Прежде всего, нам стоит задуматься, что такое «гордыня», чем она плоха, а после этого задуматься, как с ней бороться.
Как известно, противоположность гордыни — скромность (анава ענווה). В Торе мы видим, что скромность — наиболее желанная для Всевышнего человеческая черта, к которой мы должны стремиться. Хотя Моше Рабейну обладал множеством выдающихся качеств, Тора восхваляет его именно за скромность (Бэмидбар 12:3): «А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле».
Отсюда мы учим, насколько важно стремиться к скромности и избегать гордыни.
Многие люди ошибочно думают, что «гордый» — это человек, который полагает, что обладает различными способностями и достоинствами, а «скромный» — тот, кто считает себя совершенно бездарным.
Однако это заблуждение. Моше знал о себе, что он самый скромный человек на земле, поскольку об этом свидетельствует Б-г (ведь это написано в Торе), и, несмотря на это, оставался самым скромным человеком на земле.
Мы видим, таким образом, что осознание собственных достоинств не противоречит скромности. Более того, человеку необходимо знать свои достоинства для того, чтобы полноценно их использовать. Сказал один из мудрецов мусара: «Человек, который не знает о своих недостатках, — не знает, что ему следует исправлять. А человек, который не знает о своих достоинствах, — не осведомлён об инструментах, находящихся в его арсенале, с помощью которых он сможет себя исправить».
Так что же такое та «гордыня», которую необходимо преодолевать?
На иврите «гордость» — «гаава» от корня «гээ» (гимель, алеф, hэй ), обозначающего «высоту», «подъём» («гавоа» — высокий), как в стихе из Йешаягу (2, 12): «Ибо (есть) день у Господа Цеваота на каждого надменного (гээ) и высокомерного и на каждого вознёсшегося, — и унижен он будет».
Таким образом, «гордец» — это человек, который, основываясь на своих достоинствах (истинных или мнимых), полагает себя высшим и высокомерно относится к другим людям. Такое высокомерие — большое несовершенство, как мы учим из закона, предписанному царю (Дварим 17, 20). Тора запрещает царю умножать серебро и золото (для себя) и предписывает сделать дополнительный список Закона, чтобы читать его все дни жизни. Всё это — для того, «чтоб не возносилось сердце его над братьями его». Любому человеку не следует «возноситься», но Тора предостерегает именно царя, потому что у царя больше возможностей «вознестись» (см. комментарий Рамбама на этот стих). И сказал царь Шломо (Мишлей 16, 5): «Мерзость пред Господом всякий высокомерный, можно поручиться, что он не останется ненаказанным».
Такими свойствами, как, например, ум, красота, различные таланты человеку не следует гордиться, так как это — врождённое, он не приложил никакого труда, чтобы обрести их. И различные достижения в человеческой жизни, например, богатство или высокая должность — также не являются достижениями самого человека. Как сказал Коэлет (9, 11): «И ещё я увидел под солнцем, что не лёгким (удача) в беге, не силачам (победа) на войне, и не у мудрых — хлеб, и не у разумных — богатство, и не у знатоков — благоволение; но срок и беда постигают их всех». Даже тем, что человек достиг сам (например, он много изучал Тору), ему также не следует гордиться, потому что, если бы он задумался над тем, какую бесконечную милость оказал ему Создатель, он бы понял, насколько велик его «долг» Творцу, как он должен трудиться, выполняя мицвот. Он понял бы, что сделал лишь то, что обязан был сделать.
Как сказал раббан Йоханан бен Закай в Пиркей Авот (2, 9): «Если ты много изучал Тору, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». Это можно пояснить на следующем примере: человек сделал другому огромное благодеяние — спас его от смерти, вернул к жизни и дал пропитание. Будет ли спасённый гордиться тем, что он благодарен своему спасителю? Ведь он обязан тому всей своей жизнью!
И сказали мудрецы (Хулин 89а), что чем больше Всевышний возвышает праведников, тем больше они сами принижают себя. Сказал Всевышний: «Дал Я величие Аврааму — а он сказал предо Мной (Бэрейшит 18, 27): “…я прах и пепел”; дал [величие] Моше и Аарону — сказали они (Шмот 16, 7): “А мы что?”; [дал величие] Давиду, сказал он (Тэилим 22, 7): “…я — червь, а не человек”».
Почему они принижали себя? Чем больше Всевышний возвышал их, чем больше они чувствовали огромную милость Всевышнего к себе, тем «меньшими» они ощущали себя по сравнению с этой милостью. Они считали себя недостойными её — как сказал царь Давид (Тэилим 8, 5): «…что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нём?»
Таким образом, мы видим, что корень гордости — удаление от Всевышнего, близость же к Нему делает человека действительно скромным.
Также читайте: Орхот Цадиким (Пути праведников) — Гордыня