Темы: Исправление, Ад, Страдание, Наказание, Раскаяние, Тшува, Грех, Прощение, Искупление
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, что такое прощение в иудаизме и требуется ли оно от людей? Как я понимаю, оно не безусловно, поскольку в Тэилим (Псалмах), например, много говорится о наказании врагов, а также я читала, что такие события как Шоа (Катастрофа) не могут быть прощены в принципе. N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за Ваш вопрос.
Если понял правильно, Вам интересно, когда Всевышний прощает, а когда — нет. Кто из грешников удостоится прощения, а кто понесет наказание.
Ответ в следующем: любое преступление, т.е. нарушение воли Творца, должно быть исправлено. Мы все понимаем: тот, кто украл, не заслужит прощения, пока не вернет украденное и не умиротворит пострадавшего. Так обстоит дело в отношениях между людьми: любое зло должно быть компенсировано, иначе прощения не будет.
Приблизительно так это «работает» и с грехами, совершенными по отношению к Всевышнему. Если еврей, скажем, съел что-то некашерное, он должен исправить это.
Самый простой и правильный вариант исправления — это раскаяние, тшува. Исправит раскаянием — будет прощен, не исправит раскаянием — должен будет исправлять другим путем (страданиями в этом мире или в Геиноме, например).
Как раскаяться?
Если грех совершен по отношению к другому человеку, то первый и основной шаг на пути раскаяния — получить прощение пострадавшего. Б-г не может простить, пока не простил человек, которому был нанесен ущерб. Если тот человек уже умер, поступают следующим образом. См. также в тему.
Получив прощение пострадавшего (или если грех был совершен только по отношению к Б-гу), надо сделать следующие 4 шага:
1) Прекратить совершать это запрещенное действие, грех. Нет смысла вымаливать прощение, если грех повторяется снова и снова.
2) Признать свой грех вслух перед Творцом (люди этого слышать не должны), сказать: «Я поступил так-то и так-то — и раскаиваюсь в этом».
3) Раскаяться в сердце (почувствовать сожаление и боль от того, что совершил).
4) Последнее и, пожалуй, основное — это принять твердое решение, обязательство: в будущем, оказавшись в подобной ситуации, не совершить этот грех снова. Конечно, необходимо предпринять все усилия, чтобы обязательство не оказалось пустыми словами: проанализировать ситуацию, понять, что именно побудило совершить запрещенное действие, и приложить усилия для исправления.
Подробнее о заповеди раскаяния можно прочитать здесь.
С уважением, Нохум Желязник
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Михаэль Солганик
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».