Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Геином, Страдания, Наказание, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Есть несчастье тяжелее многих других, а состоит оно в том, что каждый день мы видим жителей нашего города и нашей страны, которые считают исполнение заповедей Торы делом ненужным. Поэтому злое начало соблазняет человека, говоря ему: «Не один я таков; то, что случится с остальными моими земляками, произойдет и со мной».
И об этих людях — притча. Одного человека схватили и посадили в тюрьму по ложному обвинению. Очень плохо было ему там, и каждый день заключения казался годом. Пришли его родственники и члены семьи утешать его и рассказали ему, что буквально на днях точно такой же случай произошел в другой стране: там тоже такой-то и такой-то был арестован и страдает теперь в заключении. И воскликнул узник: «Да разве это утешит меня? Еще больше расстроило! Если бы вы рассказали мне, что тот человек избавился в конце концов от страданий своих, — возможно, я стал бы немного меньше тревожиться. Или если бы вы сказали мне, что кто-то схвачен по тому же обвинению, что и я, и будет посажен ко мне в камеру, — может быть, это немного утешило бы меня, потому что я не был бы больше одинок. Но то, что в другой стране кто-то сидит в тюрьме, — чем мне поможет, что мне даст знание о том, что еще кого-то мучают?»
Совершенно то же самое происходит и здесь. Что выиграет человек, если кто-то еще совершит то же самое преступление и будет подвергнут столь же суровому наказанию где-то в другом месте? Известно ведь, что места в аду чрезвычайно много: весь наш мир меньше него в несколько тысяч раз, как сказали мудрецы Талмуда в трактате Псахим, 94. Хватит пространства его, чтобы вместить сотни и тысячи людей, которые окажутся друг от друга на расстоянии сотни верст и не будут друг друга ни видеть, ни слышать. Да и огонь адский — не то же самое, что наш огонь, который дает и свет тоже; это — огонь тьмы (это значит, что он способен лишь жечь, но совершенно не освещает). Мид-раш говорит, что тьма, заполнявшая мир в начале его творения, сохранилась только в аду. Поэтому никто там не видит товарищей по несчастью и не слышит их; каждый плачет и рыдает: «Горе мне, горе!» в одиночестве.
Что же следует из всего этого? Не должен человек смотреть на своих товарищей, когда речь заходит о чем бы то ни было плохом, даже если их много, как сказало Писание в стихе: «Не склоняйся за большинством, чтобы делать зло». Единственный способ вести себя с такими друзьями-злодеями — отдалиться от них, насколько возможно, и не ходить с ними: тогда не случится, что привыкнет человек разговаривать с ними, сидеть с ними вместе и поступать так же, как они. Об этом говорит Писание в книге Псалмов: «Счастлив человек, который не ходил в собрание злодеев и на путях грешников не стоял». И сказали мудрецы Талмуда, разъясняя это: «Если он ходил — в конце концов будет стоять; если же стоял — в конце концов будет сидеть».
Нидхей Исраэль, 1
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.