Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Чудеса, Уважение, Диаспора, Рав Александр Кац, Советский Союз
Раби Меир-Симха бар Шимшон-Келонимус Акоэн (Ор Самеах; 5603-5686 /1843-1926/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в одном из местечек Виленской губернии.
Уже в раннем детстве прославился как илуй (вундеркинд).
В семнадцать лет написал комментарий на Пятикнижие, получивший название Мешех Хохма («Вечная мудрость»).
Тончайший анализ языковых особенностей текста Торы гармонически сочетается в этой книге с точно выверенными алахическими построениями и глубокими мировоззренческими идеями. Книга широко изучается и в наше время.
В двадцатилетнем возрасте р. Меир-Симха женился на дочери р. Цви Маковского, богача и филантропа из г. Белостока.
В течение нескольких лет тесть обеспечивал молодую семью, а затем помог своей дочери открыть магазин. Благодаря этому, р. Меир-Цви получил возможность беспрепятственно заниматься Торой: он учился с величайшим воодушевлением весь день и значительную часть ночи — не менее восемнадцати часов в сутки (Гдолей адорот).
За восемнадцать лет, проведенных в Белостоке, он завершил работу над книгой Ор Самеах («Свет, дарующий радость») — комментарий на классический кодекс Рамбама Мишнэ Тора (Повторение Торы).
Эта книга, поразившая современников филигранностью алахического анализа, проливала новый свет не только на законодательные решения Рамбама, но и на многие сложнейшие фрагменты Талмуда.
Вскоре после выхода в свет книга стала авторитетным источником для установления законодательных норм. Она широко изучалась в ешивах — и ее название совершенно вытеснило имя автора: в последующих поколениях его стали называть «Ор Самеах».
В 5648 /1888/ году, в возрасте сорока пяти лет, р. Меир-Симха возглавил крупную общину города Двинска (Даугавпилса), расположенного на юго-востоке Курляндии (Латвии).
Через полгода после приезда в Двинск Ор самеах столкнулся с серьезным испытанием. В этот год в верховьях Двины (Даугавы) началось раннее таяние льда и снега, в то время как в районе нижнего течения, от Двинска до Рижского залива, еще стояли морозы. Встретив на своем пути мощную ледяную преграду, воды начали стремительно прибывать, и вскоре могучий поток, несущий огромные глыбы льда, смыл несколько прибрежных деревень в окрестностях Двинска и снес мосты через реку. Ревущие воды подступили к большой дамбе, защищающей город. Жители в панике хватали ценные вещи и в надежде спастись, забирались на верхние этажи домов. Субботним утром, в разгар молитвы, в синагогу вбежали перепуганные евреи и сообщили, что вода уже прорывает дамбу. Р. Меир-Симха, облаченный в талит, быстро зашагал к реке, и община устремилась за ним. Он взошел на дамбу, обратился с мольбой к Всевышнему. В то же мгновение лед на реке треснул, зашевелился и со страшным грохотом устремился вниз по реке — вода отступила от дамбы. Все жители Двинска — и евреи, и неевреи — считали, что на их глазах совершилось чудо спасения города (Маасей авотейну, Хукат).
В общении с людьми р. Меир-Симха проявлял себя как тонкий психолог, понимающий скрытые пружины человеческих поступков.
Однажды к нему пришли молодые супруги с просьбой развести их. Ор Самеах попытался восстановить утраченный мир, но супруги слушали его с каменными лицами, отгородившись от него и друг от друга стеной непонимания. После длительной бесплодной беседы Ор Самеах переключил свое внимание на пятилетнего ребенка, которого супруги привели с собой: он усадил мальчика к себе на колени и начал ласково с ним играть. Родители с удивлением смотрели на прославленного раввина, который с такой нежностью и теплотой общался с их сыном. И вдруг оба — и мать, и отец — разрыдались. Успокоившись и утерев слезы, они сказали, что готовы приложить все усилия, чтобы в их семье снова воцарились мир и согласие.
В 5666 /1906/ году, после смерти главного раввина Йерушалаима р. Элияу-Давида Рабиновича-Теомим, община святого города пригласила на этот пост р. Меира-Симху — однако евреи Двинска, не желая расставаться с ним, уговорили его ответить отказом.
Руководители двинской общины направили в Йерушалаим письмо: «…Если жители святого города, не дай Б-г, заберут у нас автора книги Ор Самеах, этим будет нанесен непоправимый урон не только общине Двинска, но и всей диаспоре — ведь все евреи, живущие в странах рассеяния, видят в нем своего наставника, и его алахические решения принимаются у нас, как слова первосвященника в Храме, читающего по буквам священного хошена» (Гдолей адорот).
В годы первой мировой войны, когда Двинск оказался прямо на линии фронта, большинство его жителей было эвакуировано — но р. Меир-Симха остался в городе с небольшим количеством семей бедняков.
Он сказал, что «пока в городе останется хотя бы девять евреев, он будет десятым — чтобы продолжать молиться в миньяне». В дни боев он открыто ходил по улицам города, утверждая, что «у каждой пули есть свой адрес и у каждого снаряда есть своя миссия» (там же).
После прихода большевиков к власти р. Меир-Симха был арестован ЧК в качестве «контрреволюционного элемента».
Перепуганные евреи Двинска увидели, как их любимый раввин идет по улице в окружении чекистов, направляющих на него револьверы. Его ввели в здание двинского ЧК, из которого мало кто выходил живым. В тот же день, рискуя собственной жизнью, еврейские активисты собрали тысячи подписей под обращением, которое они передали большевистским властям, — свои подписи под этим документом поставили и многие неевреи, видевшие в р. Меире-Симхе выдающегося праведника и мудреца. «Нижеподписавшиеся заявляют, — говорилось в этом обращении, —что арест раввина приведет к всеобщему выступлению жителей города в его защиту». К ночи Ор Самеах был уже на свободе, и в последующие годы большевики ему больше не досаждали (там же).
Тем не менее, это происшествие породило слухи — многие зарубежные газеты сообщили, что он убит, и в ряде крупных общин всего мира прошли траурные церемонии в его память. В Йерушалаиме, на стенах домов, также появился некролог, в котором говорилось, что «великий гаон р. Меир-Симха Акоэн, раввин Двинска, застрелен на улице убийцами и разбойниками». Он был оплакан в двух крупнейших синагогах Старого города, при большом стечении народа. Правда, в месяце элул 5679 /1919/ года все же появилось опровержение: «Гаон р. Меир-Симха Акоэн жив! Он по-прежнему восседает на раввинском троне в городе Двинске!» (там же).
Р. Меир-Симха Акоэн, Ор самеах, умер четвертого Элуля 5686 /1926/ года — на восемьдесят четвертом году жизни.
Через год после его смерти, в 5687 /1927/ году, была впервые издана его книга Мешех Хохма. В этом произведении, созданном в самом начале его жизненного пути, Ор самеах пророчески предсказывал: «Еще немного и евреи скажут: “Ложь передали нам в наследие наши отцы, пора забыть эти ископаемые древности и стать процветающими гражданами мира. Хватит заниматься устаревшей религией — надо изучать иностранные языки! Берлин — вот новый Йерушалаим!”. …И тогда поднимется буря, и ураганный ветер сорвет с ветвей листья. …Но пророк уже утешил Израиль: в конце дней ветви вновь покроются листьями» (Мешех Хохма, Бехукотай).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»