Из цикла «Бесконечная цепь», темы: 613 заповедей, Заповеди, Натан Лопез Кардозо, Ответственность, Сифра
Тора сама устанавливает различные категории заповедей. Эта классификация никак не сказывается на исполнении мицвот, а также на вознаграждении или наказании за них:
1. хуким — уставы (Шмот 27:21)
2. мишпатим — законы (Дварим 4:5)
3. эдот — свидетельства (Дварим 4:45)
4. мишмарот — соблюдения (Ваикра 8:35)64
5. торот — поучения (Шмот 16:28) Мидраш Сифра (Ваикра 18:4) предлагает следующие комментарии на них:
«И будете вы исполнять Мои законы» — это относится к заповедям, исполнение которых было бы продиктовано логикой, даже если бы Тора на них не указывала: например, к заповедям, касающемся кражи, запрещенных сексуальных связей, поклонения языческим богам, б-гохульства и убийства. «И соблюдайте Мои уставы» — это касается запретов есть свинину, носить одежды, состоящие из смеси льна и шерсти, закона о халице (левиратном браке), об очищении от проказы, о рыжей телице, чей пепел использовался для ритуального очищения, о козле, отпускаемом в пустыню (часть службы в Храме в Йом Кипур). Стих завершается словами: «Я Г-сподь, ваш Б-г», т.е. вы не вправе отменить эти законы.
Из комментария Сифры ясно, что, хотя заповеди могут называться по-разному, все они — как выведенные рациональным путем, так и прямо данные свыше — одинаково обязательны, ибо имеют своей основой утверждение «Я Г-сподь, ваш Б-г».
Талмуд применяет различные системы классификаций, не исключающие одна другую. Вот некоторые разряды заповедей согласно Талмуду:
1. Заповеди асе («делай») — приказания.
2. Заповеди ло таасе («не делай») — запреты.
3. Заповеди бейн адам леМаком — они определяют отношения между человеком и Всевышним.
4. Заповеди бейн адам лехаверо — они определяют отношения между людьми.
5. Мицвот калот — заповеди, нарушение которых наказывается не строго.
6. Мицвот хамурот — заповеди, за нарушение которых полагается более суровое наказание^.
7. Заповеди атлуйот баарец — они связаны с земледелием; большинство из них действительно только в Израиле.
8. Заповеди шеэйнон тлуйот баарец — не связанные с земледелием заповеди, обязательные повсюду.
Еврейские мудрецы различных эпох делили заповеди по категориям. Все они согласны в том, что такое деление лишено алахической значимости.
Важно еще раз подчеркнуть, что алаха не делает различий между ритуальными и гражданскими законами, поскольку и те, и другие основаны на Б-жественном Законе, открытом на Синае. Более того, объяснения, которые мы даем заповедям, не обязательно соответствуют их Б-жественной основе. Хотя в Талмуде употребляются разные термины для различных типов заповедей, система их интерпретации не зависит от того, обсуждается ли вопрос, поддающийся логическому объяснению (например, законы общества), или вопрос, логически не объяснимый (например, законы, касающиеся ритуальной чистоты). Алахические принципы (например, возможность осуществить сделку через посредника — Кидушин 416) одинаково применимы и к жертвоприношению, и к заключению брака. Подобным же образом ритуальные указания часто основаны на аналогии с гражданским законом, и наоборот (Гитан 476; Кетубот 496). Таким образом. Тора представляет собой единый организм, и, классифицируя ее указания, мы не должны отдавать предпочтение какой-либо из заповедей.
Впрочем, алахические авторитеты, исходя из практических соображений, делают различие между имущественными проблемами и ритуальными запретами.
В алахической литературе иногда употребляются такие термины:1. диним — обычно определяют юридические права. Эта категория фактически тождественна гражданскому праву, но частично в нее входит и семейное право. Подразделяется на:
а. мамонот — вопросы, касающиеся коммерческих сделок и отношений (кроме проблем ущерба от правонарушений, не связанных с договором или контрактом, например, побои или кража); б. кнасот — законы о взысканиях и штрафах. 2. малкот — законы о телесных наказаниях. Эта категория не является синонимом уголовного права, поскольку она включает в себя также наказания за ритуальные нарушения (Кетубот 456).
б. нефашот (или оншин, наказания) — касаются наказания смертью или высылкой (например, за непреднамеренное убийство); эта категория также включает в себя наказание за ритуальные преступления (Кидушин 636).
4. ишут — законы брака и развода.
5. экдеш — законы, относящиеся к предметам или деньгам, переданным Храму. В законах экдеш денежный и ритуальный аспекты неразделимы.
6. санхедрин — отправление правосудия. Судопроизводство, гражданское право, законы о недвижимости и другие термины современных правовых систем не имеют точных эквивалентов в терминологии Талмуда. Ритуальные и социальные законы связаны в алахе столь тесно, что трудно установить критерии, позволяющие провести аналогию между еврейским законом и светской юриспруденцией.
ПРИМЕЧАНИЯ
23. Ответственность за исполнение заповедей возлагается на мальчиков, начиная с тринадцати лет и одного дня, на девочек — с двенадцати лет и одного дня. Женщины освобождены от исполнения предписывающих заповедей, связанных с определенным временем суток или года, хотя есть и исключения (например, освящение Шабата и заповедь есть мацу в ночь Песаха). С другой стороны, заповеди «не делай» одинаково обязательны и для мужчин, и для женщин, за исключением трех (Кидушин 1:7). Маараль пишет, что женщины не обязаны соблюдать большинство позитивных мицвот, т.к. их природа позволяет им достичь того же духовного уровня без этих обязательств {Друш аль Амицвот).
30. Р.Саадья Гаон подразделяет мицвот на: а. сихлийот — рациональные законы, которые могут быть осмыслены через их результат: кража запрещена, потому что она подрывает экономические основы общества; б. шимийот — прямое выражение воли Всевышнего, не имеющее логического обоснования (Эмунот ведеот 3:1—3). Бахия бен Йосеф ибн Пакуда (конец 11 в.), соглашаясь с классификацией р.Саадьи Гаона, добавляет к ней: а. ховот аэварим — обязанности тела, как рациональные, так и логически необъяснимые (например, запрещение смешивать мясо и молоко); б. ховот алевавот — обязанности сердца (Ховот Алевавот, введение).
Иеуда Алеви (1080-1145) установил совершенно иной, сравнительно с подразделением р.Саадьи Гаона, критерий классификации: а. сихлийот — рациональные законы, называемые также нафшийот — законы души. Они связаны с верой во Всевышнего, в Его справедливость и в наши обязательства перед Ним. б. минхагийот — или мединийот — законы, формирующие структуру общества.
в. шимийот (или элокишт) — Б-жественные законы, которые мы получили по традиции и у которых нет никакого рационального объяснения (Кузари, 2:48, 3:11, 4:13).
Авраам ибн Эзра (1093—1169) совершенно отошел от ранних классификаторов и делит мицвот на: а. икарим — основы, которые человек способен воспринять без Б-жественного Откровения; б. зихронот — заповеди, связанные с памятью о событиях еврейской истории; в. эмунат алев — заповеди, связанные с верой сердцем, апе — с верой, выраженной словом, и амаасе — с верой, выраженной делом. д. мицвот неэламот — скрытые заповеди (Есод Мора веесод Атора 5:7). Раавад применяет классификацию р.Саадьи, но пользуется другой терминологией:
а. мефурсамот — широко известные заповеди; б. мекубалот — традиционные мицвот, подразделяющиеся на: законы морали; законы домашней жизни; законы, регулирующие общество; общий религиозный закон (Эмуна Рама).
В своей книге Мишнэ Тора Рамбам предлагает следующие подразделения по прагматическим соображениям: а. мада — основные истины б. аава — повседневные религиозные законы в. эманим — освященные времена года г. нашим — законы брака д. кедуша — личное освящение путем воздержания от безнравственности и запрещенной пищи е. афлая — обеты и клятвы ж. зераим — сельскохозяйственные законы з. авода — служение Всевышнему жертвоприношениями и. корбанот — индивидуальные жертвоприношения к. таара — законы ритуальной чистоты л. незикин — правонарушения и ущербы, киньян — покупка и продажа и. мишпатим — судопроизводство о. шофтим — административное управление.
Р.Йосеф Альбо под влиянием своего учителя Хасдая Крескаса, ввел новые критерии:
а. дварим — общие религиозные истины б. хуким — законы, лежащие вне пределов нашего понимания в. мишпатим— социальная мораль. В мировоззренческом плане он делит эти законы на: а. адат атшит — естественное право б. адат анимусит — законы добродетели в. адат амоким — Б-жественный закон (Сефер Аикарим 1:7).
В 19 веке р.Шимшон Рафаэль Гирш представил новую систему, использующую терминологию Торы:
а. торот — инструкции или доктрины, т.е. общие идеи о Всевышнем, Вселенной, миссии человечества и миссии Израиля, Эти доктрины являются не просто вопросами веры, а принципами, которые должны быть приняты и реализованы в жизни. б. мишпатим — приговоры, т.е. законоположения, относящиеся к подобным и равным между собой творениям.
в. хуким — уставы, т.е. законоположения, касающиеся подчиненных творений. Эти законы обязывают нас в силу общего повиновения воле Всевышнего и имеют в виду достижение справедливости по отношению к земле, деревьям, животным и собственному телу и душе. г. мицвот — обязанности любить все живое без исключения, потому что так нам приказывает Всевышний. д. эдот — символические обязательства, подтверждающие назначение человека и Израиля.
е. авода — Б-гослужение, возвышение и освящение внутренних сил человека через слово и действие, которое проясняет нашу задачу и дает нам возможность исполнить нашу роль. См. Рамбан, Дварим 22:6.
См. д-р И.Герцог, Основные институции еврейского закона, т.1 (на англ. яз.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»