Темы: Речь, Чистота речи, Награда и наказание, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Очень интересно было бы узнать, были ли во времена Торы и Танаха матерщинные слова в иврите и как к ним относится традиция иудаизма.
Это лишь слова-паразиты, которых нужно избегать, но у всех вылетает, поэтому не нужно из-за этого изводить себя чувством вины? Или это нечто совершенно недопустимое, например, имена злых духов, и, произнося их, мы приглашаем их в свою жизнь? Спасибо. Антон
Здравствуйте, Антон.
Так называемые матерные слова и, соответственно, их комбинации появляются из-за жаргонизации и упрощения идиом и выражений и часто являются «завуалированными» проклятиями.
В большинстве своем эти слова описывают сферу отношений между полами. Так что слова сами по себе могут носить вполне нейтральный характер, но использоваться как ругательства. Существуют и другие виды ругательств — прямые угрозы или проклятия (например, пожелание, чтобы у оппонента «вытекли глаза»).
Один из упреков еврейскому народу в книге пророка Йешаяу (9:16): «и каждые уста сквернословят»[i]. Исходя из этого Талмуд (Шабат 33а) утверждает: из-за греха сквернословия умножаются беды и возобновляются суровые постановления (гзэрот раот) Свыше о народе. И молодежь Израиля (в Талмуде сказано «молодежь врагов Израиля», но это эвфемизм, речь идет именно о еврейской молодежи) умирает, а сироты и вдовы взывают о помощи и не получают ответа…
Сквернословие, о котором здесь говорится, это проклятия, оскорбления, богохульство с упоминанием имени Б-га… Конечно, такая речь — большой позор для верующего.
Были простаки, которые позволяли себе это и дошли до последнего бесчестия. Намерение их в том и состояло, чтобы сделать свои провокации более яркими и увеличить воздействие своих оскорблений.
Об этом говорит царь Шломо:«Как забава глупому — преступное деяние..» (Мишлей 10:23) и «Отборное серебро — язык праведного…» (Мишлей 10:20). А Йешаяу пророчествует: «и сирот его и вдов его не помилует, ибо весь он нечестив и делает зло, и каждые уста сквернословят» (Йешаяу 9:16).
Талмуд (Псахим 3а) говорит о запрете сквернословия и важности «чистой речи»:
«…всегда следует человеку изъясняться чистой речью, ведь (в Торе), когда речь идет о “слизеточивом”, который едет верхом, употреблено слово “седло” (Ваикра 15:9), а когда речь идет о женщине, едущей верхом, сказано “всё, на что она сядет” (там же, 20)». Раши[ii] объясняет: в обоих случаях имеется в виду седло, но так как, когда женщина едет в седле, ее поза вынужденно бывает нескромной, слово «седло» заменяется описательным выражением.
Строгость запрета сквернословия обусловлена уникальностью человека: ведь дар речи присущ именно человеку, этим он выделен из всех остальных существ, как сказано: «…кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?» (Шмот 4:11). И пророк сказал: «Господь Б-г дал мне язык учения, чтобы уметь словом подкреплять усталого; пробуждает Он каждое утро, пробуждает ухо мое, чтобы слушать, подобно тем, кто учится» (Йешаяу 50:4).
И, так как речь дана нам ради продвижения — нашего и других, чтобы у нас была возможность учиться и учить, то сказано: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:6).
Это — в противоположность тому, как могут использовать речь язычники в своих песнях и рассказах. Тот, кто использует свое мышление и речь для описания воздействия «вина и любви» больше, чем нужно, или поет об этом песни, — употребляет дар, которым благословили человека, чтобы согрешить.
Характеристики священного языка
Язык Танаха назван «святым языком» — лашон а-кодеш, и это не преувеличение или ошибка, а правда. Потому что в священном языке, на котором написана Тора, Пророки и Писания, вообще нет названия для гениталий — ни для мужских, ни для женских. Ни для самой близости, ведущей к деторождению, ни для семени. А также для мочи и экскрементов. Для этого вообще не было начального обозначения в еврейском языке, использовались заимствованные термины и слова, употребленные в переносном значении.
Что это значит? — Что не следует без необходимости упоминать об этих предметах, для которых не установлено имен; об этом обычно следует молчать. Если же говорить об этом необходимо, говорят так, как описано выше, — используя заимствованные термины и слова в переносном значении. И сама супружеская близость не обсуждается прилюдно, она скрыта от посторонних.
Используются такие слова, как «сухожилие», «желудок». Название экскрементов (цоа) — от корня йаца, означающего «выходить», моча называется «вода ног» и т.д. (по книге Рамбама[iii] «Морэ Невухим» 3:8).
Рамбан[iv] указывает, где в Танахе, возможно используются слова, не подходящие для чистой речи, например, зона — «блудница» или кдеша — языческая жрица, занимающаяся ритуальной проституцией. Однако и эти слова в те времена не являлось сквернословием, а лишь обозначали род деятельности. Как и глагол «шагаль» («лишголь»), обозначающий близость, от «шегаль» — прислужница, предназначенная только для подобной деятельности, «наложница»: «…шегаль стоит по правую руку твою в золоте офирском» (Тэилим 45:10).
Из сказанного ясно, что сквернословие запрещено и даже является выражением неблагодарности к Творцу, даровавшему нам речь. Хотя язычники и использовали грязную речь в культовых целях, мат всё-таки — не заклинание и не призывание духов, особенно с учетом того, что в иудаизме к ним обращаться запрещено.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
[i] Цитата целиком (Йешаяу 9:15-16): «И вожди этого народа вводят (его) в заблуждение, и ведомые ими погублены; Поэтому не будет радоваться Господь молодым мужам его, и сирот его и вдов его не помилует, ибо весь он нечестив и делает зло, и каждые уста сквернословят».
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель. «Морэ Нэвухим» («Путеводитель колеблющихся») — его монументальный философский труд, посвященный основам веры.
[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Еврейская речь»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги р. М.-Х. Луццато «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания»
Рав Менахем Эпель
Чем бесы подобны ангелам, а чем — людям?
Рав Моше Абрамович
Что за просьбы о помощи к нечистому?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.