Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Вавилонское изгнание
События в Вавилонии
После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления над страной сгустились тучи — у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).
Юный персидский царь провел ряд удачных военных кампаний и покорил несколько крупных провинций Вавилонской империи. Теперь настала очередь Вавилона.
Навонид не принимал участия в войне, он лишь собрал в своем дворце статуи богов из всех вавилонских городов, надеясь, что они защитят его столицу. Его сын Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.
Надпись на стене
Всего этого Бельшацар не знал. Он был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу. Будучи расточительным и беззаботным правителем, он устроил однажды ночью пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали — пели, ели и веселились, прославляя своих богов, на стене дворца вдруг появились странные письмена. Великий страх охватил Бельшацара и его придворных. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали Даниэля — еврейского мудреца — и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил. Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано индийцам и персам».
Бельшацар понял, что устами пророка говорит Всевышний и не перечил ему. Гости еще сидели за столами и продолжали есть и пить, когда в зал явился посланец и сообщил, что в город вошли враги. Сопротивление вавилонских воинов было сломлено, отряды персов и мидийцев захватили царский дворец. И в ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.