Из цикла «Орхот цадиким», темы: Человек, Мудрость, Цель творения, Сотворение мира, Душа, Природа, Орхот цадиким, Изучение Торы, Еврейские качества, Богобоязненность
Сказано в Торе: «А теперь, Исраэль, чего Всевышний требует от тебя? Только того, чтобы бояться Всевышнего» (Дварим 10; 12), и написано: «Всевышнего бойся» (там же 10; 20), и написано: «Страх пред Всевышним — сокровищница Его» (Ишая 33; 6). И сказали: «У Всевышнего есть в мире лишь страх пред Всевышним, как написано: “И сказал человеку, ведь /эн/ страх пред Всевышним — это мудрость”» (Иов 28; 28). Единственный в мире — страх пред Всевышним (Раши, Шабат 31б). «Эн» — значит «один», так как по-гречески «один» это «эн» (Шабат 31б). И Рава говорит: «Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”». Подобно этому говорит человек своему работнику: «Отправь мою пшеницу на склад». Пошел слуга и отправил. Спросил слугу: «Перемешал ли с зерном меру “хумтин?”[1]» Ответил слуга: «Нет». Сказал ему: «Лучше бы ты и не отправлял». И говорит Раба бар рав Уна: «Тот, у кого есть Учение, но в нем нет страха пред Всевышним, подобен казначею, которому дали ключи от внутренних комнат, а ключи от внешних комнат не дали. Как же он войдет?» (Шабат 31). Провозглашает рабби Янай: «Жаль того, у кого двора нет, а он поставил ворота во двор!» Рабби Янай хочет этим сказать, что тому, у кого нет двора, не принесут пользы ворота, поставленные зря. А Учение — это лишь ворота, через которые восходят ко страху пред Всевышним. И говорил Рава мудрецам, своим ученикам: «Умоляю вас, не наследуйте две преисподнии, ибо, стараясь и работая над Учением в этом мире и не следуя ему, вы унаследуете преисподнюю после смерти. В своей жизни вы, работая и изучая Учение, не получили удовольствия от этого мира, а после смерти пропадете из мира будущего» (Йома 72б).
И мы видим, что все зависит от страха пред Всевышним, и все Учение приносит человеку пользу, лишь когда он страшится Всевышнего, и этот страх пред Всевышним есть стержень от которого зависит все, и лишь одно это остается человеку на веки вечные. Об этом же Давид свидетельствовал: «Страх пред Всевышним чист, пребывает навеки» (Теилим 19; 10), а также царь Шломо свидетельствовал и говорил: «А сотворил Всевышний так, чтобы страшились Его» (Коэлет 3; 14), и написано: «Лучше немногое при страхе пред Всевышним, чем большое сокровище и при нем тревога» (Мишлей 15; 16).
Вот почему следует объяснить тебе, что есть три вида страха.
Первый вид — это весьма никчемный страх. Таков страх человека, который не страшится Всевышнего, а совершая добрый поступок, опасается людей: мол, если он не совершит то доброе дело — будь то занятия Учением или милостыня, или молитва, или что-либо иное, — то люди не будут доверять ему и опозорят его. И выходит так: сделанное им сделано для того, чтобы понравиться людям, и не более того. И если этот человек всю жизнь старается поступать так, — он пропал и погиб, ибо мысли его и намерения не обращены ко Всевышнему.
Ко второму виду относится страх человека, который страшится Всевышнего из страха перед наказанием геинома или опасаясь, что не достигнет Ган-Эдена, — и ради этого страха старается в добрых делах. Если этот человек исполняет весь Закон с таким намерением, — и это хорошо, что он страшится суда Всевышнего! — он все же не достигает подлинного служения. Потому что все его намерения лишь ради собственного блага, а не во имя Всевышнего.
