Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вавилонское пленение. Цари Вавилонии

События в Вавилонии

После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления над страной сгустились тучи — у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).

Юный персидский царь провел ряд удачных военных кампаний и покорил несколько крупных провинций Вавилонской империи. Теперь настала очередь Вавилона.

Навонид не принимал участия в войне, он лишь собрал в своем дворце статуи богов из всех вавилонских городов, надеясь, что они защитят его столицу. Его сын Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.

Надпись на стене

Всего этого Бельшацар не знал. Он был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу. Будучи расточительным и беззаботным правителем, он устроил однажды ночью пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали — пели, ели и веселились, прославляя своих богов, на стене дворца вдруг появились странные письмена. Великий страх охватил Бельшацара и его придворных. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали Даниэля — еврейского мудреца — и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил. Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано индийцам и персам».

Бельшацар понял, что устами пророка говорит Всевышний и не перечил ему. Гости еще сидели за столами и продолжали есть и пить, когда в зал явился посланец и сообщил, что в город вошли враги. Сопротивление вавилонских воинов было сломлено, отряды персов и мидийцев захватили царский дворец. И в ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»