Из цикла «Даат тфила», темы: Первородный грех, Душа, Рамбам, Древо Познания, Нефеш аХаим, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Сложность внутреннего принятия вышесказанного, огромное испытание, сопутствующее преодолению негативных качеств, несмотря на четкое знание их зазорности — проистекают из состояния человечества после греха Адама.
Рамбам объясняет, что уровень человека после греха изменился. Он опустился от выбора между истиной и ложью до выбора между добром и злом.
Присовокупим к этому слова Нефеш аХаим об уровне Адама до греха, когда его высшая душа пребывала в его теле, а после греха покинула его и только покрывает его сверху.
Грех познания привел к падению человека из чистого мира идей — категории пребывавшей в нем высшей души. Он спустился на уровень духа, системы качеств-эмоций, и приобщился к этому миру, который был для него одеяниями, а стал внутренней реальностью. И, как мы объясняли, качество даат способно переносить реальность человека, отрывать ее от внутренней действительности и присоединять к внешней со всей жизненной силой, так что эта связь становится жизненной реальностью, а ее разрыв — смертью.
Однако, как объясняется там в Нефеш аХаим, «ясные искры ее света сверкают от нее (высшей души) на голову человека, удостоившегося ее, каждый — по своему уровню и мере… и она дает человеку дополнительный рассудок для постижения». Мудрец Торы, прилепившийся к Древу жизни, Торе, удостаивается этого, он поднимает и возвышает свою реальность, чтобы приобщиться к ней, и тем самым он поднимается над системой качеств-эмоций и она становится для него одеяниями.
Основа данной концепции объясняется там же, в Нефеш аХаим: уподобление человека Создателю, в чем и заключается базисный принцип всех законов Торы и законов знаний: ходить Его путями. Так начинает раби Моше Кордоверо свою книгу Томер Двора, которая занимается совершенствованием качеств характера: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — это действия Творца».
А качества управления, через которые Творец раскрывается в управлении Своим миром, это одеяния для Его воли. Мудрец Торы, прилепившийся к миру идей, так что он стал его внутренней реальностью, а качества — ее одеянием, выполняет тем самым заповедь «ходить путями Всевышнего» и делает свою форму совершенной. Как пишет р.И.А.Хавер: «Сказали, что Тора облачает человека в скромность и богобоязненность. Тора называется одеяниями Всевышнего — это все Его качества, которыми Он раскрывается Своим созданиям. И когда человек занимается ею, он облачается буквально в одеяния Всевышнего и выходит в царском одеянии…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место