А третий вид — это великолепная жемчужина! Это страх того, кто страшится Всевышнего не из-за чего-либо такого, существующего в мире, но лишь потому, что трепещет пред Ним, и все его органы дрожат, когда он думает о Его величии и мощи. И это весьма и весьма глубокое понятие, ибо люди делают свое дело, только если надеются получить выгоду или избежать ущерба. А без этих условий любое деяние для них — пустое и бессмысленное занятие. И поскольку третьего вида страха трудно достичь, в начале дозволено исполнять заповеди из страха перед наказанием и ради надежды на награду. Поэтому мы находим в Торе благословения и проклятия, дабы устрашить читающего, чтобы он испытал страх. Так поступают с ребенком, потому что у него немного ума и разум его слаб, он не понимает значения блага. Поэтому тот, кто учит ребенка, должен давать ему орехи и сладости, чтобы побудить его учиться. И таким образом, ребенок учится не ради Учения, потому что не сознает его значения и не понимает, что в его учебе содержится иное благо. Ему же кажется, что учеба это страдание и труд, и он страдает, но старается и учится, чтобы получить за это вкусные вещи. Это подобно ремесленнику, для которого работа сама по себе не важна, но важна выгода от работы. И если бы малому ребенку пообещали, мол, учись, а за это получишь красивую жену или дом, или огромное богатство, или станешь царем, — он не стал бы учиться ради этого. Сердце ребенка пробудится из-за сладостей больше, чем из-за всего перечисленного, потому что он не осознает блага иметь жену или быть царем.
Намерение Торы состоит в том, чтобы пробудить сердце человека тем, о чем он имеет знание и понятие как о благе, дабы привлечь его сердце к добру. Все это необходимо человеку, ибо он не может различить тайну этого вопроса, потому что его разум слаб и невелик. И это называется «не во Имя». Не будь же подобен ребенку, но ищи правду во имя правды. А этот вопрос требует большого разумения и анализа.
Поэтому следует объяснить, что такое душа, ее силу и мощь, и ты обратишь свой разум к высшему принципу. Так случилось с царским сыном, которого украли из отчего дома, когда он был совсем маленьким. И увезли его далеко-далеко, и вырос он в доме крестьянина, и выучился он крестьянским обычаям. И не думал, и не помнил он о своем царском сане, потому что ничего об этом не знал и не осознавал. И лишь когда вырос и когда окреп его ум, пришел к нему некто и сказал ему: «Ты — царский сын!» Но не сказал, где царствует его отец. И царский сын немного возгордился, но все-таки не очень думал об этом, потому что не знал, кто его отец. И прибыл к нему другой вестник и сказал, где царство его отца. Еще больше возгордился царский сын и решил пойти в свое царство. Но чувствовал он себя неуверенно, думая: «Я пойду туда, а меня там никто не знает». А потом царь узнал, где его сын, и послал за ним своих придворных, которые знали знаки-приметы на его теле. И послал множество придворных и царские одежды. И приказал привезти сына. И когда посланные прибыли к царскому сыну и увидели его, и узнали его, и показали ему царские одежды, — царский сын весьма возгордился. А когда его одели в царские одежды и посадили на царского коня, — он осознал свою силу и мощь, и его сердце стало царским сердцем. И он возгордился весьма и весьма.
Такова душа: она — царская дочь, с Трона чести /кисэ а-кавод/ вложена в человека, перенесена в грязное тело, обладающее огромной страстью к этому миру. А у него так много разнообразных вожделений, что душа, которая есть царская дочь, потонула в них, стремится к вожделениям тела и забывает своего Отца, Высочайшего Царя. И когда ее учат Закону, она пробуждается к мыслям о высоком. А когда ей показывают небо и землю, звезды и солнце, и луну, их точно и правильно устроеннный ход. И говорят ей, что она создана Тем, Кто все это создал. И тогда она возвышается все больше и больше. А когда ее обучают тайне единственности Всевышнего и тайне мудрости души, — вот тогда она надевает царские одежды и входит в таинство страха пред Всевышним.
Даже человек, не знающий всего этого, но размышляющий о высоком в глубине своего сердца и различающий мощь Всевышнего, одевается страхом пред Ним, как написано: «Поднимите глаза свои в высоту /небес/ и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется» (Ишая 40; 26).
Никакому народу, кроме Исраэля, не позволил Всевышний славить Себя, как сказано: «Народ, который создал Я Себе, они расскажут славу Мою» (Ишая 40; 26), и написано: «Ибо святой народ ты у Всевышнего, тебя избрал Всевышний, чтобы быть Ему дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли» (Дварим 7; 6), и написано: «И Всевышний избрал лишь тебя быть Ему избранным народом» (там же 26; 18), и написано: «И поставить тебя выше всех народов» (там же 7; 19). И Всевышний не дал разумения для познания Себя никакому другому народу, лишь Исраэлю, как написано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Всевышний есть Повелитель всех сил, нет более Него» (там же 4; 35). И написано: «И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это Учение, которое я даю вам сегодня?» (там же 4; 8), и написано: «Всевышнего бойся и Ему служи, и к Нему прилепись» (там же 10; 20).
Эти строки дают нам понять, что евреи обязаны страшиться Всевышнего, изучать Его закон и исполнять Его заповеди. Ибо благодаря страху пред Всевышним они будут заниматься Учением и исполнять Его заповеди. А занимаясь изучением Его закона, поймут его смысл и что есть в нем нового, и научатся познавать Всевышнего, Его силу и мощь, и величие, и Его великие и ужасные, и чудесные творения. Как сказано: «Говорите Всевышнему: как страшны творения Твои!» (Теилим 66; 3), и написано: «Славлю Тебя, потому что удивительно устроен я, чудесны деяния Твои, душа моя знает это вполне» (Теилим 139; 14), и написано: «Придите, сыновья, слушайте меня, я научу вас страху пред Всевышним» (там же 34; 12).
Нет ничего на свете равнозначного страху пред Всевышним. Серебро и золото, драгоценные камни и самоцветы, и все сокровища мира, — все они ничто по сравнению со страхом пред Всевышним, ибо страх — это сокровищница Всевышнего. Поэтому поторопись собрать в сокровищнице своего сердца то, что есть сокровищница Всевышнего, Творца твоего. И бери пример из того, что происходит в этом мире. Ибо каждый человек старается собрать наилучшее, а кто может собирать подобно царям, поступает, как они, — а раз так, то кто же не будет собирать то, что собрал Царь царей над царями, Святой, благословен Он, Который возводит на престол всех царей?
А теперь я разъясню тебе понятие души /нефеш/, духа /руах/ и понятие тонкой и высокой части души /нешама/, дабы страшиться Всевышнего. Душа расположена в печени, ибо от крови зависит присутствие души, и она желает есть и пить, обладает стремлением к соитию, потому что печень полна крови и вожделеет насытить человека наслаждениями, удовольствиями и развлечениями, и об этом сказано: «Душа сытая попирает и соты медовые» (Мишлей 27; 7). Дух находится в сердце и желает власти, величия и царствования, побуждает человеческое сердце гнаться за почестями. Поэтому гордыня называется высокомерие, грубость духа /гасут а-руах/. И она поднимает человеческое сердце на подчинение себе других, чтобы возвеличиться и гордиться. «Нешама» обладает мудростью и находится в мозгу, подобно царю, который в походе располагается посреди армии, и немного похожа на честь ее Создателя; ей отвратительны людские наслаждения, никчемность их развлечений, она размышляет и понимает, и все ее мысли направлены на трепетное служение Всевышнему. И она думает о том, что будет, когда тело умрет и исчезнет, а она в чистоте вернется к Тому, Кто создал ее и вложил в тело.
Два господина у человека, и со смертью он освобождается от них, как сказано: «Малый и великий там, и раб свободен от господина своего» (Иов 3; 19). Два господина — это душа и дух, которые думают о наслаждениях, об увеличении капитала, о еде и питье, о веселье и об исполнении всего, чего желает сердце, и того, что видят глаза, о пустой болтовне и об услаждении тела. А нешама переворачивает эти мысли и говорит: «Что это дает человеку и какой ему толк от его труда, если в один момент тело его исчезает, и нет его. Куда девается его хитрость, роскошь и красота? А если так, то нет иного блага, кроме служения Всевышнему и приближения к Нему, чистосердечно и с охотой идти Его путями».
Этот толкует о том, а тот о другом. Если душа и дух пересиливают, то нешама слабеет, нет у нее сил выстоять против них. Поэтому занятый едой и питьем никогда не станет мудрым. А когда нешама пересиливает дух и душу, тогда открываются ее глаза, дабы понять мудрость вышних. Поэтому нешама должна ослаблять дух, от которого происходят гнев и гордость, и душу, которая обладает вожделением. А когда нешама пересиливает мудростью, она приводит к смирению.
У животных тоже есть душа и дух, ибо животные вожделеют и злятся, как люди. Но у человека есть добавочная нешама, которая говорит и различает между правдой и ложью. Со смертью тела умирает душа вожделения и душа духа, и остается высшая разумная нешама, которая не умирает. И об этом сказано: «А дух вернется ко Всевышнему, Который дал его» (Коэлет 12; 7) — это разумный дух, нешама. А когда человек совершает преступление, умирает нешама его души и нешама его духа, как написано: «Преступная душа /нефеш/, она умрет» (Иехезкель 18; 4), и написано в Торе: «И Я уничтожу ту душу /нефеш/ из среды ее народа» (Ваикра 23; 30), и написано: «И пропадет та душа из среды ее народа» (там же 23; 7). Отсюда следует, что умирает нефеш. А после смерти злодея разумная душа мечется, как бы в праще /каф а-кела/ за то, что слушала дух и душу. А когда умирает праведник, чья высшая разумная душа /нешама/ пересилила дух /руах/ и душу /нефеш/, его нешама пребывает в «црор а-хаим» /узле жизни/ под Троном Чести. И глуп тот, кто слушал дух и душу, — его нешама уничтожится /карет/. А мудрец, слушавший высшую душу, свою нешама, которая была вложена в него от Трона Чести, — удостоится душа его сокровенного великого блага.
Преклони же свое ухо, узнай и пойми, что нешама обитает в сердце, оно же местопребывание страха, потому что оттуда идут истоки мысли. Мысль поднимается и усиливается в глубинах сердца, подобно морским волнам. Нешама ищет и исследует, размышляет и наблюдает над всеми действиями и созданиями, и сердце в своей мудрости как бы уносится вдаль и охватывает своим взором многие вещи. В один быстротечный миг думает о том и об этом, бежит и перескакивает от одного к другому.
Создатель миров дал человеку мудрость и разум, обучил мудрости и знанию. Умудренный этой мудростью помнит все прошлое и предвосхищает будущее; делает колеса и жернова, чтобы молоть зерно без труда; умудренный этой мудростью собирает армии, ставит солдат и снаряжает их, преуспевает в своем царстве и управляет страной и судит свой народ. Умудренный этой мудростью, он ставит сети в глубоких реках и морях и ловит рыбу, которая опускается на глубины, ловит зверей в пустыне и заманивает в силки птиц, летающих в вышине небес. Умудренный этой мудростью человек разбирается в элементах, составляющих тело, знает причины холода и тепла, сухости и влажности, понимает болезни тела и способы лечения, знает, как искать лекарства, различает пользу веществ и их вред, распознает корни и травы, и виды плодов, холодные и теплые, влажные и сухие, умеет поить тело целебными настоями, дабы сохранять и укреплять его. Собственными глазами мы видим величие человека и его почетную участь, ибо Творец его возвеличил и поднял над всеми творениями, дал ему власть над всеми низшими созданиями. Уста не в состоянии пересказать множество деяний, совершаемых человеком в нижнем мире. И даже в высший мир человек посылает свою мудрость, летит и парит на крыльях мудрости. Хотя тело его ходит по земле, подобно животным и пресмыкающимся, благодаря мудрости душа его ходит в высшем мире. Она наблюдает и знает мудрость науки, которая пребывает в вышних, и мудрость разума, который пребывает в небесах, и ход звезд, и их размеры. Тело человеческое весьма невелико, но душа его огромна и широка; более неба и земли, потому что она ведает их ширь и высь, и пути Солнца и созвездий, и все их различия, — все это заключено в душе. А поскольку все заключено в ней, значит, она больше всех, — ибо будь иначе, она не смогла бы вместить все, потому что нельзя вместить воды моря в небольшой сосуд.
И вот, мы видим, что умудренный мудростью человек управляет обеими мирами, верхним и нижним. Значит, каждому человеку следует поразмыслить: а почему Всевышний сообщил ему все это? Лишь для того, чтобы человек уразумел, как чистосердечно служить Ему. Потому что, поняв и осознав величие поразительных и страшных чудес, человек понимает и осознает, что ему следует покорить тело душе, ибо по отношению к душе тело второстепенно. Все эти великие знания происходят из души, а не из тела, потому что душа управляет телом. Подобно тому, как человек, едущий на лошади, держит узду и управляет лошадью, поворачивая ее туда, куда захочет. Лошадь второстепенна по отношению к человеку; она — орудие человека, а не человек — орудие лошади. И душа также управляет телом; душа — основное, а тело — второстепенное. Горе и беда тем, кто душу покоряет телу, передавая основное во власть второстепенному.
Это может понять каждый. Высший мир служит нижнему; например, солнце, луна и звезды. Ясно, что не ради услаждения тела, чтобы оно насладилось наслаждением этого мира. Почему? Потому что тело ничего существенного собой не представляет, оно — прах и гниль, и черви, уготовано к бедам, приготовлено к смерти, а солнце, луна и звезды чисты и ясны. Как же может так быть, чтобы великое служило эфемерному и хилому? Но ясная и чистая душа, возвышенная до небес и выше их, более великая, чем небо и земля, ибо в нее вмещается знание о небе и земле, а она охватывает их, — душа сама по себе есть великое доказательство того, что небо и земля созданы для ее надобностей, дабы служить ей. А она размыслит и рассудит: кто же я, если небо и земля созданы для меня? Лишь для того, чтобы покориться Всевышнему, понять Его чудеса, славить и хвалить Его. И какая польза от мира, если бы не исполнение Учения, которым человек очищает и исправляет себя? Логично ли думать, что мир создан для наслаждения тела, низкого и темного? Тело эфемерно, в нем нет ничего существенного!
Мы видим, что человек из всех творений избран по его великой мудрости и множеству его деяний, ибо все создания покорены человеку, у него есть возможность изучать мудрость и понимать глубокие таинства, и разуметь тайны нижнего мира, и познавать тайны мира высшего. Это и есть первое и важнейшее указание человеку, что душа его будет пребывать в узле вечной жизни /црор а-хаим/, если он исполняет Закон. Это подобно чему, например? Если бы царь ввел своих слуг во внутренние покои и раскрыл им все свои тайны, и предупредил, что они должны вести себя честно, а если будут так поступать, то он, царь, даст им великое благо и многократно возвеличит их, а то, что он открыл им свои тайны и сокровищницы и истинно отдал им во власть свое царство, — это им знак. И они поймут, что царь говорит им правду. Также и Всевышний показал человеку Свое величие и славу и открыл ему Свои тайны, высшие и низшие, и отдал ему во владение все. Благодаря этому человек поймет значение своего величия в будущем, если постарается в служении Всевышнему.
Великое и веское доказательство того, что душа снисходит сверху, состоит в том, что мы видим: любому человеку недостаточно того, что у него имеется, он вечно стремится на ступень, более высокую, чем та, на которой он стоит. У него есть тысяча, а он хочет две. Вот он владетель государства, а хочет владеть еще и другим государством. И нет человека, ни царя, ни князя, который не вожделел бы большего, чем имеет. А происходит это потому, что душа не удовлетворяется этими благами, но вечно вожделеет высших ступеней, ибо она превыше всех созданий. Благодаря душе человек ходит, подняв высоко голову, а остальные создания ходят согнувшись, опустив голову, или ползают на своих животах.
Душа нисходит сверху, от Трона Чести, а тело, в котором она пребывает похоже на весь мир, — вот почему человек называется «малый мир». Душа подобна Создателю, а тело похоже на нижний и высший, мир.
А теперь послушай чудесную мудрость! Как Всевышний выше всего и правит человеком и всем миром, вверху и внизу, так и человек, исполняя волю Создателя, правит всем миром. Ибо после происшествия с тельцом Всевышний сказал Моше: «Отступи от Меня, и Я истреблю их» (Дварим 9; 14), — таким образом, возможность истребления как бы поставлена в зависимость от Моше. А как было в истории с Корахом? По слову Моше земля поглотила их, и все, что у них было (Бамидбар 16). А Элияу поклялся, что не будет росы и дождя, разве лишь по его слову (Млахим I 17), — и опустил огонь с неба (там же 18), и истребил лжепророков Ваала на земле, и оживил мертвого, и постановил, чтобы у Элиши было вдвое больше пророческого дара, чем у него самого. И так же все освященные, что были на земле, правили вверху и внизу по воле Всевышнего, когда исполняли Его волю. Поэтому старайся исполнять Его заповеди, законы, постановления и уставы, чтобы удостоиться великого сокровенного блага. И Всевышний знает и понимает прошедшее и будущее, так же и человек, которому Всевышний дал мудрость. Как Всевышний дает хлеб, кормит все живое, так и человек содержит своих домочадцев, слуг и животных. И как Всевышний воздает за добро и зло, также и человек. Как Всевышний понимает добро и зло, так и человек. И как Всевышний созидает мироздание и основу Земли, и небосклон, и вместилище вод, так и человек может выстроить фундамент и крышу, и собирать воды, и сеять, и растить, и сажать, и делать все, но трудясь в поте лица своего, — и все по воле Всевышнего. И как любое создание не может увидеть Всевышнего, так ни одно создание не может увидеть душу, ни при жизни своей, ни после смерти. Даже когда она выходит из тела! И как Всевышний ведает будущее, так и дух человека, когда человек отдыхает от труда ради своих потребностей, отдыхает от забот о надобностях тела, видит во сне будущее и видит умерших, и места, которых никогда не видел, и незнакомых людей, и вещи разные и огромные картины, — то, что не может увидеть бодрствуя. И как нет создания в мире, которое знало бы тайны Всевышнего, нет никого, кроме Всевышнего, кто ведает сокровенные мысли людей, как написано: «Всевышний знает мысли человека» (Теплим 94; 11). И во многих случаях человеческие действия отдаленно напоминают проявления Всевышнего.
