Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что произошло с душой первого человека?

Темы: Исправление, Первородный грех, Душа, Каббала, Натан Агрес, Адам

Отложить Отложено

Уважаемый Рав, я много читаю, хочу разобраться и совсем запуталась. Если можно объясните, пожалуйста, что произошло с душой первого человека. Я читала, что после греха душа первого человека раскололась на 600000 частей и мы все происходим из его души. И мой вопрос:

  • 1. Что произошло с душой Хавы?
  • 2. Адам и Хава были изгнаны и у них родились дети, и это не складывается с рассказом, что душа раскололась.
  • 3. Все человечество происходит от души Адама? Я не понимаю, есть два рассказа, которые я не могу совместить.
  • Спасибо. Инна

    Отвечает рав Натан Агрес

    Уважаемая Инна,

    Прежде всего, хочу заметить, что подобные вопросы относятся к области Каббалы — тайной части Торы, изучение которой обусловлено знанием и исполнением открытой части Торы, а также знанием некоторых основополагающих моментов. Поэтому ясно, что в предложенных рамках полный и исчерпывающий ответ дать невозможно. И, тем не менее, с Б-жьей помощью, постараемся немного прояснить эту тему.

    Действительно, иудаизм утверждает, что души всех людей являются частичками души Адама — первого человека и коллективная цель человечества как раз и состоит в том, чтобы исправить первоначальный грех, в котором все мы, в той или иной мере, принимали участие. Кстати, именно по факту причастности каждой конкретной души к этому греху определяется её судьба, страдания и испытания (но понятно, что влияет и многое другое, например, повседневные грехи и заслуги, а также «долги и отпечатки» прошлых жизней — гильгулим кодмим).

    Когда мы говорим о «расщеплении» души Адама, имеется в виду и душа Хавы, т.к. в принципе это одна душа, которая после создания была разделена Всевышним на мужскую и женскую половины.

    Что же касается рождения Каина и Эвеля, детей Адама, это никак ничему не противоречит. Действительно, в книге Зоар (Берешит 9а и 54а и Рут 79) говорится, что они родились после грехопадения Адама. Но согласно Талмуду (трактат Сангедрин 38 б) это произошло до грехопадения. А великий каббалист Рамхаль (Дэрех а-Шем) пишет: даже если бы Адам и Хава не согрешили, у них должно было родиться определённое количество детей, чтобы благом Всевышнего наслаждались не отдельные люди, а целое общество. Т.е. определённые части первых глобальных душ (Адама и Хавы) в любом случае перешли бы в тела их детей.

    Само же расщепление первичных душ является лишь одним из многочисленных последствий греха. Неправильный выбор человека привёл к фундаментальным изменениям во всём творении. Мир погряз в духовной тьме — тьме сокрытия Всевышнего. Возникла видимость полной случайности всего происходящего и «автономности» от Его воли. Каким образом это произошло? — Через добавление реальности дополнительных измерений. В книгах сказано, что само наше материальное измерение является продуктом этих катаклизмов. И измерение времени дробится теперь на шесть тысяч лет вместо первоначальных шести дней. И сам Адам вместо того, чтобы самому достичь цели и наслаждаться в Райском саду вместе с женой и детьми, становится лишь первым звеном в длинной цепи своих потомков. И теперь уже только общими усилиями можно вернуть всё «на свои места».

    Число (600 тысяч душ), которое Вы упомянули, действительно соответствует числу взрослых евреев, вышедших из Египта (см. Шмот 12:37) и получивших Тору на горе Синай. Талмуд (трактат Шабат 89а) раскрывает, что тем самым они удостоились исправить в корне первоначальный грех и вышли на тот уровень, на котором находился Адам до падения. И если бы не грех золотого тельца, по сути, являющийся аналогом греха Адама (здесь нет возможности говорить об этом подробно), евреи смогли бы привести весь мир к полному исправлению.

    Но, как было сказано выше, души всех людей происходят от души Адама и Хавы и своими действиями влияют на приближение конечного результата.

    С уважением, Натан Агрес

    Читайте: тема Что такое Первородный грех?

    Материалы по теме


    Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше