Оглавление
Положительные эмоции на примере чувства гармонии ↓
Страхи, которых мы боимся. [↑]
Хочешь приблизиться к Творцу — убери отрицательные эмоции
Отрицательные эмоции [↑]
Совершенство, в принципе, не так недостижимо. Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми.
Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?
Всего таких уровней пять, и на каждом из них может быть возведено множество дверей:
1. Вера.
2. Интеллект.
3. Эмоции.
4. Практические действия, поступки.
5. Духовный уровень.
Страх относится к уровню эмоций.
Посмотрим, как можно открыть двери, о которых мы сказали выше, на уровне эмоций.
Есть хороший совет, данный нашими мудрецами: если хочешь приблизиться к Творцу — убери отрицательные эмоции. В этой словесной форме мы представили целый ряд известных высказываний мудрецов на тему приближения к Б-гу.
Впрочем, с подобным советом, но уже в редактуре психологов, многие из нас знакомы: хочешь хорошо жить (или что-то вроде этого, например, не иметь психических расстройств) — убери отрицательные эмоции. В том смысле, что, чем меньше ты их будешь испытывать, тем здоровее будет твое самочувствие.
Но очень часто такой совет понимается как предложение не избавиться от причин, в силу которых человек испытывает отрицательные эмоции, а загнать их внутрь — просто не переживать их, не чувствовать. Временно такое терапевтическое средство помогает, но рано или поздно болезнь обязательно обнаружится снова, причем в еще более сильной степени, потому что время для ее лечения было упущено. Поэтому хорошо бы убрать сами причины, приводящие наш дух в угнетенное, болезненное состояние.
Выпишем по возможности полный список того, что в мире людей считается отрицательными, негативными эмоциями. Если предложить слушателям проделать эту задачу самостоятельно, то они назовут гнев, жадность, зависть, тоску, страх, уныние, гордыню, раздражение, одиночество, потерянность и пр. и пр.
Корень негативной эмоции [↑]
Заметим, что главным корнем любой негативной эмоции является неудовлетворенность. Человек не удовлетворен чем-то таким, от чего он ждал большего. И поэтому он расстраивается (или негодует, или уходит в печаль и меланхолию). Неудовлетворенность в свою очередь произрастает из нехватки. В свою очередь, нехватка произрастает из неполноты и незавершенности. Чем больше у меня не хватает, тем больше вероятность, что однажды у меня появится желание эту нехватку восполнить и то, чего не хватает, попытаться достичь.
Важно понять, что нехватка присутствует лишь в некоторой конечной области. Дополнить можно только то, что поддается исчислению. Что касается бесконечного, то оно не обладает такой характеристикой как неполнота.
Итак, не хватает только тому, кто живет в конечной и ограниченной области. Причем переживания человека концентрируют его внимание исключительно на нехватке. Но Создатель, по определению, бесконечен. Поэтому, поскольку негативные эмоции человека связаны с его ощущением нехватки чего-то ограниченного, то они закрывают от него присутствие Бесконечного. В этом и состоит совет мудрецов: убери отрицательную эмоцию, убери нехватку. Остается только подумать, каким образом.
Положительные эмоции на примере чувства гармонии [↑]
Но прежде чем ответить на вопрос, посмотрим, что такое положительные эмоции.
Одна из самых распространенных эмоций такого рода — чувство гармонии. Большинство людей согласно с тем, что способность ощущать прекрасное — одно из самых желанных качеств человека. Красота спасает мир. Эстетика не менее важна, чем функциональность, а подчас и важнее ее. Мы многое отдаем за красоту, расплачиваясь иногда жизненно важными вещами. Искусство и литература почти целиком стоят на эстетике. Короче говоря, восторг перед красотой — очень сильная и, вне всякого сомнения, позитивная эмоция.
А теперь обратимся к нашему примеру, на котором мы уже останавливались. Вид бескрайнего звездного неба. Вы стоите на берегу моря вдали от города. Ночь, звезды, красота необыкновенная… Погодите, но совсем недавно мы говорили, что у нормального человека, лишенного веры в Творца, картина звезд должна вызывать, по определению, чувство прострации и страха: он одинок и затерян в жутком, грандиозном, безжалостном, безличном мире. Он — один в великой пустоте. Да, так мы сказали, и с этим трудно не согласиться. Но в том-то и дело, что наяву мы почему-то все как один испытываем совсем другое чувство, а именно — ощущение восторга и пьянящей радости: ух, даже дух захватывает, настолько красиво!
Это уже придя домой, хладнокровно проанализировав свою ситуацию случайного существования, мы замираем от ужаса, подобного страху смерти. Но наедине со звездами? Ничего подобного. Смотрите, насколько прекрасен наш мир!
Что происходит? Ничего необычного — меня поразила красота.
Но помилуйте, какая красота, если в ней нет ничего полезного! Зачем человеку надо испытывать чувство красоты?
По всем законам теории эволюции в закреплении этого чувства нет ничего полезного для продолжения человеческого рода — ни с биологической, ни с социологической точек зрения. Трудно представить, что в первобытных племенах каким-то особым образом воздавали по заслугам тем, кто имел более утонченную способность видеть красоту и стремиться к прекрасному, что такие люди получали преимущество перед остальными продуктивными членами племени и закрепляли свое преимущество в большем числе потомков.
Утилитарные соображения подсказывают, что человек должен испытывать глубокое чувство красоты перед тарелкой вареного мяса, а не при виде звездного неба. При чем здесь красивый вид и звездные дали?
Оказывается, так работает в нас ощущение единства с природой. Я в ней растворен, я — один из элементов этого мира, я поглощен потоком жизни и испытываю чувство единства со всем, из чего мир сделан.
Обратите внимание, красота, как явление внешнее, оказывающееся по существу чувством сопричастности (оно же — ощущение гармонии), всегда проявляется внутренним образом. Мое восприятие внешней красоты основано на моем внутреннем, глубинном, лежащем в самой основе моего существа свойстве.
Но что лежит в основе человека? Душа. Мы так и говорим, когда хотим выразить свой восторг перед красотой: «душа обрадовалась», «душа запела», «во мне душа обновилась»… И это не просто словесные замены. Здесь скрыто самое простое правило уподобления:
Если между объектом и субъектом нет ничего общего, то между ними не может быть никаких контактов.
Раз я реагирую на объект, значит, нечто, подобное ему, уже имеется в моем представлении. Звездное небо поражает меня своей бесконечностью. Что бесконечно во мне «резонирует» при такой картине? Душа. Кстати, это и есть определение человеческой души. Часть Бесконечного Создателя — в конечном и ограниченном человеке.
Чувство прекрасного и есть «резонанс» двух бесконечностей — моей внутренней и природной внешней. Вселенная воспринимается душой.
Впрочем, не одна вселенная. Даже в маленьком, но красивом цветке содержится вся бесконечность мира. Вся картина мира — как голография, при которой в каждой ее части можно найти все, что представимо в целом. Да и в обычном кусочке зеркала находится все — надо только уметь туда заглянуть.
Но наш пример с положительными эмоциями — не более чем введение в тему относительно того, как научиться убирать негативные ощущения, не только отравляющие мир человеку, но, как оказывается, и отдаляющие его от Создателя.
Модели представления мира [↑]
Рассмотрим несколько моделей того, как человек представляет себе мир, в котором живет. На вопрос — существует ли Б-г? — эти модели отвечают по-разному:
1. Б-га, безусловно, нет. (Атеизм).
2. Б-г, безусловно, есть.
3. Может, Б-г есть, а может. Его нет. (Мнение агностика).
4. Б-г был; возможно, даже и есть. Но Он «ушел», покинув Свое Творение и оставив нас наедине с пустотой мира.
5. Богов на самом деле много, о каком из них вы говорите?
Не будем рассматривать все модели. Относительно 5-й, самой примитивной, можно сказать, что с ней «покончил» еще Авраам-Авину.
Что касается 3-й модели и 4-й, то они «не работают» на двух уровнях — эмоций и действий.
