Темы: Мировоззрение, Катастрофа, Вера, Рав Ашер Кушнир, Вторая мировая война, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМеня необыкновенно мучает вопрос. Я не понимаю верующих людей. Как можно верить в Б-га, который мог допустить уничтожение еврейского народа во время Второй мировой войны? Где Он был во время Катастрофы?
Тяжело понять из вопроса, чем вызван ваш интерес. Если личной трагедией, то ответа на ваш вопрос не существует. Чувствам невозможно что-либо объяснить, а можно лишь сердечно посочувствовать. Но если вы спрашиваете, чтобы понять, то ответа… тоже нет, но, по причине другой — вопроса изначально не существует. И хотя на эту тему написаны тома книг, и она необыкновенно широка и глубока, попробую просто и коротко ответить, почему даже сам вопрос не должен пробудиться.
Однажды неверующий Абраша встретил верующего Арончика, пристально на него посмотрел и угрожающе спросил:
— А где был Б-г во время Катастрофы?
— А ты религиозный?
— Нет! Я атеист!
— То есть, ты считаешь, что Б-га нет?
— Да!
— Так почему спрашиваешь «где Он был», Его же нет?!..
Итак, вопрос неверующего Абраши — это не вопрос, а пустая риторика. Хотя, вряд ли это Абрашу остановит. Он всё равно будет продолжать спрашивать снова и снова. Он им покажет…
А вот является ли эта тема вопросом для верующего Арончика? Ему, вроде правомерно задать этот вопрос, ведь для него реальность Б-га не вызывает сомнений. К тому же и ему хочется представить Б-га как доброго, терпеливого дедушку, который всегда простит наглые выкрутасы внучка, всегда придет на помощь и выручит его в самый критический момент. Так вот, Арончик молчит и для него это не вопрос. Почему?
Во-первых, потому что стыдно спросить. Ведь вопрос, где Он был, почему-то всегда пробуждается только тогда, когда вдруг нагрянет несчастье. А вот когда вокруг благополучие, человек здоров и мир царит, то совсем не слышно, чтобы кто-то хоть бы поинтересовался: «За что? Как Б-г это допустил?»… Поэтому стыдно спрашивать.
Во-вторых, по сути. Он знает, что написано в Торе Б-га ещё много тысяч лет назад. Если её открыть, то там ясно написано в главе Бэхукотай, Ваикра (26:3) об условиях союза между народом Израиля и его «дедушкой» Б-гом: «Если по установлениям моим будете вы поступать, и заповеди мои соблюдать и их исполнять, то дам Я вам…», и дальше перечисление всех благ которых удостоится еврейский народ. Но вот чуть дальше (26:14) написано обратное условие союза: «но если не послушаете меня, и не будете исполнять все заповеди эти, … нарушая союз мой, то поступлю с вами так. Пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза и мучающие душу…». И дальше подробно описываются семь страшных проклятий, которые постигнут еврейский народ. Этот союз неоднократно упомянут и в книгах пророков.
Другими словами, обращается Б-г к евреям: вы будете моим народом, народом великим и избранным, народом, который должен принести в мир Божественное присутствие и моральное исправление. Это великая миссия! Но знайте, что это может породить зависть и ненависть других народов. Не бойтесь, Я буду оберегать вас, и они не смогут причинить вам вреда. Но знайте же, что всё это, при условии, что вы будете хранить союз со Мной. А если захотите нарушить его, сбросить с себя свою роль и стать как все народы, захотите отвернуться от Меня, то и Я отвернусь от вас, и вы будете отданы воле тех самых народов, на которые так захотите стать похожими!
Получается, что у Арончика нет вопроса «где был Б-г», ведь ему память не отшибло. Он прекрасно знает, как евреи Германии, а за ними и всей Европы, «хранили верность» Торе, разорвав союз с Б-гом. Он читал, как раввины предупреждали о надвигающейся катастрофе, но евреи уже не хотели слушать. Они хотели быть как все, хотели стать наконец-то «нормальным» народом, как… немцы. И, как было обещано, были отданы в руки этого «нормального» народа…
Рав Ефим Свирский
Мирьям Климовская
Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Ехезкель Ляйтнер
Рав Овадья Климовский
Извне будет губить меч, а в домах — ужас?
Рав Бенцион Зильбер
Почему было уничтожено такое огромное количество нашего народа?
Неизвестный автор
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Вопреки всем объективным обстоятельствам в гитлеровском и сталинском аду Провидение уберегло и освободило самых выдающихся знатоков Торы Старого Света. Их последующее влияние фактически преобразило лицо мирового еврейства.
Мирьям Климовская
Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?» Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…
Рав Ефим Свирский
Неизвестный автор
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его