Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Очень небольшая глава, краткая, сжатая. Но сколько в ней вместилось событий! Начинается она словами: «И поселился Яаков в земле, где жил его отец, в Стране Кенаан». А кончается: «Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе, забыл о нем».

Но сначала краткое содержание. 1) Юность Йосефа, сына Яакова: сны, разлад с братьями, ненависть (Берешит 37:1—11). 2) Братья продают Йосефа (37:12—30). 3) Яаков узнает, что Йосефа растерзал хищник, и погружается в траур (37:31—36). 4) События жизни Йеуды, сына Яакова, после продажи Йосефа (38 глава). 5) Йосеф попадает в Египет (39:1—6). 6) Праведник Йосеф выдерживает испытание, приключившееся по вине жены Потифара, в доме которого он живет, и попадает в тюрьму (39:7—23). 7) Встреча Йосефа с двумя министрами, которым он разгадывает сны (40 глава).

Итак, «И поселился Яаков в земле, где жил его отец (Ицхак)».

Поселился, вернувшись от Лавана, приведя с собой двенадцать сыновей, двенадцать родоначальников еврейских колен.

У Авраама был только один сын — Ицхак, перенявший от отца духовное наследие (от которого устранился Ишмаэль). У Ицхака тоже был только один наследник — Яаков (его брат Эсав не просто устранился от продолжения миссии Авраама и Ицхака, но стал активным ненавистником Торы). И лишь на детях Яакова закончилось отсечение испорченных побегов, идущих от основного ствола: все его двенадцать сыновей достигли того уровня праведности, который был необходим для создания еврейского народа.

Но мира в семье Яакова не было. Он в какой-то степени повторил ошибку своего отца. Тот в свое время сначала выделил Эсава, обманувшись его силой и напором, и при этом не заметил скромного Яакова. То же сделал Яаков, выделив из всех сыновей одного Йосефа.

Правда, в отличие от Эсава, Йосеф действительно заслуживал высших похвал — своей любовью к учебе, к соблюдению заповедей Торы. Старший сын Рахели по многим своим качествам был незаурядной личностью: поражающая воображение красота лица, острый, проницательный ум, необычайные способности ладить с людьми, удачливость в любом деле, которое он затевал, — все это выделяло его из среды братьев. Но все же Яакову не следовало открыто демонстрировать свои чувства по отношению к сыну своей любимой жены, так рано ушедшей из жизни.

Возможно, Йосеф в чем-то злоупотребил доверием отца. Он неоднократно намекал братьям, что именно ему уготована роль царя еврейского народа. И братья его невзлюбили. Нелюбовь кончилась тем, что братья продали Йосефа проходившим мимо купцам. В конце концов тот оказался в Египте, в доме царедворца Потифара. И тут вдруг рассказ о Йосефе прерывается, и начинается совсем другая история — о Йеуде, четвертом сыне Леи, и о его невестке Тамар.

Странная история, да и начинается она странными словами: «И случилось в это же время: отошел Йеуда от братьев». Почему отошел? Зачем об этом говорить? Понятно, что, повзрослев и обзаведясь семьями, братья не могли жить в одном отцовском шатре. Но куда отошел Йеуда? Пока все братья жили вместе, они представляли собой один народ.

Двенадцать колен — это сам Израиль, их отец, ибо все, что было в нем, перешло к ним: все его качества, все способности, вся праведность.

Только в своей полноте Израиль мог дать начало еврейскому народу. Но исчез Йосеф — и все рассыпалось. Не было теперь нужды держаться друг друга: миссия Авраама на земле провалилась. Правда, Яаков так до конца и не поверил, что Йосеф погиб. Ибо такова была его вера в Творца мира, Который, однажды раскрыв Свои планы перед Авраамом, не мог устраниться и не реализовать их в его потомках.

Но Йеуда отошел от братьев. Причем не просто поселился отдельно.

Он перестал был лидером. Тут и произошла история с Тамар. Невестка его старшего сына стала бездетной вдовой. В согласии с законом ее отдали второму сыну Йеуды, но и тот умер, не оставив потомства. Оставался третий сын. Однако отец пожалел младшего и не торопился женить его на Тамар. Но у той были свои расчеты. Она страстно желала стать основательницей еврейского рода, из которого выйдут цари, — такую роль для себя она увидела в пророчестве. Прочтите текст Торы — этот отрывок послужил вдохновением для великого числа симфоний, картин и пьес. В финальной сцене мы видим столкновение двух характеров: мощный, не сомневающийся в себе Йеуда — и хрупкая Тамар, в своей целенаправленности не уступающая свекру. Тамар вошла-таки в еврейскую историю. От нее произошел великий род еврейских царей; среди ее потомков — и царь Давид, основатель Иерусалима, и царь Шломо, строитель Иерусалимского Храма, и будущий освободитель нашего народа — Машиах… А что Йосеф? Вы, конечно, знакомы с основной канвой его египетской эпопеи. Оказавшись в тюрьме по сфабрикованному делу, он и там быстро завоевал доверие местного начальства. Встретившись с двумя опальными сановниками самого высокого ранга, он разгадал их сны, объявив одному о скором освобождении. Когда сановника освобождали, Йосеф попросил замолвить перед фараоном слово о молодом, но способном еврейском узнике. Сановник обещал. — «Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе и забыл о нем».

Главные события только начинаются.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»