Действительно, позиция агностика «работает» только на интеллектуальном уровне. Агностицизм беспомощен в области эмоций и практических действий.
Почему? Да потому что честный агностик, признающий, что не знает, есть ли Б-г или нету, не знает, как себя вести! Ведь он — и атеист, и верующий человек одновременно. Но такое раздвоение часто невозможно! Поэтому таких людей практически нет. Или же они вынуждены вести себя двусмысленно: когда им выгодно — Б-г существует, когда не выгодно — Б-г куда-то пропадает. Но честный агностик загнан в тупик. Если случится так, что две противоположные эмоции накладываются одна на другую, то может произойти локальная катастрофа — фрустрация, при которой человек чувствует подавленность, своего рода паралич чувств.
У интеллигентного человека все выражается в сомнениях, но и они не приводят к оздоровлению психического состояния.
Еще хуже с теми, кто, понимая, что мир был однажды сотворен, думают, что Творец удалился. Убийственное чувство одиночества — это лучшее, во что они могут погрузиться без большой надежды когда-то выбраться на твердую почву.
Так что будем рассматривать только две модели картины мира: атеистическую и ту, что предлагается иудаизмом. Агностики и скептики занимают «колеблющуюся» позицию между ними.
Повторяем задачу: мы хотим научиться убирать отрицательные эмоции, причем рассматриваем два разных подхода к миру — атеистический и тот, что основан на вере. Убирать их совсем — а не загонять внутрь, как часто делает «косметическая психиатрия».
Работа по удалению негатива [↑]
Первый этап — определение «самих» негативных эмоций, ибо, оказывается, эмоции не всегда одинаковы — есть среди них первичные, основные, а есть производные от основных, или вторичные. Например, у некоторых людей чувство жадности (не его проявление, предстающее в виде отказа дать деньги кому-то другому) проявляется как следствие страха потерять деньги. А сам страх потерять деньги базируется, возможно, на более глубинном страхе — потерять независимость.
Примеров много, так что попытаемся выписать базисные отрицательные эмоции.
Сначала заметим, что все первичные отрицательные переживания, т.е. такие, которые нельзя «вывести» из других переживаний или свести к ним, имеют природу страха.
Дать определение страха как такового необычайно трудно, но все прекрасно понимают, о чем мы говорим.
Выпишем все первичные страхи в виде списка:
1. Страх смерти.
2. Страх провала.
3. Страх отверженности, он же страх критики.
4. Страх перед неизвестностью, в которой всегда видится угроза.
5. Страх потери контроля.
6. Страх одиночества.
7. Страх потери смысла.
8. Страх страданий, боли и мучений.
Простой анализ показывает, что все страхи нашего списка можно свести к страху потери. Страх смерти — это страх потери жизни. Страх неизвестности — страх потери информации (или страх потери возможности приобрести информацию). И т.д. У человека что-то есть или что-то может быть — и он это боится потерять.
Но даже сведя все страхи к одному — к страху утраты, будем тем не менее работать не с этим «фундаментальным» чувством, а с его частными проявлениями: для нас важно, что мы боимся потерять. От этого-то зависит, как нам преодолеть страх этой потери.
Подавление страха — выход? [↑]
Понятно, что страхи любой природы можно подавлять. Загнать их внутрь и делать вид, что они не существуют.
Но, как известно, навечно загнать их вряд ли удастся. Они все равно когда-то проявятся, так что мы рискуем только упустить время, пока они не превратились в трудноизлечимые фобии. Природа страха такова, что он накапливается, умеет перерождаться — но не пропадать, если его причина не прошла и угроза все еще реальна. В результате подавления страха возникают неврозы, которые могут кончиться самым печальным образом — вплоть до полного самоуничтожения.
Зачем в таком случае в нас «встроен» механизм подавления страхов? Какая польза от нашего умения загонять чувство страха глубоко внутрь?
Очевидная польза: так мы выживаем в критических ситуациях. Иногда нет времени лечить психику, выкорчевывая причины страха. Надо срочно что-то делать. Вот тут и приходит нам на помощь умение временно делать вид, будто ни страха, ни его причины не существует.
