Темы: Воскрешение из мертвых, Земля Израиля, Похороны, Траур, Уважение, Еврейские кладбища, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДРОБНЕЙ УЗНАТЬ О ЕВРЕЙСКИХ КЛАДБИЩАХ. Каков их статус относительно святости? Есть ли разница в их значении в Израиле и диаспоре? Есть ли разница в статусе еврейских кладбищ в самом Израиле? Например, на Масличной горе и горе Герцля? Как мы должны относиться к попыткам властей ликвидировать старые кладбища в галуте и Израиле? Есть ли какой-то срок давности, после которого территория кладбища может отойти под дорогу или застройку? Связан ли этот вопрос с будущим возрождением мёртвых? Спасибо.
Вскоре после Первой мировой войны раввину Яакову Вайнбергу, одному из выдающихся мудрецов прошлого поколения, был задан вопрос о галахической допустимости перенесения еврейского кладбища из одного места в другое (поскольку в той местности не осталось больше еврейской общины и существовало опасение, что кладбище может быть осквернено). Прежде чем обратиться к рассмотрению данного вопроса (респонс Сридэй Эш 2:100), он написал небольшое вступление, выдержки из которого целесообразно привести здесь:
«Перезахоронение останков из одной могилы к другую — это проблема, к которой наши раввины во всех поколениях относятся очень серьёзно. Мудрецы уделяли много внимания этой проблеме и настойчиво требовали должного уважения к мертвому телу». Далее Рав Вайнберг приводит ряд высказываний из Талмуда, где мудрецы называют осквернение и унижение мертвого тела своеобразной формой убийства. «Душа еврея чувствует неимоверное страдание и боль от унижения ее тела. Один из ришоним (ранних комментаторов), Коль Бо утверждает, что достойное и уважительное обращение с телом умершего является подтверждением веры в конечное воскрешение из мертвых. И, наоборот, осквернение и унижение — выдают убеждение, что смерть является окончательной и необратимой. И поэтому мы видим, что время от времени, когда вставал вопрос о перезахоронении останков, великие мудрецы исполнялись страха и трепета и потому досконально и скрупулезно изучали все стороны вопроса, даже когда доводы в пользу того или иного решения были очевидны».
Строительные работы на месте кладбища, раскопки и, тем более, ликвидация кладбищ представляют серьёзную галахическую проблему. Попробуем вкратце разобрать некоторые её аспекты:
1. Общий запрет перезахоронения и раскапывания могил
Говоря в общем, еврейский Закон (за исключением чрезвычайных случаев) резко осуждает откапывание и перемещение трупов из их могил, даже если они будут перезахоронены в другом месте (или даже в том же месте).
Существуют два основных подхода к источнику этого запрета. Некоторые галахические авторитеты рассматривают откапывание останков как акт осквернения и унижения умерших, подобный вскрытию и кремации (Респонс Шиват Цион 63, Швут Яаков 2:103). Другие указывают, что когда тревожат останки, души умерших исполняются ужасом и трепетом, полагая, что их снова вызывают на Б-жественный Суд (Коль Бо, приводится в Бейт Йосеф, Йорэ Дэа 363). Оба эти объяснения предполагают, что душа, которая находилась в теле при жизни, каким-то образом связана с этим телом и может испытывать страдание, когда останки тревожат.
Кроме того, приводятся и другие галахические соображения. А) перезахоронение является своего рода кражей, ведь тело лишается своего «дома», в особенности, если место для захоронения было куплено за деньги. Б) если тело был захоронено в непосредственной близости от могил других членов семьи, перезахоронение лишает его привилегии покоиться рядом с предками (респонс Циц Элиэзер 5:20(18). Г) Обширные раскопки легко могут привести к смешению костей и останков из разных могил, что является особой формой осквернения мертвого тела (респонс Хатам Софер, Йорэ Дэа 353).
2. Правильная процедура перезахоронения
Даже в тех крайних случаях, когда перезахоронение разрешается, с останками необходимо обращаться достойно, с надлежащим уважением, как это предусмотрено еврейским Законом. Необходимо следить, чтобы останки разных тел не перемешивались и были захоронены отдельно. Это должно быть сделано максимально быстро и без различных археологических и тому подобных исследований. Кроме того, если тело было захоронено прямо в земле, как правило, вместе с телом должна быть перезахоронена и земля глубиной на 3 пальца (Мишна Назир 9:3, Оалот 16:3, респонс Сридэй Эш 2:100).
3. Запрет использования тела умершего, а также использования могилы «не по назначению» и извлечения из них выгоды
В Талмуде (Сангедрин 44б) сказано: как мертвое тело, так и надгробные камни и строения запрещено использовать и извлекать из них выгоду (камни и строения запрещено использовать не по назначению). По мнению многих галахических авторитетов это относится также и к земле, которая была использована для захоронения (Рамо 364:1). Следовательно, во многих случаях использование участка земли, на котором находилась кладбище, даже после перезахоронения, может представлять проблему.
