Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Исполнение заповеди отсрочено

Из строк, которыми начинается книга Рут, из замечаний о том, что «не было царя над народом», в главах о наложнице в Гиве и об идоле Михи, становится ясно, что власть Судей не была идеальной формой власти для еврейского народа, и иногда необходимость царской власти ощущалась весьма остро. Безусловно, существует огромное различие между судьей и царем, и для того, чтобы понять данный период истории, необходимо это различие уяснить. Можно задать и такой вопрос: если власть царя была идеальной формой власти для еврейского народа, то почему монархия не была установлена сразу, когда евреи пришли в землю Израиля? И почему, когда евреи,наконец, обратились к пророку Шмуэлю с просьбой дать им царя, он так резко порицал их? Одной из 613 заповедей Тора называет необходимость царской власти для еврейского народа (Дворам, 17:14—15). Вот мнение рабби Иеуды, на которое опирается алаха: «Три заповеди было дано исполнить евреям когда они придут на свою землю: назначить царя,истребить потомство Амалека и построить Святой Храм».

Но если так, то почему тогда Б-г отозвался о просьбе евреев установить царя над ними следующими словами: «Не тебя (Шмуэля) они отвергли, но Меня отвергли они, Мою власть над ними».

Правительство в Израиле

Еврейская концепция власти: что такое власть вообще?

Еврейская концепция правительственной власти уникальна. Иосиф Флавий сказал об этом так: Некоторые народы возлагают ответственность за безопасность своей страны на одного правителя (монархия), некоторые—на небольшое количество правителей (олигархия), некоторые — на весь народ (демократия). Моше, наш учитель, учил нас не доверять ни одной из названных форм власти. Он учил нас подчиняться власти Б-га, одного Б-га. Он считал Б-га царем и властителем. Он учил людей всегда возлагать надежды на Б-га, ибо Он источник всякого добра как для человечества в целом, так и для каждого человека в отдельности и лишь от Него придет помощь, когда люди обратятся с молитвой к Нему в дни страданий. Ничто не укрывается от его взгляда и ни один из человеческих помыслов не скрыт от Него.

Ту форму власти, определение которой дал Иосиф Флавий, часто ошибочно называют теократией, однако это не так. Власть в представлении евреев никогда не была вотчиной священников, никогда для них одежда священника не сменяла мех царского горностая. Правда, после победы над сирийцами и греками Хасмонеи стали правящей династией, но, пытаясь установить власть священников навечно, они нарушили закон еврейского народа, т.к. присвоили себе привилегии династии Давида и извратили назначение представителей духовного сана. В наказание за то упорство, с которым они удерживали свою власть, Хашмонаим были истреблены вовремя восстания рабов. (Рамбан, коммент. к Берешит, 49:10).

Тогда почему же существовала заповедь об установлении царской власти?

«Когда войдешь в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней, и скажешь: поставлю я над собою царя подобно всем племенам,которые вокруг меня» (Дварим, 17:14).

Тора объясняет нам, что Г-сподь наделяет царя властью не для того, чтобы вести за собой народ или вершить суд над врагами, завоевывать новые земли или заботиться об охране уже завоеванных. Ведь уже было сказано, что только после того, как земля будет завоевана и заселена, народ должен искать себе царя.Нет, еврейский народ не нуждался в искусном военачальнике, ибо сам Б-г обещал ему быстрое завоевание и полную победу. Б-г вел их к войне, и, идя с Его Именем, они не нуждались в другом предводителе. Не за преданность короне и почтение перед военными наградами, а исключительно за соблюдение заповедей Торы они могли быть награждены жизнью спокойной, плодотворной и счастливой.Для еврейского народа избрать царя сразу после завоевания Земли Израиля,поставить над собой царя со всеми атрибутами его власти означало унизить и себя, и своего царя. Если бы царь предводительствовал народом во время завоевания обещанной ему земли, блеск короны и красота царских одежд заслонили бы от нас присутствие Б-га, Его руку, направляющую народ. Говорилось бы о том,что еврейский народ завоевал свою землю силой оружия, а не по милости Б-га,что враг был повержен земным царем, а не Царем Царей, да будет благословенно Его Имя.

