Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Многие ошибаются, понимая под словом «мазаль» слепое везение, случайное счастье, беспричинный успех, похожий на выигрыш в рулетку. Это вовсе не так. Слово «мазаль» означает скопление звёзд — созвездие — одно из колёсиков, которыми Творец раскручивает природу.
Эти колёсики, в сущности, предназначены лишь для остальных народов земли. Каждое из мазалот оказывает влияние на свою определённую группу народов. Но в отношении евреев наши Мудрецы сказали[1]: «Нет мазаля у Израиля», то есть мы не включены в систему управления и влияний, осуществляемых созвездиями. Мы вне этой игры. Мы руководимы Всевышним поверх естественных законов, так сказать «прямым включением», поскольку приняли Его Тору.
Впрочем, это не мешает нам кое-чему из этого научиться: подобно тому, как у каждой звезды свой размер, свой путь и место в мире, так Творец установил каждому человеку особенные повороты жизненного пути для его же, человека, блага. Ведь сказано ясно[2]: «כל דעביד רחמנא — לטב» — «Всё, что делает Всевышний — к добру».
У еврея в судьбе нет предопределённости, даже при неблагоприятном раскладе, праведные усилия могут изменить его жребий в лучшую сторону, в независимости от расположения звёзд. Недаром ведь сказано:[3] «нет никого, кто обладал бы свободой в такой степени, как тот, кто занят Торой» — «אין לך בן חורין, אלא מי שעוסק בתורה». Речь идёт о свободе от «мазалот» и возможности изменить судьбу.
С другой стороны, богач пусть помнит, что «не своею собственной рукой» добился он себе этого богатства, хотя так может показаться. Богатство дано ему лишь для добрых дел — распределять цдоку и поддерживать Мудрецов Торы, не забывая притом определить время для собственных занятий Торой. Если богач так поступает — испытание выдержал.
Бедняк же, после всех своих неудач, должен спросить: не его ли самого проступки привели к этой нескладной доле. Быть может, исправив то, что должно исправить, он сумеет разорвать круг неприятностей и подняться над «судьбою». Достаточно устранить духовную причину неудач, и всё начнёт выправляться.
По материалам лекций гаона раби Моше Штернбуха שליט"א
[1] Шабат,156,1
[2] Брахот,60,2
[3] Авот,6,2
Теги: Еврейство