Каждому человеку предписано сделать все возможное, чтобы не допустить, а по возможности — и предотвратить осквернение Имени Всевышнего, как сказано: «И да не оскверните вы Имени Моего святого» (Ваикра 22:32).
Осквернение Имени — это самое великое нарушение Торы, и наказание, полагающееся за него, огромно. Из этого закона Торы выводятся три основных запрета/предписания.
Первое из этих предписаний — идти на смерть ради исполнения Воли Творца в определенных ситуациях. Перечислим эти ситуации:
- Еврея принуждают изменить вере в присутствии других десяти евреев.
- Еврея принуждают нарушить любую заповедь Торы или даже просто обычай во времена гонений на еврейский народ, даже если при этом не присутствуют другие евреи.
- Еврея принуждают совершить один из трех тяжких грехов — служить идолам, вступить в запрещенную половую связь или убить человека, даже если при этом не присутствуют другие евреи и те, кто принуждает к греху, не стремятся добиться от него измены вере.
Если еврей преступает это предписание, он оскверняет Имя Всевышнего. Это — первый «вид» осквернения Имени.
Вторым «видом» осквернения Имени являются нарушения, которые человек совершает только для того, чтобы выразить пренебрежение к заповедям Всевышнего — «лэахис» (а не от сильного желания — «тэавон» — или от слабого характера, когда человек не в силах отказаться от какого-либо наслаждения или удовольствия).
Третий «вид» осквернения совершается тогда, когда человек, известный своими познаниями в Торе, делает то, что людям представляется недостойным, хотя и не является явным нарушением законов Торы или постановлений мудрецов.
Так, в Талмуде (Йома 86а) приведены слова великого мудреца Торы — Рава. Он говорит, что, если он возьмет в лавке товар и не заплатит за него сразу (т.е. ему запишут на счет, а заплатит он за все покупки в конце месяца), это для человека его уровня будет считаться осквернением Имени. Почему? Потому, что люди могут подумать, что он, пользуясь своим положением, берет товар и не платит за него.
Другой выдающийся мудрец Торы, раби Йоханан, говорит, что, если он пройдет четыре локтя без слов Торы и без тфилин, для него это будет считаться осквернением Имени Всевышнего. Почему? Потому, что люди могут не знать, что он после тяжелого умственного напряжения не в состоянии сосредоточиться на мыслях о Торе и о тфилин, и расценить его поведение как пренебрежение заповедями Творца.
Грех осквернения Имени настолько страшен, так что даже раскаяние и Йом-Кипур не может полностью искупить его. Человек должен в полной мере раскаяться в нем, но только смерть искупит его полностью. В книге «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния») сказано, что человек, совершивший грех осквернения Имени, может исправить его, освящая Имя Всевышнего.