Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Еврейская община

Весь еврейский народ — в согласии с идеалами Торы — это общинное, или семейное, объединение всех общин.

Оглавление

Еврейская община — קְהִילָּה (кеила), קָהָל (кагал) — это религиозное объединение, прихожане синагоги. Чтобы группа евреев называлась общиной, достаточно чтобы она состояла хотя бы из 10 взрослых мужчин-евреев (миньяна), имела бы раввина и комнату для молитвы. В более широком смысле термин «еврейская община» применяется для обозначения всех евреев, проживающих в определенном населенном пункте, регионе (то, что в англоязычных странах называется «community»).

Община еврейская и нееврейская [↑]

Про общину в Торе нигде впрямую не сказано. Сказано только, что весь еврейский народ — это один целый коллектив, общность.

Тем не менее, известно, что евреи на всех этапах своей истории живут именно общиной. И если смотреть на общину как на объединение людей из одного племени, попавших в среду другого племени, то евреи были в этом первыми.

Община — это объединение единомышленников, и появилась она первоначально не как выполнение заповеди Вс-вышнего, а в результате человеческих усилий, и в первую очередь — усилий первого еврея, праотца Авраама.

Испытывая Авраама десятью испытаниями, Вс-вышний посылал ему неразрешимую, на первый взгляд, ситуацию или сложность, ведущую к прямой гибели — и тот, приняв этот вызов, не просто спасался, а приобретал необходимый навык для новых испытаний. Так и любая еврейская община на каждом этапе стоит перед новым вызовом, правильный ответ на который позволяет ей выжить и окрепнуть.

Любая еврейская община — это большое семейство объединившихся семей; любая еврейская семья — это община в миниатюре. А весь еврейский народ — в согласии с идеалами Торы — это общинное, или семейное, объединение всех общин.

Известно, что, согласно Торе, народы появились в результате разрушения Вавилонской башни. Первая нееврейская община была своего рода военизированной группой людей с присущей вооруженному отряду структурой. Управлял всем глава клана (царь, судья), под его началом состоял отряд воинов, в который входило фактически все мужское население. Многоуровневая система командиров, надзирателей и судебных исполнителей управлялась по принципу «пирамиды».

Каждое семейство несло общинную повинность, снабжая отряд всем необходимым: инвентарем, провизией и вооружением. Города и селения представляли собой осажденные лагеря, а станы кочевников — отряды, промышлявшие не столько пастушеством, сколько разбоем. Первенствовали в тех городах-общинах цари, главы кланов, военные правители, обладающие неограниченной властью и не соблюдающие никаких правовых норм.

Таков был до-авраамический мир: клан ставился выше отдельной человеческой личности. Праотец Авраам, познав Вс-вышнего, стал учить людей главному: милосердию, любви к ближнему и необходимости общества (семьи, клана) заботиться о его членах.

Авраам создал действующую модель первой настоящей общины, и он показал, как ею надо управлять, а также — как надо относиться к окружающим народам на уровне общин: не проявлять никакого насилия по отношению к «другим»; оказывать благотворное влияние на «других» при помощи личного примера; не перенимать чужих обычаев; любить своих и не проявлять ненависти к чужим.

С течением веков евреи в своих скитаниях оказывались в разных уголках мира. История показывает, что выдержали эти испытания, не ассимилировались и не были истреблены те общины, которые следовали принципам, заложенным праотцом Авраамом.

Первые общины [↑]

Очевидно, что среди угнанных в Ассирию 10 колен Израиля еврейская община не сформировалась, иначе они бы не рассеялись и не растворились в нееврейском мире.

Община в Египетской Александрии, образовавшаяся после разрушения Первого Храма, поначалу процветала. Но после того как евреи там перевели Тору на греческий язык и сами заговорили по-гречески, процесс эллинизации привел общину к упадку.

А вот община, сформировавшаяся в Вавилоне и державшаяся на принципах Авраама, удостоилась стать всемирным центром Торы на многие века, и величайшие мудрецы, ставшие ее стержнем и гарантом выживания среди вавилонян, написали Вавилонский Талмуд.

Духовная сущность общины [↑]

Итак, цель и одновременно суть еврейской общины — выжить среди других народов: не только остаться в живых, но и не ассимилироваться. Союз евреев с Б-гом вечен, и Вс-вышний их спасет, как обещал, но им нельзя пропадать, им необходимо учить Тору и передавать полученные знания следующим поколениям. Любой другой путь — не просто измена, но уничтожение связи между людьми и Творцом.

В какую бы страну ни приходили евреи, всегда они оказывались в центре густозаселенного района. И всегда им приходилось заново приспосабливаться к новым условиям существования. За то, чтобы народы позволяли евреям среди себя проживать, общины предоставляли финансовые услуги, почти всегда торговые, часто ремесленные. Но главное, что давали евреи народам — это моральные ценности.

Евреи учили людей создавать общину нового образца, где все стояло на трех основах: справедливости, абсолютной правде и мире (как неприятии вражды и ненависти). В трактате Пиркей Авот читаем (1:18): «Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: благодаря трем вещам существует мир — благодаря суду, правде и миру (между людьми); как сказано (Захария 8:16): “По правде, в правосудии и для мира су­дите в своих вратах”».

Функции общины [↑]

Правильно устроенная община — это то, что спасает евреев в галуте во всех смыслах — физическом и духовном. В средние века община стала как бы «еврейским анклавом», существовавшим по своим законам внутри христианского или мусульманского города.

Во многих странах на евреев возлагали коллективную ответственность за уплату налогов (королю или феодалам), и община была просто необходима для этого.

В большинстве государств общины признавались и даже устанавливались самими правительствами. Хотя бывало и иначе: в Австрии вплоть до конца царствования императора Франца (1835) венские евреи не имели права пользоваться термином «община». Официально они назывались «венскими евреями», во главе которых стояли представители; раввин функционировал в качестве «инспектора мяса», а проповедник назывался «преподавателем закона Б-жьего».

Вокруг общины сплачивались все местные евреи. Все дела в маленькой общине находились в ведении лишь одного лица. Более крупные общины имели свою структуру.

В некоторых странах общиной руководил выборный совет из семи «семи славных мужей города»). Число старшин — членов коллегии, решавшей все общественные дела, зачастую колебалось в зависимости от численности общины.

Общины брали на себя заботу о синагоге, доме учения, больнице, доме для старцев, о бедняках и сиротах. Во время голода, вздорожания пищи и накануне Песаха общинным благотворительным органам было всегда много работы. Для покрытия необходимых сумм все члены общины, не исключая женщин, детей и даже бедных, облагались известной податью, которая собиралась еженедельно, ежемесячно или три раза в год и поступала в кассу благотворительности.

Каждая община с момента своего основания стремилась в первую очередь обеспечить себя синагогой, кладбищем и судом.

Общинные суды пользовались широкими полномочиями. Как крайняя мера наказания обычно присуждалось отлучение от общины (херем).

Понятие раввин (рав) как духовный руководитель общины появилось в Западной Европе около X в., а в XII в. получило уже широкое распространение, хотя его должность стала оплачиваться общиной значительно позже. В восточных общинах руководителем общины был хахам (на ивр. «мудрец»).

Старшины, имевшие каждый свои функции, в разных странах и регионах назывались различно: например, рош (глава), парнас (кормилец), неэман («доверенный»), шамай (оценщик имущества), штадлан (ходатай) и т. д.

Кроме того, в общине были: магид (проповедник), даян (судья), хазан (кантор), шохет (еврейский резник), шамаш (синагогальный служка, выполнявший иногда функции судебного исполнителя), софер (секретарь, который вел актовую книгу общины).

Община предоставляла своим членам религиозные, судебные, социальные и финансовые услуги, содержала школы (талмуд-тора) для детей неимущих (крупные общины содержали также ешивы), обеспечивала наличие микве, а также ритуальный убой скота и птицы.

В компетенцию местных общин также входило введение такканот, принимаемых на съездах авторитетными раввинами и законоучителями.

Так, общины Шпейера, Вормса и Майнца (в еврейских источниках — акроним «Шум») в 1220 г. на раввинском съезде в Майнце приняли установления, известные как такканот Шум, которые признавались всеми еврейскими общинами Германии.

Одной из важнейших функций еврейской общины во все века были и остаются благотворительность и взаимопомощь. Погребальное братство хевра кадиша (святое общество) занималось похоронами, общество бикур-холим (посещение больных) — обеспечивало больных врачебной помощью (крупные общины содержали врачей для нуждающихся), медикаментами, уходом, а также моральной поддержкой.

О неимущих заботились также различные общества: малбиш-арумим (одевающий нагих), осей-хесед (делающие добро), гмилут-хасадим (безвозмездная помощь), алваат-хен (милостивая ссуда), ахнасат кала (помощь невестам-бесприданницам).

В некоторых странах и городах параллельно существовали (и существуют в наше время) несколько еврейских общин: хасидские, литовские, сефардские, бухарские и т.д.

Община и государство [↑]

Разные государства по-разному устанавливали свои отношения с еврейскими общинами. Например, в Германии, Италии, Австрии еврейские общины официально признаны государством и обычно известны как кеила, они отличаются четко очерченной формальной структурой, установленной государственным законодательством.

Во Франции, Бельгии, Нидерландах общины, признанные государством как религиозные учреждения, возникли в XIX веке в наполеоновскую эпоху и известны под названием консистория.

Есть множество общин, находящихся в подчинении у государства, а порой и полностью бесправных, как было до конца 1980-х гг. в Советском Союзе, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Польше, Болгарии, ГДР до ее объединения с ФРГ в 1990 г. — а также в Иране, Марокко, Тунисе, Сирии, Йемене. В этих странах общины либо подвергаются официальным ограничениям, либо над ними назначается строгий государственный контроль.

Особняком стоят еврейские общины США, где государство, предоставляя общине полную автономию во всем духовном строе, гарантирует охранной грамотой свободу и нерушимость религиозных отправлений.

Русскоязычные общины сегодня [↑]

В Советском Союзе предпринимались попытки создания общины в общегосударственном масштабе.

В декабре 1989 г. в Москве состоялся Всесоюзный съезд еврейских организаций и общин, избравший координационный орган независимого еврейского движения, так называемый «Ваад».

В начале 1990 г. по инициативе Московской религиозной еврейской общины был создан Всесоюзный совет еврейских общин. После развала Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) начали формироваться еврейские общины в СНГ и странах Балтии.

Несмотря на образование новых общин, численность еврейского населения в странах бывшего СНГ сокращается за счет массовой репатриации в Израиль, выезда в другие страны мира, ассимиляцию, резкое сокращение рождаемости в еврейских семьях.

В Москве насчитывается более 20 еврейских религиозных общин, в подавляющем большинстве принадлежащих к различным направлениям ортодоксального иудаизма, а также община грузинских евреев, община евреев-сефардов, община татов-иудеев, Общинный центр бухарских евреев.

Еврейские религиозные и светские общины стремятся объединиться как в рамках стран проживания, так и в рамках СНГ. Так, в 1999 г. представители еврейских общин образовали Федерацию еврейских общин (ФЕОР). В 2001 г. в ФЕОР входило 140 общин в 135 городах России.

Современные еврейские общины уделяют много внимания созданию и поддержке светских и религиозных еврейских школ, ешив, развитию высшего еврейского образования, воссозданию синагог. Создаются религиозные вечерние народные университеты, где взрослых людей знакомят с основами еврейского образа жизни.

И в наше время, как и было всегда исторически принято, действуют разнообразные программы благотворительной помощи пожилым и больным людям.

Общины русскоязычных евреев существуют в Израиле, США, Канаде, Германии, Австрии и даже в Китае.

На общине зиждется еврейский мир, и не зря каждую субботу после чтения Торы мы произносим особую молитву, призывающую Б-жье благословение на тех, кто объединяется, чтобы создать синагоги для молитвы, и кто собирается в них на молитвы; и кто обеспечивает светильники для горения, вино для кидуша и авдалы, пищу путникам; и всех, кто верно печется о нуждах общины.

Выводить материалы