Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9
Тема

Еврейское местечко

Местечко (от польского мястечко (miasteczko); на идише — שטעטל, штетл — городок) — поселение полугородского типа в Восточной Европе, как правило, с преобладающим еврейским населением. В еврейском обиходе понятие «еврейское местечко»/«местечко» также подразумевало своеобразие быта еврейства и его религиозно-культурную обособленность. Еврейские местечки существовали с XV-го до середины XX-го века. При этом, большая часть еврейских местечек Восточной Европы в XVIII — XIX вв. вошла в т.н. «черту оседлости» — территорию, в границах которой разрешалось проживать евреям Российской империи.

Оглавление

История возникновения местечек в Польше [↑]

Местечко зародилось в Польше, где с XV-XVI веков представители местной знати основывали новые города, в которых выстраивали мощные укрепления и приглашали евреев селиться там на сравнительно благоприятных условиях (например, на определенный период предоставлялось освобождение от налогов).

Большинство таких городков было на осваиваемых восточных территориях Речи Посполитой — в нынешних Украине и Беларуси.

Выгода польских хозяев была очевидной: евреи развивали экономику местечка, и в то же время служили своеобразной прослойкой между владельцами и местным православным населением, принимая на себя весь негатив и озлобленность крестьян против польских дворян.

Планировка местечка в первую очередь была ориентирована на защиту от нападения извне. Главным градообразующем элементом являлся замок, стоявший на возвышенности в пределах городской черты, а иногда и за ней. В противоположных частях местечка размещались другие каменные сооружения: костел и синагога. Костел всегда в верхней части, синагога — в нижней, что должно было подчеркивать превосходство католицизма.

Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений, субаренда шинков, мельниц, мастерских, скупка сельскохозяйственных продуктов, коробейничество, ремёсла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней.

Еврейские общины со временем становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и законы. Например, уставы, составленные хозяевами местечек, как правило, запрещали торговлю на базаре по субботам и еврейским праздникам.

Пик развития местечка пришелся на середину XVII-го века, после конца Хмельничины и шведского вторжения, когда польское дворянство стремилось восстановить своё экономическое положение путем создания новых рыночных городов.

Постепенно местечками стали называть не только бывшие частные городки польской шляхты, а и все мелкие поселения такого типа в Восточной Европе.

Местечки заметно отличались от предыдущих видов еврейского поселения диаспоры во всех странах — от Вавилонии до Франции, Испании или Италии. В других странах евреи жили, разбросанные среди всего населения или, наоборот, населяли определенную часть города или еврейскую улицу (см. тему Гетто). Редко они образовали большинство. Это было не так в местечках, где евреи иногда составляли 80% населения или более, занимая большую часть города, особенно на улицах, сгруппированных вокруг рыночной площади.

Еврейские местечки в Российской империи [↑]

Еврейские местечки в Российской империи, как сказано выше, находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости: Царство Польское (с 1815 года), Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. В остальной части Молдавского княжества местечки развивались с 1862 г. в составе Румынии.

Статус местечка определялся российскими властями на уровне губерний. В ряде местечек действовало городское самоуправление, другие подчинялись администрации ближайшего города.

Вопрос о признании за населенным пунктом статуса местечка приобрел для евреев России большое значение после издания в 1882 году «Временных правил», запрещавших евреям селиться, а также приобретать и арендовать недвижимость в сельской местности, то есть вне городских поселений, к которым относились и местечки. Тогда местная администрация стала произвольно переименовывать местечки в сельские поселения.

Согласно российской переписи 1897 года, треть еврейского населения проживала в «малых городах», но население местечек было, вероятно, гораздо выше, поскольку многие формально города были фактически местечками. Местечко могло насчитывать и меньше 1000 жителей, и больше 20 000.

Своеобразие местечка [↑]

Евреи имели свою классификацию населённых пунктов. В идише различается штот (שטאָט) — город, штетл (שטעטל) — городок, ште́теле (שטעטעלע) — маленький городок.

Штетлом назывался населённый пункт, достаточно большой, чтобы поддержать основную сеть учреждений, необходимых для еврейской общинной жизни: по крайней мере одну синагогу, микву, кладбище, школу. Это было ключевое различие между местечком и деревней.

Идиш, на котором говорили в местечках, был, с одной стороны, проникнут намеками на еврейские традиции и религиозные тексты, с другой — насыщен идиомами и поговорками, отражающими яркую народную культуру.

Еврейские общины местечек были в значительной степени изолированными от внешнего мира. Они придерживались законов алахи, и «идишкайт» (традиционные еврейские ценности) и «меншлихкайт» (гуманность) были двумя главными ценностями. Должности чиновников и полицейских в местечке оставались за христианами, зато набор профессий среди евреев был весьма разнообразен: ремесленники, рабочие, водоносы, ученые талмудисты, раввины, синагогальные служки, учителя, стряпчие, соферы, ткачи-надомники, изготавливающие талиты, врачи, адвокаты, моэли, шохеты, гробокопатели и кладбищенские каменотесы, даяны и даже профессиональные нищие.

Профессиональные нищие по пятницам регулярно обходили дома зажиточных евреев, где им годами подавали строго определенную сумму. Даже у самого бедного в местечке еврея должны были все же быть деньги на оплату учебы сына в хедере — начальной еврейской школе — и на субботнюю халу. Говорили, что еврей в местечке от голода умереть не может — соседи не дадут, а если все же умрет, то не от голода, а от гордыни.

Действительно, благотворительность была основой жизни местечка, различные общинные организации заботились о нуждающихся, спасая порой от голода целые семьи.

И в местечках, как и сейчас, были талмидей-хахамим, которые с пяти часов утра до двенадцати ночи в молельном доме штудировали Талмуд, появляясь дома только по субботам и праздникам. Пропитание они добывали себе чтением «кадиша» вместо кого-то, уроками и трублением в шофар на Рош аШана. Их семьи жили за счет заработка жен, которые летом, например, торговали кукурузой, зимой — керосином, и круглогодично — маринованными огурцами и выпечкой.

Известный немецкий писатель еврейского происхождения Альфред Деблин, путешествовавший в 1926 году по Польше, написал о местечке: «Здесь все одухотворено, хотя порой внешне и не привлекательно. Духовному религиозному этот народ предан, как никакой другой. Их не отвлекают государственные заботы. Все эти заботы у них отняли римляне еще две тысячи лет тому, и государство им нужно только для восстановления Храма».

Санитарно-бытовые условия были часто убогими. Образовательные учреждения, особенно для детей из бедных семей, могли быть шокирующе плохими. Школу, которую содержал, как правило, полунищий еврей, называли хедером — слово это на иврите означает «комната», так как школа располагалась часто в одной-единственной комнате, в которой также жили жена и многочисленные дети учителя.

Учениками в хедере были мальчики в возрасте от трех до семи лет. Преподавались Тора и Талмуд, к ним добавлялось знание правил арифметики. К концу обучения ученики уже обычно умели переводить главы Торы на идиш. В результате, дети местечек были сплошь грамотными. Это отличало их от крестьянских сверстников — в своем огромном большинстве неграмотных. Никакое правительство, никакая страна в мире не пришла в то время к такому уровню грамотности, которого достигло местечко: 100 процентов мужского населения могло читать и бегло писать, независимо от того, был человек бедным или богатым.

В Бердичеве, Дубно, Корце, Кременце и многих других местечках уже в начале XVIII века работали типографии. В них печатались книги религиозного содержания на иврите, позже и местные газеты, чаще всего на идише.

Семейные события (рождение ребенка, обрезание, бар-мицва, свадьба, смерть) становились достоянием всей общины, которая выражала одобрение или порицание любому поступку своих членов.

Этот общинный контроль стал одним из главных регулирующих факторов самоуправления, в течение столетий поддерживавшего соблюдение предписаний алахи и следившего за общественным порядком, обходясь без собственных органов принуждения и не прибегая к вмешательству полиции.

