Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Были ли во времена Торы матерные слова в иврите?

Темы: Речь, Чистота речи, Награда и наказание, Бесы

Отложить Отложено

Шалом! Очень интересно было бы узнать, были ли во времена Торы и Танаха матерщинные слова в иврите и как к ним относится традиция иудаизма.

Это лишь слова-паразиты, которых нужно избегать, но у всех вылетает, поэтому не нужно из-за этого изводить себя чувством вины? Или это нечто совершенно недопустимое, например, имена злых духов, и, произнося их, мы приглашаем их в свою жизнь? Спасибо. Антон

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Здравствуйте, Антон.

Так называемые матерные слова и, соответственно, их комбинации появляются из-за жаргонизации и упрощения идиом и выражений и часто являются «завуалированными» проклятиями.

В большинстве своем эти слова описывают сферу отношений между полами. Так что слова сами по себе могут носить вполне нейтральный характер, но использоваться как ругательства. Существуют и другие виды ругательств — прямые угрозы или проклятия (например, пожелание, чтобы у оппонента «вытекли глаза»).

Один из упреков еврейскому народу в книге пророка Йешаяу (9:16): «и каждые уста сквернословят»[i]. Исходя из этого Талмуд (Шабат 33а) утверждает: из-за греха сквернословия умножаются беды и возобновляются суровые постановления (гзэрот раот) Свыше о народе. И молодежь Израиля (в Талмуде сказано «молодежь врагов Израиля», но это эвфемизм, речь идет именно о еврейской молодежи) умирает, а сироты и вдовы взывают о помощи и не получают ответа…

Сквернословие, о котором здесь говорится, это проклятия, оскорбления, богохульство с упоминанием имени Б-га… Конечно, такая речь — большой позор для верующего.

Были простаки, которые позволяли себе это и дошли до последнего бесчестия. Намерение их в том и состояло, чтобы сделать свои провокации более яркими и увеличить воздействие своих оскорблений.

Об этом говорит царь Шломо:«Как забава глупому — преступное деяние..» (Мишлей 10:23) и «Отборное серебро — язык праведного…» (Мишлей 10:20). А Йешаяу пророчествует: «и сирот его и вдов его не помилует, ибо весь он нечестив и делает зло, и каждые уста сквернословят» (Йешаяу 9:16).

Талмуд (Псахим 3а) говорит о запрете сквернословия и важности «чистой речи»:

«…всегда следует человеку изъясняться чистой речью, ведь (в Торе), когда речь идет о “слизеточивом”, который едет верхом, употреблено слово “седло” (Ваикра 15:9), а когда речь идет о женщине, едущей верхом, сказано “всё, на что она сядет” (там же, 20)». Раши[ii] объясняет: в обоих случаях имеется в виду седло, но так как, когда женщина едет в седле, ее поза вынужденно бывает нескромной, слово «седло» заменяется описательным выражением.

Строгость запрета сквернословия обусловлена уникальностью человека: ведь дар речи присущ именно человеку, этим он выделен из всех остальных существ, как сказано: «…кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?» (Шмот 4:11). И пророк сказал: «Господь Б-г дал мне язык учения, чтобы уметь словом подкреплять усталого; пробуждает Он каждое утро, пробуждает ухо мое, чтобы слушать, подобно тем, кто учится» (Йешаяу 50:4).

И, так как речь дана нам ради продвижения — нашего и других, чтобы у нас была возможность учиться и учить, то сказано: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:6).

Это — в противоположность тому, как могут использовать речь язычники в своих песнях и рассказах. Тот, кто использует свое мышление и речь для описания воздействия «вина и любви» больше, чем нужно, или поет об этом песни, — употребляет дар, которым благословили человека, чтобы согрешить.

Характеристики священного языка

Язык Танаха назван «святым языком» — лашон а-кодеш, и это не преувеличение или ошибка, а правда. Потому что в священном языке, на котором написана Тора, Пророки и Писания, вообще нет названия для гениталий — ни для мужских, ни для женских. Ни для самой близости, ведущей к деторождению, ни для семени. А также для мочи и экскрементов. Для этого вообще не было начального обозначения в еврейском языке, использовались заимствованные термины и слова, употребленные в переносном значении.

Что это значит? — Что не следует без необходимости упоминать об этих предметах, для которых не установлено имен; об этом обычно следует молчать. Если же говорить об этом необходимо, говорят так, как описано выше, — используя заимствованные термины и слова в переносном значении. И сама супружеская близость не обсуждается прилюдно, она скрыта от посторонних.

Используются такие слова, как «сухожилие», «желудок». Название экскрементов (цоа) — от корня йаца, означающего «выходить», моча называется «вода ног» и т.д. (по книге Рамбама[iii] «Морэ Невухим» 3:8).

Рамбан[iv] указывает, где в Танахе, возможно используются слова, не подходящие для чистой речи, например, зона — «блудница» или кдеша — языческая жрица, занимающаяся ритуальной проституцией. Однако и эти слова в те времена не являлось сквернословием, а лишь обозначали род деятельности. Как и глагол «шагаль» («лишголь»), обозначающий близость, от «шегаль» — прислужница, предназначенная только для подобной деятельности, «наложница»: «…шегаль стоит по правую руку твою в золоте офирском» (Тэилим 45:10).

Из сказанного ясно, что сквернословие запрещено и даже является выражением неблагодарности к Творцу, даровавшему нам речь. Хотя язычники и использовали грязную речь в культовых целях, мат всё-таки — не заклинание и не призывание духов, особенно с учетом того, что в иудаизме к ним обращаться запрещено.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Цитата целиком (Йешаяу 9:15-16): «И вожди этого народа вводят (его) в заблуждение, и ведомые ими погублены; Поэтому не будет радоваться Господь молодым мужам его, и сирот его и вдов его не помилует, ибо весь он нечестив и делает зло, и каждые уста сквернословят».

[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель. «Морэ Нэвухим» («Путеводитель колеблющихся») — его монументальный философский труд, посвященный основам веры.

[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

Материалы по теме

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Еврейская речь

Рав Реувен Пятигорский

Еврейская речь 1. Злой язык

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Еврейская речь»

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Грядущий Великий суд

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше