Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора сравнивается с виноградником, а ее нарушители — с лисятами. Хафец-Хаим приводит еще одно глубокое сравнение.

И сказал царь Шломо в книге Когелет: «Не слишком злодействуй, чтобы не умереть тебе безвременно». Стих имеет в виду, что человеку не следует совершать слишком много злодеяний, иначе он проживет лишь половину отпущенного ему срока и умрет не в свое время. Объясним это притчей.

У одного знатного человека был сад, искусно засаженный разными плодовыми деревьями, притягивавшими взгляд всякого прохожего. В глубине сада выстроил он великолепную башню. Однажды увидел этот господин из окна своей башни, как некий человек воровски забрался в сад, обрывает понемногу плоды с каждого дерева и складывает в корзину. Решил он, что не стоит поднимать шума, и промолчал. Прошло немного времени, и услышал он, как вор говорит сам себе: «Чего ради я трачу столько времени, обрывая по веточке? Лучше выдеру с корнем все дерево, заберу его домой, а там сделаю с плодами все, что пожелаю». Когда хозяин виноградника услышал, что дерзкий собирается выкорчевывать целые деревья, он подумал: «Не время сейчас молчать и терпеть. Еще чуть-чуть — и мой виноградник превратится в пустыню, а от любимых деревьев не останется и следа!» И закричал он: «Эй, ты, злодей, мерзавец, убирайся отсюда! Я видел, как ты пробрался в мой сад и рвешь там плоды. Но я смолчал, потому что подумал: “Ну, ладно, я вижу, как ему хочется поесть фруктов: ведь “на мои деревья приятно смотреть, а о плодах их приятно размышлять”. Но когда стало ясно мне, что ты злонамеренно собираешься порубить мои деревья и уничтожить мой чудесный сад, — вот тогда-то я разгневался на тебя! Мало тебе того, что было тебе позволено, ты решил уничтожить весь сад, вырвать все посадки — и плоды, и корни! Больше не станут я сдерживать гнева своего: я отплачу тебе, и злонамеренность твоего сердца падет на твою же голову!”

Виноградник из этой притчи символизирует нашу святую Тору, в которой насадил Святой, благословен Он, всякое дерево, приятное взгляду, и с плодами, достойными размышления, и каждое дерево сада этого для тех, кто держится за него, — Древо Жизни. Ведь говорит Писание: “Ибо не пустое дело это для вас: это жизнь ваша…” И из-за многих грехов наших встречаются сегодня “лисята, портящие виноградник” Б-га. Начинают они с того, что подстрекает их злое начало проломить ограду сада, то есть нарушить постановления и ограждающие запреты, установленные мудрецами прежних поколений ради того, чтобы не потоптали сад волы и ослы (то есть люди, подобные животным). Затем уговаривает их злое начало рубить сами посадки, то есть решаются они нарушить заповеди собственно Торы: и запрещающие, и требующие. Но и этого им мало: проходит время, и появляется у них желание вырвать все с корнем, и с наслаждением попирают они ногами самые строгие запреты Торы, сравнимые по значимости с Торой в целом — такие, как суббота, запретные связи и другие запреты, про которые сказано: “Даже если ему грозит смерть, не преступит их”.

Но на самом деле у сада есть хозяин — Г-сподь Б-г, Который сторожит сад и охраняет плоды его, и не позволит он, чтобы хоть какой-то ущерб был нанесен Его винограднику, нашей святой Торе: ведь настолько любит Он ее, что назвал ее “предметом желаний”. Не будет Он больше сдерживать ярость Свою на этих разрушителей: возгорится гнев Его и ревность Его на них, и падут на них все проклятия, что записаны в книге Торы. Пока они еще в самой поре, в расцвете сил, придется им оставить все, что они любят, и все сокровища, которые успели они скопить, как сказано в книге Псалмов (37): “И еще немного — и нет злодея”.

И все, о чем мы рассказали, содержится в стихе из Коэлета: «Не слишком злодействуй (то есть не вырывай корней вместе с ветвями), чтобы не умереть тебе безвременно», ибо не станет Он столь долго сдерживать Свой гнев; и вдруг смотришь — «и нет злодея…».

Нидхей Исраэль, введение


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.