Социальные различия, которые разделяли местечковых евреев, ощущались повсюду, от синагоги до рынка. В верхней части социальной лестницы были состоятельные «шейне идн», которые содержали учреждения местечка и контролировали их политику. В синагоге они обычно сидели у восточной стены. Чуть ниже были «балебатим» — «средний класс», владельцы магазинов и небольших предприятий. Дальше по социальной лестнице шли квалифицированные ремесленники, такие как часовщики и особо квалифицированные портные. В нижней части были обычные портные и сапожники, а затем водовозы и извозчики. Еще ниже были нищие и маргинальные типы.

До XX века «хевро́т» (на идише «хе́врес») — «компании» — были основой коммунальной общественной жизни. К ним относятся не только похоронное общество «хевра кадиша», которое было самым престижным, но и другие: посвященные предоставлению приданого бедным невестам, посещению больных или распределению средств для субботы и праздников.

Синагога, игравшая центральную роль в жизни еврея местечка, была не только домом молитвы и изучения законов веры, но и местом собрания общины. В бейт-мидрашах и большинстве синагог местечка молодые люди самостоятельно изучали Тору и Талмуд.

По местечкам разъезжали магиды и даршаны — публичные проповедники, чьи проповеди зачастую захватывали и объединяли всех членов общины (магид — буквально: рассказчик, сказитель).

Раби Яаков Кранц, «Магид из Дубно» (1740-1804) — «даршан» поколения, проповедник, устный толкователь Торы, учитель. Был известен во многих местечках Литвы, Белоруссии, Польши. Своей исключительной популярностью Магид был обязан не только блестящему таланту оратора, но и проницательному уму, обширным знаниям Торы и Талмуда, а также огромному опыту и здравому смыслу. Большую часть жизни странствовал из местечка в местечко, давая в синагогах уроки. Славился своим умением любую сложную тему объяснить просто, ясно и образно; состоял в дружеских отношениях с великим Гаоном из Вильны, в доме которого его принимали как члена семьи.

Хасидизм, с его непререкаемым авторитетом и почитанием цадиков — духовных вождей, каждый из которых, в рамках обще-хасидских представлений, указывал своим приверженцам особую тропу к избавлению, возник именно в местечках, этих островках целостного еврейского мира, разбросанных в океане чуждой цивилизации.

Основатель хасидизма Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов (Бешт; 5458-5520 /1698-1760/ гг.) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, родился в местечке Окуп на рубеже между Подолией (юго-западной Украиной) и Валахией (Румынией). И названия возникших позже хасидских дворов (Белз, Бреслав, Буян, Вижниц, Гур, Карлин-Столин, Садагор (Садигур), Сатмар, Слоним, Сквир, Цанз, Чернобыль) — это, по сути, названия местечек, в которых они появились.

Несмотря на нищету и погромы, которые время от времени прокатывались по всем еврейским местам обитания, период местечек дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев. В местечках Воложин, Мир, Тельз и других зародились крупнейшие ешивы.

Ешивы в местечках [↑]

Воложинская ешива (ешива «Эц а-Хаим» — «Древо жизни») была основана по инициативе Виленского Гаона, который поручил своему ученику, раву Хаиму из Воложина, создать ешиву для преподавания Талмуда в соответствии с методом, рекомендованным Гаоном.

Воложинскую ешиву часто называют «матерью всех ешив» — она стала прототипом для большинства всех ешив, существующих и сегодня по всему миру. Многие руководители других ешив, мэгидэй-шиурим, машгиахи были воспитаны именно в Воложинской ешиве.

В Литовском городе Тельшяй, который в еврейской традиции называют Тельз, в 1875—1880 гг. была основана другая известная ешива. В 1890-х гг. число ее учеников достигало 300—350 человек. Вскоре после присоединения Литвы к Советскому Союзу в 1940 году здание ешивы было конфисковано властями. Части раввинов и учеников удалось эмигрировать в США, где ешива продолжила свою жизнь под названием «Ешиват Телз».

