеем Франклина Рузвельта в США и Мемориальным Музеем Холокоста в Вашингтоне.
7. Выставка «Берлин — Рига. Билет в одну сторону» размещена в настоящем железнодорожном вагоне, который символизирует депортацию тысяч евреев из нацистской Германии в Ригу для уничтожения.
8. Выставка рисунков Иосифа Кузьковского — известного графика, работавшего в СССР и эмигрировавшего в Израиль. Он работал в жанре книжной иллюстрации и станковой графики. В его работах отражена тема Холокоста, представлены портреты латвийских Праведников мира — Жаниса и Иоганны Липке.
9. Стена памяти 25 000 евреев из Западной Европы, которые были привезены в Ригу и убиты. Малая памятная стена со списком имен погибших евреев, привезенных из Германии и Австрии с 1941 по 1944 год в Латвию на уничтожение. Данные о погибших основаны на архивных материалах немецких фондов.
В таких вагонах сюда привозили евреев из разных уголков Европы
10. Большая памятная стена, которая размещена по всей длине улицы гетто, содержит имена латвийских евреев, погибших в Холокосте. «Улица Рижского гетто» выполнена в виде длинного узкого прохода — слева проход обрамляют стенды с информацией и фотографиями, примыкающие к изгороди, которую опоясывает колючая проволока, а справа приводятся в ряд восстановленные в ходе многолетней кропотливой работы имена и фамилии более 70000 человек, ставших жертвой Холокоста. Ограждения и ворота сделаны так, как они выглядели во время нацистской оккупации. Мостовая выложена из камней, перенесенных с улицы Лудзас — центральной улицы Рижского гетто.
Памятная стена и улица гетто. Атмосфера немного чувствуется даже на фото…
11. Выставка «Евреи в Северной Африке во время Второй мировой войны» была разработана израильским институтом Бен-Цви под руководством профессора Хаима Саадона и представлена впервые в Европе. Она повествует о преследовании евреев в годы Второй мировой войны в странах Магриба: Тунисе, Марокко, Ливии и Алжире.
12. Выставка воспитанников художественной студии «PerspectivART», которая действует при Музее. В студии обучаются около 100 воспитанников: детей и взрослых разных национальностей.
Следует отметить, что музей предлагает объективную историю латвийского Холокоста, начиная с первых в истории СССР актов Холокоста в Елгаве и Риге и заканчивая преступлениями нацистов и отрядов добровольческой вспомогательной полиции на закате нацистской оккупации.
Экспозиция завершается сведениями о спасителях евреев — Анны Алмы Поле, Жаниса Липке, а также о людях, переживших румбульский расстрел — Элле Медалье и Фриде Михельсон.
Кстати, сам дом, где прятала евреев Алма Поле, находится в двух минутах ходьбы от синагоги Пейтау-шул по адресу: Peldu iela, 15. Пройдя до конца Peitavas iela, нужно повернуть налево на Mārstaļu iela, затем сразу направо на Kungu iela и затем налево.
На памятной доске написано, что здесь весной и летом 1944 года рижанка Анна Алма Поле прятала 7 человек. 24 августа 1944 года полиция убежище раскрыла. Некоторые из укрывшихся были убиты на месте. Других, вместе со своей спасительницей, Анной Алмой Поле, замучили в центральной тюрьме. Рядом цитата из книги пророка эпохи Первого Храма — Йоэля, входящей в ТаНаХ в числе двенадцати книг «малых пророков» — «Трей Асар»: «И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную».
Важно и то, что музей рассказывает о подпольном движении Сопротивления в Рижском гетто. С декабря 1941 по 28 октября 1942 года велась подготовка к прорыву и восстанию, активно с помощью полицейских-евреев накапливалось оружие на специальном законспирированном складе, распространялись листовки на латышском языке.
Участниками Сопротивления была предпринята попытка решающего прорыва, окончившаяся неудачно: в Улброке (под Ригой) десять участников подпольного движения и несколько советских военнослужащих, ехавших на грузовике в сторону расположения партизан в окрестностях Пскова, погибли в ходе ожесточённой перестрелки, попав в засаду. Движением сопротивления в гетто руководили коммерсант Овсей Окунь, М. Вульфович и М. Либерман.
Вход в музей бесплатный.
Если от музея пройти около километра по улице Московской, то после пересечения улицы Лачплесиса — той самой, на которой находятся школа ХаБаД и фонд «Эзра-Рига», — то по адресу: Maskavas iela (улица Московская), 57 вы увидите здание Старой-Новой синагоги (Altanaie-šul).
История этой синагоги уникальна.