4. Ограничения на отдельные виды деятельности на кладбище, связанные с законами святости этого места
На кладбище запрещены различные формы легкомысленного поведения и некоторые виды деятельности. Эти ограничения были установлены мудрецами. На кладбище запрещено:
— есть и пить,
— вести легкомысленные беседы,
— проходить, чтобы сократить путь,
— пасти животных,
— укрываться от дождя или солнца,
— спать и т.п.
Эти запреты подробно разбираются в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 368). (Можно обратить внимание, что многие из этих запретов подобны запретам легкомысленного поведения в синагоге). Общая причина приведённых запретов — уважение к умершим и к святости места захоронения (см. также респонс Хатам Софер 335, Хазон Иш 209(15)). Соответственно, даже после перезахоронения возведение на месте кладбища различных увеселительных заведений может быть проблематичным.
Может возникнуть соблазн спросить: с учетом всех остальных проблем еврейских общин в Эрец-Исраэль и за её пределами — почему наши усилия должны быть направлены на предотвращение осквернения кладбищ? В конце концов, не должны ли нашей главной заботой оставаться потребности живых? На это можно дать несколько ответов.
Во-первых, одна проблема не отменяет другую. Наша обязанность как евреев — выступать против зла и осквернения, в какой бы форме они не проявлялись.
Во-вторых, проблема осквернения мест захоронения близка не только религиозным евреям, поэтому при правильном подходе в этом вопросе можно легко найти понимание.
В-третьих, Швут Яаков (2:103) пишет, что оскорбление умерших вызывает Б-жественный гнев и может стать причиной многих страданий и трагедий для живых. Поэтому когда еврейский народ проходит тяжёлые испытания (и в настоящее время), представляется разумным использовать все возможности, чтобы защитить себя и свою Землю и заслужить милость Вс-вышнего.
В-четвертых, Хатам Софер (6:37) отмечает: когда евреи относятся к своим умершим неуважительно (так, как народы мира не поступают), то представителей других народов ничто не удержит от осквернения и разрушении еврейских могил. «Если евреи не заботятся о себе, то почему мы должны?». Действительно, ведущие раввины поколения обеспокоены тем, что в связи с раскопками, которые проводятся в Эрец-Исраэль, становится все труднее вести переговоры о предоставлении режима благоприятствования еврейским кладбищам в других странах.
В-пятых, если мы хотим показать другим народам и передать нашим детям и детям наших детей понимание, насколько глубоки наши корни в Эрец-Исраэль, не существует более очевидных доказательств, чем сохранение мест погребения тысячелетней давности.
Что касается вопроса об особом статусе захоронений в Эрец-Исраэль. Не секрет, что испокон веков евреи всего мера мечтали быть погребёнными в Эрец-Исраэль. В Талмуде (Ктубот 111а) сказано: тот, кто похоронен в Эрец Исраэль, — как будто похоронен под жертвенником Храма. И в Тосефте (Авода Зара, гл.5) сказано, что земля Эрец-Исраэль очищает и искупает душу человека даже после смерти. Рамбам (Законы Царей 5:11) пишет, что грехи того, кто похоронен в Эрец-Исраэль, искупаются, поскольку это — как погребение под жертвенником Храма, который также искупает грехи. Этим же объясняется обычай, который приводит Рамо (Йорэ Дэа 363:1), — класть в могилу горсть земли из Эрец-Исраэль.
Безусловно, особый уровень — удостоиться погребения в Иерусалиме. Об этом говорят Рамбан в Торат а-Адам, Радваз 762, Циц Элиэзер 11:75. Радваз (респонс 196) объясняет обычай, существовавший в его время, — перевозить тела из Египта в Иерусалим для погребения, и пишет: существует традиция, что воскрешение из мертвых начнётся с Иерусалима, там души раньше всего снова спустятся в тела, и таким образом тело человека избежит мучительного «путешествия» к Иерусалиму.
В заключение хотелось бы привести слова одного писателя, который, сравнивая скромное кладбище на Масличной горе с помпезными кладбищами в других странах, сказал, что кладбище на Масличной горе представляется ему залом ожидания. Что действительно так: здесь тела ждут, чтобы снова соединиться с душами.
С уважением, Яков Шуб
Что такое Алаха — Еврейский закон? Читайте наш обзор на сайте.
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Бенцион Зильбер
Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?
Мордехай Свердлов
Мордехай Свердлов
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Бенцион Зильбер
Что говорит еврейское законодательство?
Мордехай Свердлов
Мордехай Свердлов
Рав Реувен Куклин
Я видел трансляцию с мест захоронений евреев, где ортодоксальный хазан был одет в талес…
Мордехай Свердлов
Мордехай Свердлов
Кто, если не я? Когда, если не сейчас? Проект «Ле Дор Ва Дор» нуждается именно в Вашей волонтерской поддержке и именно сегодня
Мордехай Свердлов
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его