По невеликой силе и краткости жизни, дарованной человеку Всевышним, Он дал человеку злое начало ради его же блага, но иногда оно сказывается во зле, чтобы проверить и испытать его добром и злом. И оно дает человеку способность украшать себя, строить и сеять, разрушать и выкорчевывать посаженное, и убивать и мучить, копить имущество, воевать, править, грабить и гневаться весьма. А если бы не было злого начала, — то из страха перед смертью никто не стал бы плодиться и размножаться, сажать и сеять, строить здания и приобретать имущество. Ибо говорил бы себе человек: смертный приговор вынесен — к чему мне трудиться для других? И мир пропал бы и разрушился. Но Всевышний с первых дней творения создал мир, чтобы он строился и управлялся людьми по Его великому милосердию. И когда побеждает доброе начало, а злое начало покоряется настолько, что человек не нарушает волю Творца, но использует и злое начало, дабы совершать все, согласуясь с велением Всевышнего, без греха и преступления, — тогда злое начало оказывается ему во благо, и тогда счастлив он и счастлива родившая его.
Итак, человек в чем-то подобен Всевышнему. В такой же мере строение его тела подобно всему миру. Всевышний дал ему череп, подобный небесной сфере. Создал небо, в котором посажены челюсти и зубы, подобно небу, которое над нами. И так же, как небо, которое над нами, есть водораздел между «верхними водами» и «нижними водами», также небо разделяет влагу рта и влагу головы, и влагу наружной оболочки. И как Святое присутствие Всевышнего на верхней сфере, которое, как потолок над водой, как написано: «Который возвел Свои чертоги над водами» (Теилим 104; 3), так же Он поместил дух живой души и знание /даат/, и понимание /бина/ в оболочке головного мозга, которая соткана над мозгом и над влагой. Взгляни и пойми истину того, что если порвется оболочка мозга или в ней образуется отверстие, то человек сразу же умрет, ибо в ней пребывает дух жизни. И как Святое присутствие пребывает в западной стороне, так же Он поместил мозг в западной части головы, над ушами и поместил дух жизни над мозгом. И как мир существует и управляется силой единого Бо-га, так же все тело управляется силой одного духа жизни, который Всевышний даровал ему. И он существует в теле, чтобы оно было здорово, и пребывает до смерти тела. И если к телу примешивается нечто от другого злого духа, тело не может существовать и быть, как вначале. И так же, как Он поместил на небесной сфере два светила и пять планет, влияющих на Землю, создал Он в голове человека семь слуг: два глаза, и два уха, и две ноздри, и рот. Правый глаз уподоблен Солнцу, а левый — Луне, правая ноздря подобна Меркурию /Кохав/, а левая — Марсу /Маадим/, рот, язык и губы подобны Юпитеру /Цедек/, правое ухо подобно Венере /Нога/, а левое ухо подобно Сатурну /Шабтай/. И как создан воздух между небом и землей, так в человеческом теле созданы грудь и чрево. И как Он заставляет ветер дуть в воздухе мирового пространства, так же живительное дыхание исходит из легких, которые находятся в груди. И как Он утвердил земную твердь над водами, так же соткал и утвердил оболочку плоти, которая над печенью и над животом, и над кишками, и над селезенкой, — это оболочка, которая между легкими и печенью, и селезенкой, и кишками, и животом. И как Всевышний создал птиц и рыб, зверей и скот, невинных и милосердных, которые не обижают друг друга, но есть среди них и жестокие, поедающие и заглатывающие себе подобных, так же создал Он и людей. Добрые люди уподоблены добрым птицам и животным, как сказано: «Голубка невинная моя» (Шир а-Ширим 2), и сказано: «И вы — овцы Мои, овцы паствы Моей» (Иехезкель 34; 31). А злые люди уподоблены хищным зверям. Льву, как написано: «Он подобен льву, жаждущему терзать» (Теилим 17; 12), а есть подобные медведям и волкам, как сказано: «Судьи ее — волки ночные» (Цефания 3; 3). В мире есть деревья и травы, полезные и вредные плоды. Есть такие, что имеют приятный запах и полезные плоды для жизни и медицины, а есть травы и корни, и плоды, которые умерщвляют; таковы ядовитые травы и колючки, и терновник. Добрые люди уподоблены полезным травам и деревьям, как написано: «Как яблоня среди лесных деревьев» (Шир а-Ширим 2; 2—3). А злые уподоблены бесполезным, как написано: «А негодяи, как отброшенная колючка» (Шмуэль II 23; 6).
И как Он сотворил под землей бездны и глину, и грязь, так же в человеке создал чрево и кишки, вмещающие еду и питье. И как в грязи и в глине копошатся пресмыкающиеся и гады всех видов, так в человеческих кишках возникают дрожжи еды и питья, «пресмыкающиеся и гады», длинные и короткие, малые и большие черви. И как Он создал в мире вместилище вод, так же сделал вместилище мочи, то есть мочевой пузырь. И как Он создал основы Земли под ней, так же сделал основу всему строению тела, тазовые кости с обеих сторон и два бедра. И как Он создал «аваним мефуламот, погруженные в бездну», промеж которых выходят воды (см. Хагига 12а), так же создал две почки, чтобы из них и между ними выходила и проходила моча в мочевой пузырь, а так же влага семени проходила и выходила промеж них в мошонку. И как бездна зовет бездну, как написано: «Пучина пучину призывает» (Теилим 42; 8), так же верхнее чрево, оно же желудок, зовет кишки, чтобы они приняли остатки еды и питья, а кишки зовут жилы почек, подобные каналам, чтобы они приняли воду, то есть мочу, которая отделяется от еды из кишек, чтобы направиться к мочевому пузырю. И каналы почек зовут жилу мочевого пузыря принять эти воды и вести ее, чтобы собрать в мочевом пузыре, подобный нижней бездне, которая ниже всех. И еще та кишка зовёт кишку желудка принять экскременты.
И как Всевышний создал реки, дабы напоить мир, так же создал в человеческом теле вены, они же жилы крови, несущие кровь, чтобы напоить все тело. И как в мире есть воды прозрачные и воды мутные, пресные и соленые, и горькие, так же и в человеке: из глаз выходит соленая влага, из ноздрей — холодная влага, из горла — горячая влага, изо рта — пресная, из ушей — горькая, а моча — горькая и вонючая.
В мире есть холодные и теплые ветры, — и так же в человеке: когда он открывает рот, исходит теплое дыхание, а когда дует, закрыв рот, — ветер холодный. В мире громы, а в человеке — голос. В мире молнии, а в человеке — лицо светится, как молния. В мире созвездия, и наблюдающие звезды познают по ним будущее, а в человеке — определенные знаки. Например, чешется без чесотки, вшей и клопов, — это признак, по которому знаток может определить будущее. Будущее можно узнать по линиям ладони и по чертам лица (Зоар Шмот 70; 2). Эта мудрость сейчас забыта, но ею обладали древние мудрецы. Мудрецы могли узнать будущее по деревьям и травам: раббан Йоханан бен-Заккай знал, о чем беседуют пальмы (Сукка 28а), то есть узнавал будущее, наблюдая движение пальм.
С правой стороны мира, то есть с юга исходят тепло и благословенная роса, и обильные благодатные дожди, — так же с правой стороны человека исходит тепло из красной желчи, которая зависит от печени, и влага крови исходит из печени, что с правой стороны человека. Холод и лед исходят в мир с северной стороны мира, — так же с левой стороны человека выходит холод, от селезенки и черной желчи, которая находится в селезенке. На северной стороне мира расположено обиталище всех бед, там часты огненные сияния и ветры, и шквалы, и молнии, и громы, — так же обиталище черной желчи в селезенке, с левой стороны, из нее рождаются всякие злые и тяжелые болезни, вроде чахотки, лихорадки и всяких видов помешательства, и страхов и дрожания членов. Как дым, поднимается от земли пар и тянет влагу из глубин в воздух, образуя облака, дабы пролить дождь на землю, — так же поднимается пар из чрева и тянет влагу ко рту и голове, и от той влаги, которая поднимается от чрева, льются слезы, и появляется слизь носа, и слюна во рту.
Как создал Он горы на земле, так же в человеческом теле создал плечевые суставы и локти, и колени, и остальные суставы всех частей тела. Как создал Он на земле твердые камни и могучие скалы, так же создал в человеке зубы и челюсти, которые тверже железа и любой кости. Как создал Он на земле твердые и мягкие деревья, так же создал в человеке твердые и мягкие кости. И как создал Он на земле твердую почву и почву мягкую, создал в человеке плоть, соответственно мягкой почве, и кожу, соответственно почве твердой.
Есть деревья и травы плодоносящие и семена приносящие, а есть бесплодные и без семени, — так и среди людей есть плодовитые и есть бесплодные. И как Он растит травы из земли, так у человека растут волосы. Как звери бегают в лесу и гады копошатся на земле, так же на голове человека и в его волосах могут обитать вши.
Как создал Всевышний Млечный путь и простер его на небе с востока до запада, от края до края, а с ним связаны и звезды, и созвездия, и все, что в мире, — так же создал в человеческом теле нить белого мозга в позвонках хребта, который простирается от края головного мозга до копчика, а двенадцать ребер, и все органы тела связаны с ним с обеих сторон. И как в году триста шестьдесят пять дней, так в человеке триста шестьдесят пять жил /гадим/. Завершая главу, скажу, что в человеке содержится также некоторый намек на Маасе Меркава и Маасе Берешит[2]. Ведающий тайну этого, поймет чудеса Всевышнего. Вот почему человек называется «малый мир». А поскольку человеческое тело по форме похоже на высший мир и на низший мир, в него помещена душа, которая немного подобна ее Создателю. И поэтому провозгласил Давид: «Как душа наполняет все тело, и несет тело, и остается после тела, и единственная в теле, и не питается в теле, видит и невидима, и она чиста в теле, и она не спит, — так и Всевышний наполняет Свой мир, как сказано: “Ведь небо и земля полны Мною” (Ирмия 23; 24), и несет Свой мир, как сказано: “Я создал, Я и нести буду, и до седин ваших терпеть буду Я” (Ишая 46; 4), и останется после конца мира, как сказано: “Они сгинут, а Ты устоишь” (Теилим 102; 27). И Он един в мире, как сказано: “Слушай, Исраэль! Всевышний, Повелитель наш, Всевышний един” (Дварим 6; 4). И пред Ним нет еды, как сказано: “Разве ем Я мясо быков и пью кровь козлов?” (Теилим 50; 13). И видит, и невидим, как сказано: “Взгляд Всевышнего окидывает всю землю” (Зехария 4; 10). И Он чист в мире, как сказано: “Обладает чистым взором и не смотрит на ложь” (Хавакук 1; 3). И нет пред Ним сна, как сказано: “Вот не дремлет и не спит страж Исраэля” (Теилим 121; 4). Поэтому пусть душа, обладающая всеми этими свойствами, славит Всевышнего, Который проявляется подобным образом».
Душа размышляет о том, Кто создал ее, и облачается в смирение и страх пред Всевышним. Поэтому человеку следует наблюдать себя и понимать свою сущность: вот откуда его корень и ствол, а создан он из смрадной капли, а потом стал куском плоти, и как вселен в него дух из высших, и как оделся костями и жилами, кровью и мозгом, и тканью кожи и плоти, и как создались черты лица и его размеры, и как создались отверстия ноздрей в лице и в горле, чтобы дышать и обонять, и уши, чтобы слышать, и глазные отверстия, чтобы видеть. А в глазу есть несколько цветов и оттенков, и существуют ресницы, и рот, и горло, и небо, и язык, и губы, чтобы открывать и закрывать рот, и челюсти, и щеки, и локти, и колени, и полость тела, и пальцы, и их суставы, и ногти. И пусть поймет, насколько каждый отличается от другого. И пусть поймет, что был девять месяцев заключен во чреве матери, и вышел голый, «безногий», «слепой», «глухой» и «безрукий». Обо всем этом пусть подумает и спросит себя: «Кто открыл твои уста, глаза и уши? Кто сделал все устройства твоего тела? Кто так почернил в юности твои волосы, что как бы ты не стирал их в щелочи, не отбелишь, а вот в старости они белеют сами?» Об этом и подобном этому размышляй и будь смиренным и покорным, и страшись Всевышнего.
В конце концов все станет известно, поэтому страшись Всевышнего и соблюдай Его заветы, потому что в этом вся суть человека.
(Коэлет 12; 13).
[1] Раши объясняет, что «хумтин» это соленая земля, которая сохраняет зерно, чтобы оно не зачервивело.
[2] Кабалистические понятия.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.