Знаменитая ешива Мир была основана в 1815 году в местечке под названием Мир (сегодня это территория Беларуси) и стала одной из самых крупных и сильных ешив. Мирская ешива сыграла огромную роль в деле изучения Торы и в становлении мира ешив, воспитав целую плеяду талантливых учеников, ставших большими мудрецами Торы и духовными лидерами своего поколения, раввинами еврейских общин по всему миру и главами других ешив. Сегодня ешива Мир, которая находится в Иерусалиме и занимает почти целый квартал, считается одной из самых больших ешив в мире.

Мирской ешиве посчастливилось пережить царские преследования, которые не удалось преодолеть Воложину. Перед Первой мировой войной в Мире учились около двухсот пятидесяти студентов. Оттуда вышли многие выдающиеся раввины, ешива оказывала сильное влияние на еврейскую жизнь в Литве.

Крах местечек [↑]

В конце XIX — начале XX вв. эмансипация евреев, а также процессы индустриализации и урбанизации поколебали социально-экономические основы жизни местечек. В России, где продолжали действовать ограничительные законы против евреев, распад местечка был ускорен антиеврейскими репрессиями и экономическими стеснениями.

Экономические и социально-политические трудности, консервативность и традиционность жизни в местечке делали его все менее привлекательным для молодого поколения, среди которого росло увлечение революционными идеологиями и движениями.

Революция 1905 г. и сопровождавшие ее погромы, а также Первая мировая война и массовые выселения евреев из прифронтовой полосы нанесли тяжелый удар по укладу жизни местечка и еще более усилили миграцию евреев из него. Февральская революция 1917 г. отменила черту оседлости и антиеврейское ограничительное законодательство. Октябрьская революция и гражданская война, а также социально-экономическая политика советской власти разрушили экономический уклад местечка.

Во время гражданской войны в Украине и Белоруссии кровавые погромы устраивали армии борющихся сторон, а также многочисленные банды, которым в ряде местечек успешно противостояли отряды самообороны, бессильные перед регулярными войсками и крупными повстанческими отрядами.

Сотни местечек подверглись разгрому, часть из них неоднократно, а некоторые были буквально сметены с лица земли или покинуты еврейским населением. Не менее 60 тысяч евреев были убиты только на Украине, значительная часть еврейского имущества была разграблена или уничтожена.

«Новая экономическая политика» (НЭП) с ее налоговым прессом привела к окончательному обнищанию местечка. И хотя в 1921-25 гг. наметилась тенденция к возвращению беженцев в родные места, молодежь, обреченная в местечках на безработицу, предпочитала селиться в больших городах и внутренних районах страны.

Положение еще больше осложнилось в результате свертывания нэпа. Бывшие торговцы-нэпманы, «служители культа» (то есть раввины), а также кустари-одиночки были объявлены «нетрудовым элементом» и лишены не только избирательных прав, но и права на трудоустройство и получение жилья. Коллективизация в 1929-1930 гг. прикончила всё, что осталось от традиционных рыночных отношений между местечком и деревней.

Тем не менее, вплоть до Второй мировой войны местечко сохраняло национальный характер и служило хранилищем языка идиш, традиций и еврейского быта. Многие евреи сумели посещать религиозные службы, обрезать своих новорожденных сыновей, есть мацу на Песах и покупать кошерное мясо, а также продолжали говорить на идише и гораздо реже вступать в смешанные браки, чем их современники в крупных городах. Даже отошедшие от веры местечковые евреи, чаще всего, ходили в синагогу в субботу и праздничные дни, чтобы избежать общественного осуждения.

В Литве и Польше в период между двумя мировыми войнами местечко в известной мере сохраняло свой традиционный уклад жизни. В 1939 году около 40% всех польских евреев по-прежнему жили в местечках, чьи еврейские общины также претерпевали изменения.

Во многих местечках действовали новые современные светские и религиозные еврейские школы, порвавшие с традиционными образовательными моделями. Государственная политика ударила еврейских купцов и ремесленников особенно жестко. В 1930-е годы волна погромов прокатилась по многим польским местечкам.

Секуляризация ускорялась, и продолжали развиваться новые формы культурного самовыражения: в ежедневной прессе, театре, литературе, кино. К 1939 году большинство еврейских детей посещали государственные школы на польском языке, и еврейская пресса на нём становилась всё более влиятельной.

По мере того, как дороги и железнодорожный транспорт улучшались, многие местечки постепенно превращались в пригороды крупных городов. Танцы, спортивные мероприятия, фильмы, и даже конкурсы красоты стали общими чертами местечковой жизни!

Раби А.Миллер пишет в своей книге «Распад над бездной» о коренных изменениях в местечке Холешов: «На изображении, помещённом в брошюре, рассказывающей об истории этого местечка, запечатлено свидетельство глубины духовного распада перед Второй мировой войной. На фотографии — многолюдная демонстрация в местечке. Участники (с непокрытыми головами) несут огромный транспарант, протянувшийся от края до края колонны. На транспаранте надпись на идиш: “Долой клерикализм!” Эта демонстрация — одна из многих, проводившихся в поддержку лживых, захвативших умы, идей».

В период Катастрофы европейского еврейства обитатели большинства местечек были уничтожены. Жителям местечек было труднее эвакуироваться, чем жителям больших городов. Их уничтожение изменило весь характер восточноевропейского еврейства: была стерта с лица земли та часть еврейского общества, которая была наиболее близка к традиции, и в меньшей степени впитала нееврейскую культуру.

Лишь незначительные остатки еврейских местечек после Второй мировой войны сохранялись в течение нескольких десятилетий в Румынии, Молдавии, Закарпатье, Литве и некоторых других областях Восточной Европы, но и они растворились в европейском мире.

Местечко в литературе и искусстве [↑]

С середины XIX века местечко стало культурным и литературным термином. Образ штетла используется как метафора для обозначения традиционного еврейского образа жизни, бытового и культурного уклада, а также как символ утерянного традиционного мира восточно-европейского еврейства.

Этот «образ местечка», в отличие от «реального местечка», часто исключительно еврейский, где община жила в еврейском пространстве и времени и сохранила традиционную еврейскую жизнь. В литературе, в политической и культурной речи, «образ местечка» вызывал много различных реакций, которые варьировались от пародии и презрения до восхваления как предполагаемого бастиона чистого «идишкайта».

В период Хаскалы в новой литературе на идише и на иврите сложился cугубо отрицательный образ местечка, когда местечковые евреи изображалась убогими, бесправными, нищими и фанатичными, как, к примеру, в сатирических произведениях писателя, выбравшего себе псевдоним Менделе Мойхер Сфойрим.

В русском языке слово «местечковый» обрело негативную коннотацию как символ провинциальности и ограниченности.

В XX веке многие еврейские писатели, потрясенные страшными событиями своего времени и деградацией местечка, стали идеализировать его нравы, и этим способствовали его мифологизации.

Известный еврейский писатель Шолом Алейхем пишет о еврейском местечке и его обитателях с теплом и любовью. Жители Шолом-Алейхемского обобщенного местечка Касриловка встречали несчастья с достоинством, юмором и внутренней силой, веря в конечное торжество справедливости.

Характерные образы жителей местечка, их быт и сцены местечковой жизни запечатлели многие художники, самыми известными из которых являются Юдель Пэн и его ученик Марк Шагал.

Мифологизированное представление о жизни местечка, насыщенной подлинно еврейскими ценностями, возродилось после Катастрофы в сознании многих евреев — потомков жителей местечек, в том числе и израильтян. В идеализированных описаниях местечка — «мира наших отцов», — полностью игнорирующих негативные его черты, сквозит ностальгия по утраченному раю, где жизнь была цельной, религиозной, патриархальной, глубоко человечной и трогательно наивной, а само местечко представляется разросшимся до размеров поселения отчим домом.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления и защищённости от внешнего нееврейского влияния, которого крайне не хватает в наш век.

Выводить материалы