Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

Почему необходимо соблюдать заповеди ритуальной чистоты, когда Храма нет?

Темы: Запреты, Коэн, Иерусалимский храм, Заповеди, Смерть, Законы семейной чистоты, Нида, Жизнь, Тума

Отложить Отложено

Почему необходимо соблюдать заповеди ритуальной чистоты? Ведь Храма нет.

Какие действия/ситуации в наше время требуют ритуальной чистоты? Александр

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Уважаемый Александр, здравствуйте.

По правде говоря, Ваш вопрос вполне может лечь в основу книги или докторской диссертации, поэтому прошу учесть, что ответ на него здесь не просто краток, а вполне может считаться кратчайшим.

Понятие ритуальной чистоты и нечистоты, тоора и тума, требуют отдельного обсуждения, особенно, если учтем, что законы чистоты и нечистоты в настоящее время обычно не соблюдаются (за исключением случаев, о которых упомянем ниже), так что чаще всего они не имеют никакого значения для сегодняшней повседневной жизни.

Рамбам[i] связывает проблематику ритуальной чистоты и нечистоты с Храмом, ведь только во времена Храма большинство этих законов имели практическое применение. Как сказано в главе Тазриа (Ваикра 12:4), «…ни к чему священному не должна прикасаться и в святилище не входить, пока не исполнятся дни очищения ее».

Этот запрет действителен и в наше время — в зависимости от мнений законодателей о статусе Храмовой горы сегодня. По одному из мнений, Храмовая гора до сих пор имеет статус святости. Согласно этому мнению, подниматься туда, где было Святилище, запрещено.

Святость не носит «вещественного» характера, она не «объект», даже если фантазировать о тонких материях. Святость подразумевает особые правила поведения и ограничения, которые люди должны соблюдать при обращении с определенными предметами.

Так, синагога — святое место, т.к. в ней запрещено есть и пить, спать и вести праздную беседу. Кладбище является святым (хотя и одновременно нечистым) местом, т.к. там действуют те же запреты, что и в синагоге. Свиток Торы является священным предметом, так как его использование предполагает соблюдение ряда особых правил и ограничений.

Это же можно сказать и о законах нечистоты: чтобы человек с должным уважением относился к Храму, ему предписывают особые ограничения, ставят рамки. Сам запрет входить туда в состоянии ритуальной нечистоты морально готовит человека к благоговейному почитанию Храма.

Рав Саадия Гаон[ii] отмечает, что любой вид ритуальной нечистоты так или иначе связан со смертью. Ритуальная нечистота мертвого тела является «отцом», архетипом нечистоты.

Прокаженный в плане нечистоты рассматривается как мертвый. Различные телесные выделения «отрезаны» (отделены) от их источника жизни и, таким образом, являются «мертвыми». Это же относится и к состоянию «нида» (состоянию женщины в период менструации) из-за «смерти» яйцеклетки — потенциальной жизни.

Животные становятся нечистыми, когда умирают, прикосновение к мертвому животному оскверняет.

(Сегодня мы все ритуально нечисты от прикосновения к мертвому телу, так как возможность совершить процедуру очищения существует только при наличии Храма. Однако все мы делаем омовение рук утром и после посещения туалета, как это положено по Закону, женщины окунаются в микве после периода «нида», см. ниже, и т.д.).

Ритуальная же чистота отождествляется с жизнью.

И здесь есть дополнительный аспект. «Сефер а-Хинух»[iii] объясняет заповедь благословения коэнов как «воспитательную». Человек, который идет к коэну за благословением, укрепляется в мысли: чтобы удостоиться этого благословения, надо уподобиться коэну — исполнять волю Творца и чтобы все помыслы были с Ним.

Рав Гирш[iv], рассматривая запрет коэну прикасаться к умершему, подчеркивает: цель запрета в том, чтобы коэнов не отождествляли со смертью, как зачастую происходит со жрецами различных культов, а, наоборот, чтобы они транслировали «идею» жизни. Конечно, это еще одна причина, по которой и в наше время коэну следует соблюдать ритуальную чистоту.

Само погружение в микву (бассейн для ритуальных омовений) также символизирует жизнь, рождение заново, ведь вода — источник жизни. Для очищения необходим или родник, бьющий из земли, или резервуар, который был наполнен дождевой водой естественным образом, без вмешательства человека.

В микву окунается гер (принимающий еврейство), очищаясь от грехов прошлой жизни, от идолопоклонства, если он служил идолам. Существовал обычай окунаться в микву перед Йом-Кипуром — для очищения (по постановлению рава Саадии Гаона). В микву, как упоминалось, окунается женщина, когда у нее заканчивается период «нида»; статус «нида» связан с отдельным запретом Торы.

В микву окунают металлическую и стеклянную посуду, чтобы изменить ее статус.

Исполнение законов, связанных с ритуальной чистотой и нечистотой, необходимо и для того, чтобы евреи смогли исполнять их в полной мере в скором времени, когда будет отстроен иерусалимский Храм.

Одно из пожертвований коэнам — хала, но т.к. и хала в наше время ритуально нечиста, и сам коэн нечист, то в Израиле ее сжигают. Ведь, прикасаясь к ней, мы передаем ей ритуальную нечистоту, так как все мы сегодня нечисты ритуально (как упоминалось) из-за прикосновения к умершим. И до того, как будет построен Храм, у нас не будет возможности очиститься.