В 1764 году в Риге жили так называемые «покровительствуемые евреи» (schutzjuden), которым русская императрица Екатерина II пожаловала право проживания в предместьях Риги — шорштадтах. Рижская еврейская община начала быстро расти после 1765 года, и вот почему: именно в этом году герцог курляндский подарил русской императрице Екатерине II деревушку под названием Шлок.
С целью развития Шлока императрица издала грамоту, на основании которой Шлоку были даны различные привилегии и льготы, включая предоставление гражданства иностранцам. Хотя евреи прямым текстом не упоминались, они всегда умели читать между строк и делать правильные выводы.
Многие воспользовались возможностью переселиться в Шлок, а после получения гражданства перебраться в Ригу. Положение евреев в Риге настолько упрочилось, что им удалось получить разрешение на приобретение под строительство синагоги участка земли с двухэтажным каменным зданием на улице Московской.
В этом здании раньше находилась фабрика спичек. В связи с тем, что денег на полную перестройку здания не хватило, в итоге половину синагоги занимала огромная печь, которая осталась от фабрики. Синагога была официально открыта в 1780 году.
Только в 1886 году на том же месте началось строительство нового двухэтажного здания, которое было к 1888 году перестроено в романском стиле по проекту архитектора Р. Шмелинга. Тогда у нее и появилось название Старая-Новая синагога (почти как Староновая синагога в Праге). Именно в таком виде фасад синагоги сохранился до сих пор.
Службы в синагоге продолжались до 1940 года. Как и другие рижские синагоги, она была разрушена и сожжена 4 июля 1941 года вместе с находящимися там евреями, которые отказались надругаться над свитками Торы.
После окончания Второй мировой войны, в 1946 году, здание было передано рижскому пенициллиновому заводу, который перестроил его для проживания своих работников, превратив его в трехэтажное и заменив внутренние перегородки.
В 1997 году, когда началась приватизация жилья и реституция, здание вместе с жильцами передали еврейской религиозной общине. В январе 1998 года община выделила одну пустующую квартиру для действующей в то время в Риге под руководством раввина Ицхака Митина маленькой ешивы Rīgas beis midrash.
Однако жильцы других квартир, платившие общине квартплату, написали коллективную жалобу, и в результате судебных разбирательств в 2006 году общине удалось получить только право на выкуп за половину стоимости двух квартир на третьем этаже. Так как денег у общины не было, квартиры были выкуплены организацией «Швут Ами — Балтия» при участии частных жертвователей.
Ешива Rīgas beis midrash была основана Ицхаком (Владимиром Петровичем) Митиным в 1989 году. Его история уникальна, как и история самой Старой-Новой синагоги. Родился он 10 апреля 1945 года в русской семье. Его мать Зинаида родом из Архангельской области. Отец был офицером КГБ, которого прислали в Латвию для борьбы с антисоветским латышским партизанским движением — «лесными братьями».
Владимир вырос в Риге, окончил школу и стал участвовать в диссидентском движении, впоследствии вошёл в рижскую сионистскую группу. В 1987 году эмигрировал с семьёй (жена и две дочери) в Израиль по израильской визе, которая была выдана благодаря тому, что супруга Владимира по отцовской линии имела еврейских предков.
В Израиле он прошёл гиюр, получил еврейское имя Ицхак и стал студентом русскоязычной ешивы «Швут Ами» в Иерусалиме. Прошли гиюр также его жена и дочери. В 1989 году Ицхак Митин вернулся в Ригу и открыл бейт-мидраш в арендованном здании. Митин приобщил к иудаизму многих молодых евреев Риги, и благодаря его усилиям более 20 рижских евреев полностью изменили образ жизни и стали ортодоксально-религиозными. Несколько рижан, которые имели среди предков евреев по отцовской линии, как и сам Митин, прошли ортодоксальный гиюр, и сейчас являются активными членами еврейской ортодоксальной общины.
Фото 1998 года
Все годы существования ешивы Ицхак Митин практически жил в Риге, изредка приезжая в Израиль к жене и детям, и «выбивал» невероятными путями средства на существование ешивы — главной цели его жизни.
В одном из разговоров он сказал: «Я должен пойти к раву Ицхаку Зильберу и просить у него денег на ешиву. Я хорошо знаю, что он “гол как сокол”, у самого нет денег, но он сделает, как всегда, все невозможное и из-под земли раздобудет пару тысяч долларов».
Умер Ицхак Митин 23 июля 2000 года в Риге. Похоронен в Иерусалиме на кладбище «Ар а-менухот». На его похоронах было более тысячи человек, включая рава Ицхака Зильбера, который вырвался из дома вопреки запрету врачей.
После смерти Ицхака Митина руководство ешивой взяли на себя Эльяху Лойберг и его сын Арон Лойберг. Ешива действовала до августа 2016 года. Именно в ней учились машгиахи Эльяху Лойберг и Барух Дергачев, а также и другие члены общины.
В настоящее время из-за отсутствия финансирования ешива закрыта, за состоянием помещения и еврейских книг следят Йосеф Белявский и Эльяху Лойберг, которые, как и другие члены общины, надеются, что в скором времени ешива вновь откроется.
Если пройти по Московской улице еще 1,5 километра до поворота на улицу Ebreju iela (Еврейская улица) или проехать по улице Московской на трамвае, то вы окажетесь в мемориальном парке, расположенном на территории Старого еврейского кладбища (Vecie ebreju kapi) — первого еврейского кладбища в Риге.
Первое упоминание о евреях Риги относится к 1725 году. В городе тогда проживало 20 мужчин-евреев, 9 женщин и 30 детей. Именно в этом году еврей по имени Зундель Гирш обратился в магистрат с просьбой выделить участок земли под захоронение умерших, чтобы не возить их в Курляндию. Магистрат удовлетворил просьбу и выделил евреям участок земли размером в 2577м2. Так в Риге появилось еврейское кладбище.
Захоронения здесь продолжались до конца 1930-х годов. После оккупации Риги немецкими войсками ритуальные постройки кладбища были сожжены дотла, а само кладбище стало местом массового захоронения людей, убитых на улицах и в домах Рижского гетто. За время существования гетто на кладбище были казнены и похоронены в общей сложности около 2000 человек.
Надгробные плиты, оставленные после Второй мировой войны, были украдены, а высокие кирпичные стены были снесены для собственного использования Рижским городским отделением ремонта и строительства Московского округа. Чтобы «решить» эту проблему, в 1960 году Старое еврейское кладбище было преобразовано в парк коммунистической бригады.
На кладбище было установлено два мемориальных камня: в 1994 году — камень со звездой Давида, выполненный скульптором Улдисом Стрёшем; в 2007 году — с надписью на латышском, английском и иврите «Старое еврейское кладбище (1725-1941)». В 2011 году на территории появился памятник в виде раскрытого свитка Торы, на котором на латышском и английском языках описана история кладбища.
В этом «свитке Торы» можно прочитать историю старого кладбища на 3-х языках
Рядом находится памятник, установленный правительством Венгрии в память о погибших в Латвии во время немецкой оккупации венгерских еврейках. Памятник сделан в виде двух склонившихся женщин, его посещают делегации из Венгрии и по традиции на руку одной из женщин вешают красно-бело-зеленые ленточки — это цвета венгерского флага.
Почти в 10 километрах от Старого еврейского кладбища по адресу: Maskavas iela, (улица Московская), 471 расположен мемориал Rumbula Forest Memorial. От кладбища можно доехать на автобусе номер 18. Из центра Риги доехать можно на поезде до станции Румбула. Указателей на станции нет. Вам надо по грунтовой дороге дойти до главной дороги, повернуть направо и продолжать идти около 8 минут. Затем вы увидите металлическую статую, снова поверните направо, поднимитесь по дорожке над парковкой — и вы увидите мемориал.
Румбула — одно из самых крупных мест массового уничтожения евреев в Европе. В ноябре 1941 года нацистское руководство приняло решение полностью уничтожить евреев, заключенных в Рижском гетто. Во время двух акций — 30 ноября и 8 декабря 1941 года — в Румбульском лесу были расстреляны более 25 тысяч человек, в том числе, около тысячи евреев, депортированных из Германии. Несколько сотен еврейских мужчин из концентрационного лагеря Кайзервальд были убиты на этом месте в 1944 году.
Многие годы после войны место массового убийства в Румбуле не было отмечено. Только после долгой борьбы, в 1964 году, местным еврейским активистам удалось преодолеть противодействие советских властей и добиться открытия памятного камня с надписью «Жертвам фашизма» не только на латышском и русском языке, но и на идише.
Полноценный мемориальный комплекс с ансамблем, созданным по проекту архитектора Сергея Рыжа, был открыт только в 2002 году. Комплекс был создан на средства государственных и общественных организаций Латвии, Израиля, США и Германии, а также на пожертвования частных лиц.
У дороги, на входе в мемориальный комплекс, установлена металлическая конструкция, символизирующая ужасы Катастрофы — по этому пути гнали на смерть тысячи евреев. Вход в мемориал обозначен двумя плитами с надписями на латышском, английском, немецком и иврите, повествующими о произошедших здесь трагических событиях. Тропинка ведет в центральную часть мемориала, где над площадкой, выполненной в форме звезды Давида, возвышается менора. Вокруг меноры установлены грубо отесанные камни с именами расстрелянных здесь рижских евреев. На некоторых булыжниках, которыми вымощена площадка, высечены названия улиц гетто.
На территории мемориала находятся шесть массовых захоронений, места которых обозначены прямоугольными бетонными рантами.
Параллельно улице Лачплесиса, на Stabu iela, 63 (улица Столбовая) находилась синагога Зойлен-шул, названная так по немецкому названию улицы — Зойлен-штрассе. Эта синагога, также построенная по проекту архитектора Р. Шмелинга в неороманском стиле, была открыта в 1906 году. При ее сожжении фашистами погибло около 30 евреев. После войны это здание было перестроено под учреждения, а в середине девяностых годов, как и Старая-Новая синагога, передано Рижской еврейской религиозной общине.
В Риге находится еще один мемориал по адресу: Biķernieku iela, 70. От Румбулы можно доехать на автобусе номер 15, либо из центра города на автобусе 16 до остановки Biķernieku mežs или на автобусе 18 до остановки Stacionārs Biķernieki.
В Бикерниекском лесу находится самое большое в Латвии место массового уничтожения и захоронения жертв нацистского террора. С 1941 по 1944 год здесь было убито около 35 тысяч человек, среди них — евреи из Латвии и стран Западной Европы, советские военнопленные и политические противники нацистов.
Во рвах Бикерниекского леса покоятся около 20 тысяч евреев. Первыми еврейскими жертвами стали несколько тысяч мужчин, которые после ареста в первые недели июля 1941 года были помещены в Центральную тюрьму, а оттуда привезены в Бикерниекский лес и здесь расстреляны. В 1942 году в Бикерниекском лесу были убиты около 12 тысяч евреев из Германии, Австрии и Чехословакии. В 1943 году здесь были уничтожены узники Рижского гетто, признанные непригодными к отправке в концентрационный лагерь Кайзервальд, а осенью 1944 года — нетрудоспособные заключенные Кайзервальда. Всего в Бикерниекском лесу было обнаружено 55 массовых захоронений.
30 ноября 2001 года на территории леса при поддержке Германского народного союза по уходу за воинскими захоронениями, Национального фонда Австрийской Республики, правительства Германии и муниципалитетов нескольких немецких городов был открыт мемориальный комплекс, созданный по проекту архитектора Сергея Рыжа.
В центре мемориального ансамбля находится куб из черного гранита — символический алтарь, на гранях которого высечены слова из книги Иова: «Земля, да не закрой крови моей. Да не знает покоя мой вопль» (16:18). Расположенные вокруг тысячи гранитных камней напоминают традиционное еврейское кладбище. По сторонам тропинок установлены каменные плиты с названиями европейских городов — родных мест тех, кто убит в Бикерниекском лесу.
Для всех соблюдающих кашрут могу сообщить, что два главных национальных рижских продукта можно легко найти в кошерном исполнении. Про рижский шницель я уже писал. Сейчас речь идет о ржаном хлебе из проросшего зерна и рижских шпротах.
Ржаной хлеб «пат исроэль» (еврейский хлеб) можно приобрести практически в любом продуктовом магазине шаговой доступности, например, в торговых сетях Rimi и Maxima. Этот хлеб из пророщенного латвийского зерна фирмы Hanzas maiznica (Ганзейский хлебопек) называется Kuršu spēka maize Rudzu (Куршский сытный ржаной хлеб) и производится под наблюдением главного раввина Латвии — Калева Крелина.
Что касается рижских шпрот, то кошерными являются шпроты фирмы Brivas Vilnis (свободные волны), которые были проверены EEK (East European Kosher Certification) под руководством раввина Пинхаса Гольдшмидта — президента совета европейских раввинов.
Также в супермаркетах продаются импортные продукты со знаком кашрута. Их можно найти в сетях магазинов Rimi, Maxima, Depo, Gourmet Studio, Krustpunkts, LaTS, Mego, Narvesen, Sky и других. А самый большой выбор, включая кошерные вина, представлен в крупном гипермаркете Stockmann, который находится почти напротив синагоги по адресу: ул. 13 Января, 8 (13. janvāra iela, 8).
Автор выражает благодарность прихожанам синагоги и фонду «Эзра-Рига» за теплый и радушный прием, а также Йосефу Белявскому, Эльяху Лойбергу и Баруху Дергачеву за предоставление уникальных материалов для статьи.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.