Но после того, как мы выходим из боя, чтобы залечить раны и подсчитать потери, надо приступать к серьезному выздоровлению. От страхов надо избавляться! Как — вот в чем вопрос.
Прием «добычи информации». [↑]
Одним из самых действенных приемов является прием «добычи информации». Судите сами, если страх, в конечном счете, связан с нашим желанием не терять, то информация о том, что потери в конкретном случае не будет, снимает все проблемы.
Итак, вы постоянно помните, чем мы заняты. Рассматривая две модели, два взгляда на устройство мира — атеистический подход и взгляд Торы, мы смотрим, как человек может излечить себя от выше перечисленных страхов, поскольку так посоветовали нам мудрецы: излечись от негативных чувств — и это поможет тебе приблизиться к Творцу. В модели, построенной атеизмом, ни о каком приближении к Творцу говорить, вроде, не приходится, но даже в этой модели человек стремится избавиться от негативных эмоций, поскольку они мешают ему жить.
Страх одиночества [↑]
Если страхи — это болезни, то страх одиночества — одна из самых распространенных.
В модели «Б-га нет» по-настоящему избавиться от этой болезни нельзя. Модель сама ее создает, превращая в неизлечимую хронику. Человеку надо поделиться с кем-то своими болями и горестями. Не у каждого есть близкие люди, годящиеся для такой цели. Впрочем, все зависит от того, о каком одиночестве мы говорим.
Можно оставаться наедине с самим собой, но не испытывать одиночества, а можно пребывать в людной компании, занимать ее эпицентр, но при этом умирать от тоски и оставленности. Откуда это чувство берется? Ответ: от ощущения внутренней пустоты, невозможности полностью выразить самого себя… Человеку не на что опереться внутри себя, он ищет опору снаружи. Ему нужна поддержка, кто-то, кто сказал бы: ты не одинок, я с тобой, знай, что о тебе помнят.
Присутствие Творца [↑]
В модели «Б-г есть» человек не может испытывать одиночества. Он чувствует, что с ним всегда рядом его Творец. Другое дело, что Создатель никогда Себя не навязывает. Он с тобой ровно настолько, насколько ты позволяешь Ему быть рядом.
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, — но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет. На иврите это выражено словами: «Не спит и не дремлет Сторож Израиля».
Особенно остро воспринимает обе стороны этого ощущения человек, возвращающийся к Всевышнему. Поначалу трудно и непривычно сознавать, что Создатель всегда с тобой, что ты у Него на виду. Это все равно что жить наедине со своей совестью. (Некоторые люди редко встречаются со своей совестью, другие живут в постоянном и напряженном диалоге с ней.)
Но, налаживая контакт с Творцом, ты начинаешь замечать, что стресс первоначального напряжения начинает ослабевать. К тебе приходит понимание, что голос критики внутри тебя — это твой голос, а не чужой. (Обращаясь к Создателю, человек получает исключительно конструктивную информацию о том, как ему следует изменяться.)
Кроме этого, ты получаешь нечто, как оказывается, тебе нужное, то, что помогает тебе, без чего ты теперь не можешь обойтись. Ты получаешь контакт со своим Создателем.
Мы говорили, что любое негативное чувство не уйдет, пока человек сознательно или подсознательно считает, что оно ему необходимо. Но зачем нужно чувство одиночества? Вот оно приходит и говорит мне: я тебе необходимо, я тебя никогда не оставлю, я создано для того, чтобы ты знал, где кончаешься ты и начинается остальной мир. Это чувство как бы прочерчивает границу между мной и миром.
Но в модели «Б-г есть» мне не нужно одиночество как граница между мной и миром. Моя сущность — это моя душа, которая не может исчезнуть, перестать существовать, она не умеет быть подавленной, ибо ей нечего бояться: Создатель хочет, чтобы она существовала.
Проблема начинается, когда мое «я» не идентифицируется с моей душой. Материальное может исчезнуть, поменять форму, изменить сущность. Мое же «я», вынесенное за рамки реального «себя» (т.е. души), боится потеряться.