Темы: Наказание, Каббала, Рамбам, Заповеди, Психология, Страх, Страхи, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые равы! Что такое трепет перед Б-гом? В общем смысле оно может означать и дрожь, и сотрясание, и вздрагивание, возможно, есть и не всегда положительный смысл (сильное волнение, стресс, эмоциональное напряжение тоже можно трактовать как трепет). Как в нас должен проявляться трепет:1. изначально, чтобы прийти к Всевышнему, 2. Постфактум, от осознания Всевышнего? Как научить себя трепету? Спасибо! N.
Шалом, N.!
У людей могут быть разные душевные состояния — страх, тревога, стресс, волнение, напряжение и т.д., но можно ли свести к одному из них или части из них, или ко всем ним — трепет перед Творцом?
В главе Экев (Дварим 10:12) сказано: «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Только того, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…». Так как требование «бояться» упомянуто первым, мудрецы делают вывод (Брахот 33а), что всё в руках Небес (и всё можно попросить у Творца), кроме трепета перед Небесами (т.к. в этой области человек должен сам достичь продвижения).
И так пишет Рамбам[i] в своем философском труде «Путеводитель колеблющихся» (ч. 3, гл. 24): «Цель всей Торы, заповедей и запретов, и обетований, и рассказов, содержащихся в ней, — только одна, и это — страх, который будет исходить от нее, как сказано (Дварим 28:58, 59): “Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, написанные в книге этой, и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени Господа, Б-га твоего, (То обрушит Господь удары ужасные на тебя и на семя твое…)”».
То есть, по Рамбаму, «цель всей Торы» — осознание человеком присутствия Творца. Осознание, приводящее нас к действию.
Рамбам пишет (там же, гл. 52):
«Когда человек один у себя дома, его осанка и движения, и все его занятия — иные, чем его осанка, движения и занятия в тот момент, когда он находится пред великим царем; и его непринужденный разговор, когда он среди домочадцев и родственников, не похож на его речь перед царским троном.
Поэтому тот, кто стремится к человеческому совершенству и к тому, чтобы быть по-настоящему человеком Б-жьим, пробудится и узнает, что Великий Царь, Который всегда с ним, (несравнимо) величественнее любого из людей, даже если бы речь шла о (царях) Давиде и Шломо… Как сказано: “Если спрячется человек в тайнике, то разве Я его не увижу? — сказал Господь, — ведь и небо, и земля полны Мною” (Ирмияу 23:24).
И пойми это хорошо. И знай, что когда совершенные люди поняли это, то пришли к ним умеренность и скромность, и богобоязненность, и трепет перед Всевышним, и стыд пред Ним… истинными путями, а не с помощью воображения. И поэтому, когда их не видит никто из посторонних, (например), когда они наедине с женой или совершают омовение, они ведут себя так же (скромно), как если бы их видели посторонние люди…
И цель, о которой говорил я тебе (выше), — это цель выполнения всех заповедей. Потому что, постоянно повторяя эти практические действия, отдельные выдающиеся люди упражняются до тех пор, пока не достигнут человеческого совершенства — и тогда будут они страшиться Всевышнего… и бояться, и трепетать. И узнают, Кто с ними, и будут делать после этого то, что подобает.
И уже объяснила Тора, что цель выполнения всех заповедей — достижение этого пробуждения… страха перед Всевышним и уважения к Его повелению: “Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, написанные в книге этой, и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени Господа, Б-га твоего …”
Вдумайся… что у всех слов этой Торы — одна цель, и это — чтобы мы “боялись почитаемого и страшного имени Господа…” А то, что эта цель достигается действиями, следует из слов “Если не будешь соблюдать и исполнять”. Таким образом, понятно, что цель достигается выполнением заповедей — предписывающих и запрещающих.
Но воззрения, которые передает нам Тора, — о Его, Благословенного, существовании и единстве, — приводят нас к любви к Нему…
Любовь достигается с помощью воззрений, которые передает нам Тора, — о Его существовании — Такого, как Он есть.
А страх достигается выполнением всех заповедей, как мы объяснили…» Конец цитаты.
Страх же в своей возвышенной, высшей форме является не боязнью наказания, но трепетом перед великим Творцом, Высшим Разумом, единственно Существующим[ii] в полном смысле этого слова.
Раби Моше Кордоверо[iii] также пишет о трепете («Томер Двора»):
«Еще одно качество, относящееся к Малхут[iv], является наиважнейшим. Это страх перед Творцом. Однако страх с легкостью может быть искажен, если в него войдут “внешние силы” (силы зла). Ведь если человек боится страданий, смерти или Геинома (Ада), то это страх перед “внешними силами”, ведь все эти действия — от них.
Основной же страх — трепет перед Творцом — достигается размышлением над следующими вещами:
Подобные виды страха наставляют человека на верный путь к исправлению данного атрибута (Малхут) и позволяют ему примкнуть к этому атрибуту».
Таким образом, чтобы обрести трепет перед Творцом, можно заниматься определенными практиками, сродни медитации, а также выполнять заповеди «осознанно», с пониманием тех смыслов, которые до нас доносит Тора.
Конечно, это непростой способ развить в себе трепет перед Всевышним, на это можно потратить большую часть жизни. Потому важен и простейший страх — страх перед наказанием — как своего рода стимул для служения и продвижения к более высоким уровням.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] См. «Как это “нет ничего, кроме Б-га?”»
[iii] Раби Моше бар-Яаков Кордоверо (Рамак; 5282-5330 / 1522-1570, Цфат) — один из величайших каббалистов всех поколений.
[iv]Каббалистическое понятие. Сфира Малхут («Царства») — одна из десяти Б-жественных сфирот («каналов», качеств), с помощью которых Всевышний руководит миром. Здесь речь идет о том, как человек, развивая в себе определенные качества, может повлиять на мироздание — наш мир и часть духовных миров.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Злата Грайбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?