Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Лашон ара, Реувен Пятигорский
Сначала приведем определение того, что по-еврейски называется лашон ара, «плохой язык», злословие: слова и высказывания, сказанные одним человеком другому, причиняющие вред третьему лицу. Лашон ара — не всегда сплетни (рахилут), которые тоже безусловно запрещены Торой. Мудрецы указывают, что тот, кто нарушает запрет на «плохой язык», нарушает тем самым не одну заповедь Торы, а сразу 31! Т.е. нарушитель запрета на злословие преступает больше заповедей, чем пожиратель свинины. Приведем основные положения этого запрета (по книге Хафец-Хаима «Шмират Алашон», «Соблюдение (чистоты) языка»).
Запрещены слова, наносящие урон честному имени другого человека (даже если вы потом говорите, что вас неправильно поняли).
Запрещены любые разговоры, которые приводят к страданиям другого человека (моральным, финансовым, физическим и пр.). Даже если эти слова правдивы! Даже если они высказаны в шутливом тоне.
Они же запрещены даже если в конце концов никакого ущерба не будет (например, вы знаете, что тот, кому вы их говорите, ничего не передаст).
Этот запрет касается как тех разговоров, что ведутся о наших знакомых, так и тех, что касаются не знакомых нам людей.
Запрещено вести подобные разговоры с любым человеком — даже с женой или родителями (в последнем случае даже о жене).
Запрещено слушать такие разговоры. Тот, кто их слушает, а тем более тот, кто их принимает к сведению, — является таким же нарушителем, как и тот, кто их ведет.
Не говорите о другом человеке: «только послушай, что он сделал!»; «послушай, какой он человек (неумный, жадный и пр.)»; «послушай, как он соблюдает Тору (от него по субботам пахнет табаком и пр.)».
Если от вашей информации зависит состояние того, кто вас спрашивает о конкретном человеке, то можно говорить о нем правду. Но без преувеличений! И без личных оценок качеств обсуждаемого.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.