Темы: Хасиды, Рав Ашер Кушнир, Община, Течения в Иудаизме
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ живу в России и уже год как начал соблюдать еврейские законы. Вот только не могу для себя решить, кем быть, литваком или хасидом? К какой общине примкнуть, мне и там, и там хорошо? Посоветуйте. Заодно подскажите, а как вообще надо относиться к различиям между течениями?
Еврейский мир еще с древних времен и, в особенности, после разрушения Второго Храма и изгнания из Земли Израиля разделен на разные общины. Они сформировались не вдруг и не произвольным образом, а в течение длительного времени и на основе духовного руководства раввинов этих общин. За каждым из этих течений — сложившиеся традиции и устойчивая концепция их уникального служения Всевышнему.
Такие общины были и на территории бывшей Российской империи. Но революция и последующие преследования с корнем все уничтожили. И вот, через 70 лет, после падения советской империи, представители той или иной общины начали возвращаться в страны бывшего СССР, чтобы возродить разрушенную еврейскую жизнь. Открыли заброшенные синагоги, организовали детские сады и школы и т.д. Постепенно вокруг них, этих посланцев, собирались группы местных евреев.
Подобны ли еврейские общины на постсоветском пространстве традиционным общинам?
Можно ли еврейские общины на территории бывшего СССР определить как обычные, традиционные общины: «литовские» либо хасидские? Вряд ли!
Тот факт, что деятельность по созданию общины начал, к примеру, хасид из Сатмара, не делает Вас как члена этой общины автоматически сатмарским хасидом. И даже если есть в городе две общины, а Вы выбрали одну из них, то никакого выбора в действительности не произошло. Ведь на практике присоединение к той или иной общине происходит по простому принципу: к кому прибило, там и находимся, где больше понравилось, к тем и принадлежим. Вряд ли на начальном этапе у кого-то есть знания и понимание, достаточные для того, чтобы сделать осмысленный выбор между разными направлениями или теми или иными общинами в еврейском мире. Это можно сделать, только глубоко разбираясь в Торе и в тех тонкостях, которые привели к различиям в подходе евреев к служению Всевышнему.
К кому принадлежать?
Практический совет таков. Не видеть себя членом конкретной общины и не стараться себя определить как литвака или хасида, а продолжать ходить учиться в любое место, где есть живая Тора, где стараются по-настоящему учиться и строго исполнять заповеди. А со временем, когда Вы разберетесь глубже в еврейской мудрости и традиции и когда все особенности различий между течениями будут Вами глубоко поняты, тогда этот вопрос прояснится сам по себе.
А как вообще надо относиться к различиям между течениями?
Действительно, надо прояснить, мы вместе или врозь? Ведь порой бывает, что Абраша не знает, кто такой праотец Авраам, но уже успевает твердо и однозначно установить свое отношение к тем или этим…
Ответ прост: если в основе еврейской жизни того или иного течения находится Шулхан Арух, то мы вместе, мы едины!
Поэтому нам, выходцам из бывших республик СССР, порой с трудом разбирающимся в основах иудаизма, не следует выискивать разногласия и концентрировать свой взгляд на различиях между разными течениями, а предпочтительней уделить свое внимание учебе и служению Творцу. Прежде чем мы сделаем усилие, чтобы понять, что нас разделяет, необходимо сделать гораздо больше усилий, чтобы понять, что нас объединяет!
Когда разговор заходит о межобщинных разногласиях, всегда предстает передо мной образ рава Ицхака Зильбера, благословенна память его, который никогда не делал никаких различий между ними, объясняя, что для нас, не познавших еще первые ступени еврейской жизни, разделение на общины и направления просто неуместно.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Ашер Кушнир
Рав Элазар Нездатный,
из цикла «Еврейская история»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, основатель хасидского движения.
Рав Бенцион Зильбер
Какая разница между «харедим» и «хасидим»?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Смысл и функции еврейского молельного дома. Священные книги, на которые опираются молитвы.
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский