Из цикла «Томер Двора, Кабала и этика», темы: Каббала, Раби Моше Кордоверо, Муж и Жена, Скромность в поведении, Томер Двора, Шхина, Исправление качеств
Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть, а следует всегда считать себя бедным и стоять перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий. А чтобы приучить себя к этому качеству, даже если он богат, нужно представлять себе, что ничто из его имущества на самом деле ему не принадлежит, и он покинут всеми и постоянно нуждается в милосердии Творца, что у него нет ничего, кроме хлеба, который он ест. И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитв, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята.
Обратное же этому описывается в стихе (Дварим 8:14): «И возвысится твое сердце, и забудешь Г-спода, твоего Б-га», ибо эти две вещи связаны. Царь Давид постоянно руководствовался этим качеством, например: «Ибо я одинок и беден» (Теилим 25:16). Ибо все близкие человека должны будут прежде всего помочь сами себе, что же они смогут сделать для него? Даже его жена и дети не смогут помочь ему, когда он будет судим перед Творцом. А когда отойдет от него душа, они смогут проводить его только до могилы, во время же суда от края могилы и далее они не будут с ним. Поэтому человек должен принизиться и исправить себя в соответствии с тайным смыслом этого качества.
Еще одно качество, относящееся к Малхут, является наиважнейшим. Это страх перед Творцом. Однако страх с легкостью может быть искажен, если в него войдут «внешние силы» (силы зла). Ведь если человек боится страданий, смерти или геинома, то это страх «внешних сил», ведь все эти действия — от них.
Основной же страх — трепет перед Творцом — достигается размышлением над тремя вещами:
Подобные виды страха наставляют человека на правильный путь к исправлению данного атрибута (Малхут), и позволяют ему примкнуть к этому атрибуту.
Человеку следует также очень стараться вести себя таким образом, чтобы шхина (Б-жественное присутствие) была с ним и не отходила от него. Если же он неженат — очевидно, с ним нет шехины совершенно, поскольку она приходит к человеку в основном через женское начало. Мужчина стоит между двумя “женскими началами” — его женой в материальном мире, которая получает от него различные блага, которые он обязан давать ей, и шхиной, которая стоит над ним, чтобы благословить его всеми этими благами, дабы он мог передать их своей жене, с которой он вступил в брачный союз. Это подобно сфире Тиферет, которая стоит между двумя сфирот, обладающими женскими качествами: Има илаа (Бина), которая дает ей все необходимое и Има татаа (Малхут), которая получает от него хесед, дин и рахамим (что соответствует благам, получаемым женой от мужа). Если же человек не уподобится Высшему образу (сфире Тиферет — прим. пер.), шхина не придет к нему.
Иногда человек отстраняется от своей жены по одной из следующих трех причин: она находится в состоянии нида; он занимается Торой и отдаляется от нее все будние дни; он находится в дороге и хранит себя от греха. В этом случае шхина связана с ним и не оставляет его, чтобы он не был один. Он постоянно находится в состоянии совершенного человека, включая в себя и мужские, и женские аспекты.
И поскольку шхина соединяется с ним, человек должен остерегаться, чтобы она не отошла от него, когда он находится в дороге; поэтому нужно как следует прочесть дорожную молитву, заниматься Торой и беречься от греха. Тогда шхина будет постоянно охранять его в дороге. Подобным же образом, шхина будет с ним, если он будет соблюдать законы ниды, как подобает. После этого, в ночь когда жена очищается, или в ночь субботы, или когда он возвращается с дороги — все это времена, когда человек должен быть со своей женой — шхина свыше открыта и готова принять святые души. И тогда следует посетить свою жену, и тем самым шхина всегда будет с ним.
Тот, кто хочет соединиться с “дочерью Царя” (шхиной — прим. перев.) так, чтобы она никогда не отошла от него, должен сначала украсить себя всеми видами украшений и прекрасных одежд, и это — исправление всех вышеупомянутых качеств. И после того, как человек исправил себя этим, он должен иметь намерение принять на себя шхину, поскольку он постоянно занимается Торой и несет иго заповедей в соответствии с медитацией Единства. И сразу же шхина “выходит за него замуж” и не отходит от него — с условием, что он очистит и освятит себя. А после того, как человек стал чистым и святым, он должен выполнить по отношению к шхине то, что мужчина обязан давать своей жене: “пропитание, одежду и супружеские обязанности в определенное время”:
1) Всеми своими действиями человек должен привлекать на шхину духовное воздействие с Правой стороны, тем самым питая ее.
2) Укрывать ее от гвуры, качества Суда, чтобы Внешние силы не властвовали над ней. Это достигается тем, что человек избавляется от всех примесей йецер ара (злого начала) в своих заповедях: к примеру, намерение ублажить свое тело, надежда на мнимый почет и т.п. Ведь в таком случае в данной заповеди присутствует злое начало, и шхина бежит от него. Тем же, что все действия человека будут во имя Небес, без примеси сторонних намерений, он защитит шхину от Внешних сил. Кроме того, заповеди тфилин и цицит — крепкие щиты для шхины, чтобы Внешние силы не получили над ней власть.
3) Соединять ее с Тиферет чтением Шма в определенное время и выделением определенных часов для изучения Торы. Когда же человек устанавливает время для чего-либо, он должен иметь в виду, что это — отделенное время для шхины, “дочери Царя”.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»