Из цикла «Врата воздаяния», темы: Геином, Награда и наказание, Злодей, Рамбан, Справедливость, Ган Эден, Праведник, Заслуги, Небесный суд
8) Ты можешь спросить: А те, которых мудрецы называют «средними», так как их грехи уравновешиваются заслугами, и о которых сказано, что «Великий в благоволении» склоняет для них суд в сторону добра, — они опускаются в Геином или нет? Если сказать, что опускаются, — тогда, чем им помогло то, что «Великий в благоволении» склоняет для них суд в сторону добра? Если же сказать, что не опускаются, то чем же искупаются совершенные ими грехи?
Изложение ответа начнем с вопроса: А тот злодей, который вышел по суду «законченным грешником» и приговорен к наказанию Геиномом на веки вечные за то, что не верил в воскрешение мертвых или наводил чрезмерный страх на своих подданных, — если он при этом учил Тору и соблюдал заповеди, чем он будет за это вознагражден? Тогда получается, что его приговор абсолютно ничем не отличается от приговора тому, кто все свои дни служил идолам, развратничал и проливал кровь — а ведь написано: «Ашем праведный… не совершит несправедливости» (Цефания 3:5)?!
Объяснение: если человек соблюдал заповеди и совершал добрые дела, но при этом много грешил или совершил одно тяжелое преступление, за которое он должен быть истреблен по приговору как «законченный грешник», — тогда награду за исполненные заповеди и за добрые дела Святой, благословен Он, дает ему в этом мире, как сказано: «И Он воздает Своим ненавистникам перед лицом их, чтобы уничтожить» (Дварим 7:10). И так объясняет Ункелус: «За совершенное перед Ним добро Он воздает Своим ненавистникам в этом мире, чтобы истребить их в будущем мире. Не откладывая, творит благо Своим ненавистникам: за добро, которое они совершили перед Ним, платит им при жизни». То же самое по отношению к тому праведному, чьи грехи и заслуги уравновешены, — Святой, благословен Он, по Своему великому добру склоняется к его благу и обращается с ним как с «совершенным праведником»: он не сходит в Геином, но карается при жизни за грехи и преступления, которые совершил, и это искупает его от наказания Геиномом.
Так учили наши мудрецы: «У кого заслуг больше, чем грехов, с того взыскивают за те немногие и нетяжкие грехи, которые он совершил, в этом мире, чтобы дать ему полную награду в мире будущем. У кого грехов больше, чем заслуг, — дают ему награду за те немногие заповеди, которые он исполнял, в этом мире, чтобы сполна взыскать с него в день грядущий», как объяснено (в Иерусалимском Талмуде) в трактате Пеа (1:1).
9) А если ты скажешь: Я тебя спрашивал об умершем, который предстал перед Судом, и его грехи и заслуги уравновешены, а ты мне отвечаешь о живом, с которого взыскивают при жизни. Ведь согласно твоим словам, человек никогда не окажется «средним», которого «Великий в благоволении» мог бы помиловать. А в берайте мы учили: «Три группы в день Суда» — праведники, такие «средние» и злодеи, т.е. именно в день Суда после смерти они обладают этими характеристиками?!
Ответим мы тебе так: Истинный Судья, да благословится Его Имя, судит человека по его делам. Есть грехи, за которые, согласно закону, взыскивают в этом мире, при жизни того, кто их совершил, а есть такие, за которые, согласно закону, взыскивают после смерти, в Геиноме. И поэтому, когда Святой, благословен Он, судит в Рош ашана человека, грехи которого уравновешиваются его заслугами, Он, по Своей великой доброте, склоняется к его благу и избавляет от Геинома. И согласно приговору, Он взыскивает с него за грехи при жизни в этом мире. И так же расплата с тем, у кого заслуг больше, чем грехов, не откладывается до часа смерти, но поскольку Святой, благословен Он, видит, что тот удостоится Мира Душ, Он заранее взыскивает с него за немногие грехи при жизни в этом мире.
В соответствии с этим, если человек, у которого в Рош ашана преобладали заслуги, и он был приговорен к искупительной смерти, затем добавил грехов на чашу весов, так что его заслуги теперь уравновешены или же грехи перевесили, — этим он оттягивает исполнение своего смертного приговора до тех пор, пока он не получит награду за исполненные им заповеди в виде долголетия или иных благ этого мира или же пока не примет наказание невзгодами за свои преступления и грехи, чтобы получить полное воздаяние в Мире Душ, как упомянули мудрецы в надлежащем месте (Иерусалимский Талмуд, Пеа).
Так же учили и в Берешит раба (33:1): «Раби Акива сказал: Как с тех, так и с этих Он взыскивает с чрезвычайной скрупулезностью. Он придирчив к праведникам и взыскивает с них за немногие дурные поступки, совершенные в этом мире, чтобы даровать им покой в будущем мире. И Он дарует нечестивцам покой и награждает их за те немногие заповеди, которые они выполняли в этом мире, чтобы в будущем взыскать с них».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.