В дни пророка Шмуэля все еще не была завоевана значительная территория земли Израиля. Евреи никак не могли завершить начатое дело, и это стало причиной многих бед и поражений в последующие годы. Сыновья Израиля не воспользовались Б-жественной помощью, не последовали заповеди очистить святую землю от неправедных людей, населявших ее, чтобы превратить ее в землю Авраама, Ицхака и Яакова. Они удовлетворились тем, что уже было завоевано, вернулись к своим виноградникам и смоковницам и предоставили менее удачливым коленам, тем, чьи земли оставались в чужих руках, сокрушаться о своей судьбе. За то, что евреи не объединились в единую нацию, не выполнили свое предназначение, они были осуждены выносить набеги своих врагов и терпеть поражение за поражением. Так продолжалось несколько веков. Устав от поражений, боясь аммонитян, ища защитника и военного предводителя, евреи, наконец, потребовали от Шмуэля установить над ними царя.И ошиблись — ибо не для защиты и завоеваний Б-г предназначил царя еврейскому народу. Так что евреям надлежало беспокоиться более по поводу своего душевного упрямства, духовной слепоты, а не по поводу слабости своих укреплений; меньше думать о том, как разрушить укрепления противника, и больше о том, как сломать в своем сердце преграду, мешавшую приблизиться к Б-гу. Вот почему отчаяние и гнев овладели Шмуэлем, и он напомнил евреям о тех событиях, когда чудесное Б-жественное вмешательство помогало евреям и указывало им путь спасения от врагов. Шмуэль сказал: «Вы сказали мне: “нет, только царь будет править нами ”, — тогда как Г-сподь, Б-г ваш — ваш Царь!» (Шмуэль 1, 12:12).

Да, Тора заповедует установить царя над народом, но в дни Шмуэля просьба о царе была преждевременной. Они получили своего царя — Шауля. То был великий праведныйчеловек, не было среди евреев человека более достойного, но его царствование окончилось трагедией, потому что евреи просили себе царя явно преждевременно.

Предназначение Царя

Царь должен восходить на трон в спокойное время, когда страна находится в безопасности и процветает по воле Б-га, ее Верховного Правителя, когда жизнь в ней идет согласно Торе. Царь имеет особое предназначение. Первый среди граждан своей страны, он должен быть живы м воплощением Торы, живым примером того, как ее законы и ее святость облагораживают человека. Он обладает огромной, почти неограниченной властью, однако, подчиняется законам Торы, которая всегда при нем. Согласно своему положению царь обязан жить в роскоши, но, умножая богатства, он избегает излишеств. Еврейский царь имеет возможность удовлетворить любое свое желание, но остается образцом умеренности и сдержанности. Никто из смертных не может помешать ему следовать своим желаниям, тем не менее он полностью посвящает себя служению своему народу. роль царя Конечно, он волен установить свою, личную, «человеческо-еврейскую» власть над людьми, однако, главная его цель — чтобы люди признали строгие законы Торы, чтобы они стали руководствоваться ее высокими принципами в своей жизни и в своих делах так, что другие народы признают их праведность.

Когда народ искал себе царя, он еще не был достоин иметь такого правителя. Тем не менее среди них был человек, который мог стать царем. Это был Давид, неизвестный никому пастух, не признанный даже в своей семье. Давид мог стать Машиахом и построить вечный Храм Г-споду, но еврейский народ еще не был достоин такого царя. Поэтому Давид стал лишь основателем династии, той династии,которую завершит Машиах, провозгласив на Земле царство Г-спода.

Право царя

Царь должен охранять Тору, следить за тем, чтобы люди изучали ее и следовали ее заповедям. Не следует ставить законы, издаваемые царем, выше законов Ала-хи,напротив, долг царя строго придерживаться законов Торы. Однако его положение обеспечивает ему и особый юридический статус, который характеризуется такими двумя пунктами:

а) как лицу, воплощающему верховную власть в стране, царю следует оказывать особые почести и уважение. Ему следует уступать путь. Для своего удобства он может повелеть разрушить то, что принадлежит его подданным. Царь не должен добровольно жертвовать своими привилегиями, поступая так, он унижает свой народ. Он в такой же степени обязан требовать почтения к себе, в какой любой подданный обязан это почтение проявлять;

б) своей властью царь может присудить к наказанию, конфискации имущества или смертной казни.

Суд у евреев вправе приговорить преступника к смертной казни только после допроса свидетелей, проведенного строго по определенным правилам и лишь при наличии серьезных улик. Однако царь может приказать казнить преступника, если он считает, что вина доказана, даже если против осужденного имеются лишь косвенные улики. Виновный в непочтительности по отношению к царю может быть казнен по его распоряжению. Такие привилегии даны царю, чтобы он своей властью мог устрашить и обезоружить преступников.

Пользуясь правом вершить суд, царь должен руководствоваться лишь следующим принципом: «в любом случае судить так, как этого требует время».

Таким образом, становится ясно, почему Шмуэль в книге Судей, говоря о времени,полном самых страшных преступлений, употребляет именно эту фразу: «В те дни не было царя над Изралем, и каждый делал то, что было правильно в глазах его». Царь обязательно наказал бы жителей Гивы, после того как они с бессмысленной жестокостью расправились с беспомощной наложницей малодушного левита, которая всего лишь искала место, чтобы отдохнуть перед дорогой. Царь не позволил бы также левиту, побуждаемому горем и гневом, восстановить против колена Биньяминова другие колена. Царь не допустил бы также, чтобы диспут о правосудии между Санхедрином колена Биньяминова и другими коленами, окончился столь ужасным кровопролитием. Существовавшая в то время система правосудия не могла справиться с последствиями страшного преступления жителей Гивы. Царь же подчиняет правосудие своей власти. Царь не допустил бы, чтобы часть людей колена Данова, поклонявшихся идолу Михи, отделилась от остальных сынов Дана,образовав свое маленькое государство. Руководимый долгом поддерживать духовное единство своего народа, царь воспрепятствовал бы этому, несмотря на отсутствие соответствующих юридических норм.

Следует отметить, что не одному только царю дано право вершить суд по своему усмотрению и издавать в экстренных случаях новые законы. Санхедрин также имеет право в особых случаях применять экстренные правление судей: меры. Еще до установления монархии действовали суды сила и слабость такого рода. Согласно установлениям Торы (Дварим, 16:18), в каждом городе избирались судьи и устанавливались суды. Даже во время вражеских нашествий судьи продолжали выполнять свои функции. Именно этим судьям Девора воздала хвалу в своих песнях. Но «не было в те дни царя над Израилем», т.е. судьи слишком неохотно пользовались правом действовать по своему усмотрению в экстренных случаях, и в этом причина многих трагических событий того времени. Ибо право царя отлично от прав Санхедрина. «Относительно тех преступников, которые не подлежат смертной казни, — если царь властью захочет казнить их, усматривая в этом благо для общества, он вправе сделать это. Равно как и суд может издать экстренный указ казнить их; суд может действовать по своему усмотрению, если таково требование времени» (Рамбам).

Из приведенного текста следует, что существует различие между правом царя и правом судьи. Цви Хирш Хайес это различие формулирует так: хотя в описанном случае судья пользуется таким же правом, что и царь, последний может применять его более свободно. По Рамбаму, экстренный указ и закон царя — не одно и то же.Это в свою очередь означает, что уже в силу своего положения царь обладает большим авторитетом и большей свободой действий. Суд же не обладает такой свободой, кроме тех случаев, когда в силу определенных обстоятельств его представители могут быть абсолютно уверены в том, что интересы страны и серьезность положения требуют от них решительных и самостоятельных действий.

Другими словами, члены любого Санхедрина должны пользоваться своей привилегией с большой осторожностью. Лишь в самых серьезных случаях они могут применять законы Торы по своему усмотрению. Те, кто судят согласно Торе, не должны с легкостью нарушать ее законы.

Для царя в этом случае не существует ограничений. Само его положение и вытекающая из этого положения ответственность требуют, чтобы он использовал данную ему власть. Царь, не обладающий реальной властью, не приносит блага своей стране. Напротив, в ней распространяется безразличие к религии, к делам управления, что в свою очередь порождает духовную опустошенность, жестокость,поклонение идолам. Действительно, закон, требующий уважения к царю и его власти, нарушение которого может быть наказано смертной казнью, для того и создан, чтобы укрепить положение царя. Царь, лишенный уважения, не может служить своему народу. Раньше во главе народа стояли судьи, но их власть основывалась на законе и воле самих людей. Они не обладали той властью, которая дана царю.Судьи могли управлять лишь в том случае, если народ признавал их власть. Они могли вершить суд по своему усмотрению лишь в определенных обстоятельствах. Но держащий власть в своих руках может в любой момент потерять ее, и это во многом ограничивало деятельность судей.

Правда, существовали обстоятельства, при которых судья мог получить особую власть. Народ был в праве сам установить над собой судью и наделить его полномочиями царя, включая и право казнить виновных в неуважении к власти. Такую власть получил Иеошуа. Известно, что и Гидеон едва не стал основателем царской династии (см. Шофтим, 8:22). Однако в эпоху судей еврейский народ был осужден на то, чтобы неверными путями идти к своим целям и никогда не достичь их. Они не стали единым народом, верным своему Б-гу, не завоевали полностью землю Израиля, к евреям не пришли обещанные свыше мир, богатство и уверенность в будущем. Лишь достигнув этих целей, народ мог перейти к исполнению заповеди, данной в Торе: просить Г-спода, чтобы Он избрал для них такого царя,который повел бы их к высшему духовному совершенству. Однако цели эти не были достигнуты. Отсюда весь хаос эпохи судей. Отсюда беспорядочная и бесплодная деятельность длинного ряда сменявших друг друга царей в эпоху, наступившую после судей.

с разрешения издательства Швут Ами


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше