Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний «наполняет все миры и окружает все миры». Это два аспекта раскрытия Б-га в мире

Но чтобы понять, почему сказано «По образу Всесильного (Элоким)», почему упомянуто именно это Имя, а не другое из Имен Бога, нужно сказать о значении имени Всесильный. Оно таково: Бог обладает всеми существующими силами, как это объясняется в Туре (Орах Хаим, глава 5).

А что значит, что Он называется «Обладателем сил»? То, что качества Всевышнего не подобны качествам человека из плоти и крови. Человек, когда строит здание, например из дерева, сам не создает древесину. Он берет уже существующие бревна и использует их для строительства. А когда построил из них здание, как посчитал нужным, то даже если он уйдет оттуда — здание все равно продолжит существовать.

Однако по отношению к Творцу это не так. Как во время создания всех миров, когда Он создал их из ничего Своей бесконечной силой, так с тех пор каждый день и каждое мгновение вся их реальность, порядок и существование зависят только от того, что Он продолжает оказывать на них своё ежеминутное влияние силы и света. А если бы Он забрал от них силу Своего влияния хоть на миг, сразу все они бы прекратили бы своё существование.

Как сформулировали Мужи Великого Собрания (в Утренней молитве) «Обновляющий по благости Своей первоначальное мироздание каждый день, постоянно», то есть постоянно и каждое мгновение. Их доказательство — из псалма 136: «Создающий светила великие….» — не сказано «создавший», но «создающий».

Примечание автора. Это обновление незаметно для глаз[1]. Однако четыре Высшие Основы[2] — корни и родоначальники всего (как написано в Зоаре, Ваэра 23б, что они основы всего мироздания и суть), отраженные в четырех буквах Имени Авайе, их соединение и комбинации в любое время совершенно непостижимы. И Он обновляет их каждое мгновение по своей Воле.

А как они комбинируются каждое мгновение? Это 1080 комбинаций букв Имени и огласовок, которые меняются в течение одного часа, и каждый час другие комбинации. И так же, комбинации дня не подобны комбинациям ночи. И один день, не бывает похожим на другой. Поэтому и сказано именно «обновляющий первоначальное[3] мироздание».

Поэтому Его называют «Всесильным» (Элоким) — обладателем всех сил. Он обладатель всех индивидуальных сил во всех мирах, Он дает им силу и энергию каждое мгновение. Они находятся в постоянной зависимости от Него, а Он всегда может изменить их и придать им другой порядок, как сочтет нужным[4].

Примечание автора. Хотя имя элоим (сильный, бог) — общее для всех обладателей сил в мире, и все властители наверху и внизу называются элоим, например (Псалмы 96:5) «боги народов», (Миха 4:5): «ибо все народы пойдут каждый во имя своего бога (элоим)». И см. Зоар (Ваикра 8, Балак 208) по поводу выражения «и пришел бог (элоим)», употребленного в Писании по отношению к Авимелеху, Лавану и Биламу, и имеется в виду его духовный эгрегор, ибо они назначены над ними, чтобы управлять ими. И также земные судьи называются элоим. И в Саба (96): «Одно имя из всех остальных имен распространилось и разделилось на несколько путей и тропинок, и называется элоим… и разделилось это имя на служителей, и назначенных, которые управляют другими народами…»

Но у всех их нет силы от себя, но лишь то, что установил им Всевышний сил и энергии, чтобы властвовать во вселенной. И потому Он называется «Богом богов» (Псалмы 136:2), и также написано (Шмот 18:11): «Ибо велик Господь из всех богов (элоим)», «поклонились Ему все боги (элоим)». И даже идолопоклонники называют Его

Богом богов (Даниэль 2:47).

Поэтому идолы называются «другими богами», то есть, что их сила — не от самих себя, но от более высокой силы, а эта высокая сила черпает свою силу от силы над ней, и так до истинного обладателя всех сил, Всевышнего.

Поэтому сказано (Ирмияу 10:10): «А Господь — Бог (Элоким) истинный», ибо Он — истинный обладатель силы всех, и все получают свою силу от Него. Об этом и сказано (Царей 1, 18:39): «И пали на лица свои, и сказали: Господь — Он Бог».

Комментарий

Как подробно объясняет автор в Третьих Вратах, Всевышний «наполняет все миры и окружает все миры». Это два аспекта раскрытия Б-га в мире. С одной стороны, с нашей точки зрения, мир есть полноценная реальность, в которой есть различие мест, сил и святости разных мест, а Всевышний управляет и властвует над ним. Данный аспект символизируется именем Элоким (Всесильный). А с точки зрения Всевышнего, Он наполняет все миры, и их вообще как будто не существует по отношению к Нему. Этот аспект символизируется именем Авайе. Автор объясняет в нашей главе, что человек сотворен по образу Элоким (Всесильного). Человек никоим образом не подобен Б-гу в том аспекте, где, с Его точки зрения, Он наполняет все миры и аннулирует их; но лишь в том аспекте, где мир существует как полноценная реальность, а Он управляет ею. В этом аспекте человек может как бы уподобиться Всевышнему посредством исполнения заповедей, как будет объяснено в следующих главах.


[1] Ведь обновление — это когда есть изменение по сравнению с тем, что было ранее.

[2] Первоначальное место, где Всевышний как бы присоединяется к мирозданию, — в этих четырех высших Основах. См. далее Вр.2, гл.6 в первом прим; Вр.3 гл.10; комм. к Вр.2 гл.5.

[3] То есть в корнях творения имеется постоянное обновление, а не на том уровне, где находимся мы. На нашем уровне реальность кажется постоянной, непрерывной и преемственной. В Третьих Вратах объясняется, что и наша реальность каждое мгновение возникает из ничего.

[4] Творец упорядочивает мироздание в каждое мгновение, и изменяет концепцию управления. Иногда Он подчеркивает и усиливает одно качество, а иногда другое. У человека тоже есть нечто подобное, восприятие действительности может измениться из-за эмоций, иногда все кажется замечательным, а иногда наоборот, хотя реальность никак не поменялась.

Перевод: Пинхас Зидман


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.