Гетто — термин, укоренившийся для обозначения городского квартала, в котором евреи жили отдельно от остального населения, по доброй воле или по принуждению извне. Слово «гетто» происходит от итальянского «ghetta», что означает пушечный или литейный завод: вблизи такого завода находился еврейский квартал, устроенный в Венеции в 1516 году.
Во время Второй Мировой войны понятие гетто приобрело другой смысл — целью создания еврейских гетто стало планомерное уничтожение еврейского населения (см. тему Холокост). Нацисты помещали евреев в специальные изолированные районы, а затем убивали.
Оглавление
История гетто до Второй Мировой войны [↑]
В силу того, что еврейская жизнь имеет по своей природе общинный характер, евреи всегда стремились поселиться компактно. После разрушения Храма и рассеяния евреи разных стран в большинстве своем жили обособленно.
В истории гетто можно условно различить два периода: до устройства римского гетто в 1555 г. и после него.
Первый период характеризуется тем, что, наряду с еврейскими кварталами, устроенными по приказанию властей, существовали — а в некоторых странах и преобладали — гетто, где евреи селились по собственной воле. В средневековой Европе, например, гетто имело то преимущество, что жители находились под защитой окружавших его стен. Власти обычно не вмешивались во внутреннюю жизнь евреев.
В 1555 году Римский папа Павел IV издал буллу, где было сказано: «В Риме и прочих городах папских владений евреи обязаны жить совершенно изолированно от христиан, в помещении или на улице, где имелись бы один вход и выход; лишь одну синагогу они могут иметь, и никакой земли они не должны унаследовать». Папа назначил для гетто несколько узких улиц по левому берегу Тибра, куда обязал переселиться евреев. Жители не имели права покидать пределы гетто в ночное время и в дни христианских праздников. Выходить на территорию города они должны были в специальных желтых шляпах.
Римское гетто состояло из двух частей — более аристократической и бедной, которая часто затоплялась во время наводнений при разливах Тибра. Сплошная стена отделяла район от остального города. Недалеко от входа был поставлен крест с надписью из книги пророка Исайи(Иешаяу 65:2): «Весь день я простираю руки к народу непокорному» — для обозначения скорби церкви по поводу еврейского «неверия».
По мнению путешественников, посещавших римское гетто, нельзя было представить себе более нездорового места, чем эти тесные улицы с многоэтажными домами (не принадлежавшими евреям; хозяева-христиане назначали высокие цены за квартиры) и усеянные лавочниками и ремесленниками, сотнями сидящими за работой на улицах. Только в 1814 году папа Пий VII разрешил немногим евреям жить вне гетто, и лишь в 1870 г. Римское гетто было упразднено.
Подобные районы существовали и в других итальянских городах — Флоренции, Турине, Пизе, Генуе, Неаполе.
Гетто других европейских стран — например, Германии и Австрии — не носили такого отпечатка унижения и стеснения, как в Италии. В Вене, например, в XVI в. возникло особое еврейское поселение, соединенное мостом с остальным городом.
Система еврейских гетто была упразднена в период наполеоновских войн. Император Франции вводил в завоеванных странах принципы гражданского права, которые не допускали возможность дискриминации.
В Российской империи гетто, как таковое, практически не существовало. В XVIII веке появилось ограничение, известное под названием «черта еврейской оседлости» — запрет евреям селиться на обширной части территории страны, где, в основном, находились крупные города. Исключение составляли территории Речи Посполитой, отошедшие к России в конце XVIII — начале XIX века, где гетто сохранились в нескольких городах, и вплоть до 1862 было ограничено право поселения евреев вне специально отведенных улиц.
Гетто во время Второй Мировой войны [↑]
В период Второй мировой войны (1939-1945) словом «гетто» стали называть своего рода концентрационные лагеря, куда переселяли евреев с целью уничтожения.
Процесс организации гетто обычно проходил в два этапа. Сначала нацисты формально отделяли евреев от остального населения и запрещали им менять место жительства, появляться без специальных опознавательных нашивок, пользоваться общественным транспортом, ходить по центральным улицам, продавать и покупать недвижимое и другое имущество и т.д.
На втором этапе их переселяли в гетто — отгороженную охраняемую территорию (часть города), откуда было запрещено выходить без специального разрешения. Помещенных сюда евреев использовали на тяжелых принудительных работах. Постепенно их отправляли в «лагеря смерти», где убивали в газовых камерах.
Всего на оккупированных нацистами территориях было организовано около 1150 гетто. Наиболее крупные из них — Варшавское (450 тыс. человек), Лодзинское (204 тыс. человек), а на территории СССР — Львовское (100 000 человек) и Минское (около 80 000 человек).
Жизнь в нацистских гетто [↑]
Условия жизни в гетто были нечеловеческими: страшная скученность, голод, антисанитария, почти полное отсутствие лекарств. В Варшавском гетто, например, евреев набивали по 13-15 человек в комнату, а одному жителю гетто в Гродно полагалось не более 1 квадратного метра жилья. Узники получали мизерный паек, мучались от холода, вшей, отсутствия канализации и водопровода, гнойных ран, непосильного труда. За любое неповиновение людей расстреливали на месте. Евреям-врачам запрещено было оказывать медицинскую помощь; а при угрозе эпидемии обычно убивали всех жителей гетто.
Но и в этих условиях евреи пытались помочь друг другу. Иногда удавалось нелегально доставать продукты — покупать или выменивать их у местного населения. Например, в Вильнюсском гетто какое-то время ввозили телеги с продуктами, купленными у литовцев, маскируясь вывозом мусора или умерших узников. В некоторых гетто евреи выращивали овощи, устраивали благотворительные столовые. В Варшаве, Белостоке и других местах была организована поддержка части людей едой и одеждой, а в гетто Щучина обеспечивали больных горячим супом. В большинстве гетто были организованы бани; врачи тайком лечили больных, существовали подпольные школы для детей, ешивы, устраивались культурные мероприятия — спектакли и концерты, которые помогали людям спастись от отчаяния.
Функции самоуправления исполняли юденраты — еврейские советы, принудительно создававшиеся фашистами. Обязанные реализовать приказы оккупантов, они были своего рода заложниками, отвечающими за все, что происходило в гетто. За неподчинение члены юденратов немедленно истреблялись. Так, в Львовском гетто из четырёх председателей трое были расстреляны, в Минском — двое, в Вильнюсском — двое председателей и ещё несколько членов юденрата. В Лидском гетто, Монастырщине и Хиславичах первые юденраты были расстреляны в полном составе.
Нередко члены юденрата кончали жизнь самоубийством в отчаянии от невозможности помешать убийствам узников и их депортации в лагеря смерти. Так, узнав о депортациях, покончил с собой Адам Черняков — глава Варшавского гетто.
Во многих гетто существовали подпольные организации, призывавшие к вооруженному сопротивлению фашистам. Самое широкое и острое сопротивление было в Варшаве весной 1943 года. Для подавления восстания немцам пришлось использовать армию. В ходе боев еврейское население было полностью истреблено, а само гетто сравнено с землей.
Небывалый в истории размах антисемитизма [↑]
Никогда в истории не было такого размаха антисемитизма, как во время уничтожения евреев в нацистских гетто и лагерях смерти. Ненависть и жестокость просвещенных арийцев при молчаливом согласии всего мирового сообщества унесла жизни более 6 миллионов евреев, из них — полтора миллиона детей. Пусть сотрется сама память об этих злодеях из человеческой истории!