Но если мы дотронемся до халы, испеченной за границей, ритуальная нечистота не помешает есть ее. Поэтому там при выпечке мацы отделяют кусок теста для халы и выпекают из него мацу, которую отдают коэну. Коэн окунается в кошерную микву по всем правилам и ест эту мацу. И руки перед трапезой с хлебом мы омываем в память о пожертвовании коэну (трума).

На самом деле существовало и существует еще множество примеров:

Запрещено покидать без нужды Землю Израиля, т.к. установлен статус духовной нечистоты на чужие страны (Ктубот 111а; Йерушалми, Моэд Катан 3:1, Назир 7:1).

В эпоху Гаонов[v] был создан трактат «Брайта дэ-Нида», который повлиял на все еврейские общины — и на ашкеназские в частности. Из этого трактата, а также из более поздних источников следует, что евреи Эрец-Исраэль, Египта, Йемена и Европы долгое время придерживались тех законов ритуальной чистоты и нечистоты, которые действовали во времена Храма.

Так, в письме из Каирской гнизы[vi] (Кембридж, издан в книге «Оду» (Индия), изд. Яд Ицхак бен-Цви, т. 2), написанном р. Мадмуном а-Нагидом раву Мацлиаху а-Коэну Гаону, главе общины и ешивы, соблюдающих «обычай» Эрец-Исраэль в Египте, задается вопрос о способности прозрачного китайского фарфора «принимать» ритуальную нечистоту. Станет ли посуда из него нечистой, если в нее попадет что-то ритуально нечистое?

Обычай не смотреть на что-либо нечистое после окунания в микву, обычай, согласно которому женщина в состоянии «нида» не держит свиток Торы и даже не ходит в синагогу, основаны на этой книге. Другой обычай, согласно которому женщина покидала свой дом в период ритуальной нечистоты, также восходит к книге «Брайта дэ-Нида», со временем этот обычай перестал существовать.

Комментируя трактат Тамид, Раавад[vii] цитирует «Сефер а-Микцоот» (кодекс, включающий постановления гаонов), где сказано, что коэн, у которого дома находится женщина-нида, не может благословлять народ. Конечно, это противоречит тому, что сказано в Мишне и Талмуде о ритуальной чистоте и нечистоте, на что указывал Рамбам. Потому эти обычаи исчезли.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.Рам

[ii] Сеадья (Саадья) Гаон — рав Сеадья бар-Йосеф (Расаг, 4642-4702 / 882-942), глава (гаон) ешивы в Суре в Вавилонии, один из духовных лидеров еврейского народа эпохи гаонов (период 6-11 вв. н. э — эпохи после составления Талмуда).

[iii] «Книга Воспитания», свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Заповеди расположены в порядке недельных разделов Торы, параллельно приводятся законы, принятые мудрецами на основании этих заповедей. Книга издана анонимно, на титульном листе указано: «Комментарий одного из Первых мудрецов». Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и был левитом. Многие ученые на основании анализа текста предполагают, что труд составлен известным сефардским мудрецом раби Аароном а-Леви, учеником Рамбана.

[iv] Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5648 / 1808-1888, Германия) — знаменитый раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции и поборник ортодоксального иудаизма, основатель движения «Тора вэ-Дэрех-Эрец».

[v] Гаонами называли руководителей двух центральных ешив Междуречья — в Суре и Пумбедите — в период 6-11 веков н.э. Эпоху гаонов принято датировать 4349-4800 / 589-1040 годами. На иврите «гаон» означает «гений», «выдающийся ум», мудрец самого высокого уровня. Гаоны были мудрецами Торы и духовными руководителями поколений, к ним обращались за советами и галахическими решениями, к ним стекались ученики, и именно слово гаонов зачастую было решающим в определении того или иного закона (галахи) не только для евреев Вавилонии, но и для всех общин диаспоры. Гаоны были преемниками мудрецов более ранних поколений, которых принято называть савораями (савораим). Сами гаоны стали связующим звеном в передаче Торы мудрецам последующих веков — ришоним (ранним комментаторам).

[vi] Крупнейшее средневековое собрание еврейских рукописей, сохранившееся в гнизе синагоги города Фустат. Документы, собиравшиеся более тысячелетия, написаны еврейским письмом на арабском, иврите, арамейском, идише и некоторых других языках.

[vii] Раби Авраам бар-Давид из Поскьеры (Раавад, Бааль а-Асагот; 4880-4959 / 1120-1198) — выдающийся законовед, глава мудрецов Прованса.

Материалы по теме

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

О еврейских законах семейной жизни

Рав Ицхак Зильбер

С начала менструации и до окунания женщины в микву интимные отношения запрещены. Современные ученые обнаружили, что еврейские религиозные запреты благотворно влияют на женский организм. При менструации кровеносные сосуды в матке открыты и беззащитны перед инфекцией. Но следует помнить, что мы исполняем заповеди не из-за их медицинской важности, а потому что так повелел Творец.

Книга заповедей. Запретительные

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше