Темы: Наши родители, Психологические травмы, Мирьям Климовская
Здравствуйте! Я не являюсь евреем по религиозной принадлежности, однако в последние годы еврейское мировоззрение мне все ближе и ближе и внутри я себя ощущаю более комфортно, когда нахожу ответы на свои вопросы именно с точки зрения еврейского толкования.
Сейчас я столкнулся в жизни с моментом, когда начал осознавать, что то, как я сейчас живу, мои мысли, мой выбор, мое поведение полностью продиктованы травмами, которые я получил в процессе воспитания своими родителями. Конечно, я понимаю, что раньше они больше заботились о выживании и меньше уделяли внимания тому, как правильно воспитывать детей, чтобы их не травмировать в будущем. Но, к сожалению, не всегда так получается, как нам хотелось бы. Когда я сейчас вижу эту связь между травмами и моим состоянием, то вполне по-человечески (эгоистично) у меня возникает желание искать виноватых, и я их нахожу. Естественно, в родителях.
Понимаю, что я не смогу их исправить и все, что мне сейчас надо сделать, — это простить и снять этот блок, который мешает мне двигаться и развиваться дальше полноценной личностью, не испытывающей страданий разнообразного рода и силы. В психологии моя травма называется — отвергнутый. Вот сейчас обращаюсь к Вам с просьбой и большой надеждой на подсказку, на слово, которое может многим мне помочь. Как правильно сделать так, чтобы простить родителей, полюбить их именно с их такими недостатками, ошибками. Мне очень надо их простить. Спасибо Вам большое заранее! К.
Уважаемый К.!
Ваша проблема широко распространена, особенно среди постсоветских людей. Действительно, наших родителей готовили к роли «добропорядочных советских граждан», но совершенно не учили быть родителями или супругами. В результате — множество разрушенных семей и еще больше растоптанных детских душ. Многие из нас несут в себе груз психологических травм, всевозможных комплексов и проблем, вплоть до «клинических» случаев, требующих профессиональной помощи. И найти виноватых всегда легко: это, скорее всего, будет каждый первый из тех, кто воспитывал и учил нас.
Мы привыкли к определению «Человек — продукт своей среды», а современная психология, еще со времен Фрейда, считает главным двигателем человека подсознание, таким образом, снимая с него ответственность за свое поведение. Совершенно не таков еврейский взгляд на вещи. Да, безусловно, семья, среда, школа очень влияют на формирование личности человека. Именно поэтому, в частности, евреи, живущие по Торе, стремятся постичь в совершенстве искусство воспитания детей, уберечь их от влияния улицы и неподходящих друзей, а также тщательно выбирают для них учебные заведения. Но, согласно еврейскому мировоззрению, каждый человек обладает свободой выбора: пассивно подчиняться обстоятельствам и собственным внутренним порывам — или сознательно стремиться стать лучше, преодолевать свои слабости и стараться контролировать свои мысли и чувства.
Более того, мы знаем, что все обстоятельства жизни человека, в том числе и семья, в которой он рождается, определяются Всевышним в точном соответствии с работой, которую должна произвести его душа. У нас есть возможность использовать свой опыт, даже отрицательный, в качестве «трамплина» для дальнейшего духовного роста. Выдающийся израильский педагог рав Йехиэль Якобзон рассказывал о двух близнецах-сиротах, вместе переживших в детстве страшнейшую травму. Один из них впоследствии очень преуспел в жизни, а другой навсегда остался психическим инвалидом. И оба основной причиной того, как сложились их судьбы, считали совершенно идентичные обстоятельства своего детства. Это яркий пример того, насколько жизненные установки человека зависят от него самого. Каждый может решить для себя, какую часть прошлого опыта взять с собой в «плавание по океану жизни» в качестве полезного груза. А какую — «оставить за бортом» и плыть дальше или использовать в качестве отрицательного примера, учась на чужих ошибках, чтобы не пришлось учиться на своих.
Что касается Вашей конкретной задачи — простить родителей — то, конечно, она очень важна, но не следует ставить в зависимость от нее всю свою судьбу. Иногда дурное начало человека «раздувает» перед ним очередную проблему, чтобы парализовать его, лишить возможности «обойти» ее и двигаться дальше. То, что в данный период в Вас еще сильна обида на родителей, не должно помешать Вам активно стараться улучшить качество своей жизни и собственный характер. Если Вы будете работать над своими душевными качествами, со временем и эта задача перестанет казаться невыполнимой.
Но и сейчас она может быть намного легче, чем Вы думаете. Обратите внимание: Вы уже сделали большую часть работы, оправдывая их поведение тяжелой жизнью и отсутствием опыта. Наверняка Вы сможете вспомнить многое, за что надо быть им благодарным. Начиная, конечно, с самого факта, что Вам дали жизнь — сколько детей тогда не удостоились даже этого! А бессонные ночи, которые проводят все матери с маленькими детьми? Возможно, Ваши родители по-своему любили Вас, просто не умели проявлять свою любовь так, чтобы Вы это чувствовали. Хороший способ оправдать человека в своих глазах — представить себя на его месте. Вам удастся увидеть родителей в реальном свете — с их человеческими трудностями и слабостями, а также, возможно, с неизвестными Вам прежде достоинствами.
Кроме того, Вам стоит помочь себе полюбить их с помощью действий. Старайтесь проявлять к ним уважение на деле, заботиться об их нуждах, вежливо и доброжелательно разговаривать с ними, при этом чувствуя себя полноправным, зрелым и контролирующим себя человеком, а не обиженным ребенком. Конечно, это поначалу будет нелегко: в общении с родителями, как ни с кем другим, всплывают старые стереотипы. Возможно, Вам понадобится какое-то время, чтобы морально подготовить себя к новому стилю общения. Но выполнение любой важной задачи в нашей жизни требует усилий.
Желаю удачи в преодолении всех жизненных трудностей!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский