Темы: Награда и наказание, Война, Машиах, Заповеди, Пророки, Будущий мир, Животные, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМир и благословение. Я предполагаю, что дорогие раввины наводнены вопросами в эти дни, но у меня есть вопрос, который я действительно хочу выяснить, и я думаю («подозреваю»), что это не только я. И, по-видимому, он актуален.
Разница между терминами и их значениями, то есть, какая будет жизнь в эти периоды: дни Машиаха (йемот а-машиах), жизнь Будущего мира (хайей олам а-ба)?
Я не имею в виду загробную жизнь душ, умерших (мир с ними), которая будет до последней гэулы (Избавления), которую мы все с нетерпением ждём, а то, что будет после этой гэулы.
1. Написано об этом много, но непонятно — это два разных времени? Я имею в виду: дни Машиаха — это всё седьмое тысячелетие, которое является таким же, как сейчас, только без проблем, и только после него придет жизнь Будущего мира?
Или дни Машиаха — до седьмого тысячелетия, то есть, эти 219 лет, которые остались, из которых еще годы до Избавления? Или есть другой вариант?
2. Жизнь Будущего мира — это что-то совершенно другое? Я спрашиваю потому, что это очень неясно. По этому поводу я даже слышал, что будет десятое тысячелетие (точнее, читал, насколько я помню). Спасибо, и Б-г благословит Вас и сохранит и даст удачу и успех Вашей святой работе. Моше
Здравствуйте, Моше!
Спасибо за теплые слова.
Вопрос Ваш действительно правомерен, и вообще Вы можете задавать какие угодно вопросы когда угодно.
Вы правильно поняли, что Дни Машиаха и Будущий мир — это разные периоды.
Времен Машиаха, наступающих с приходом Машиаха, мы ожидаем еще до конца 6000 лет, отведенных для мировой истории. И конец этой истории, вроде бы, должен быть уже достаточно скоро.
Отсюда вопросы: во-первых, почему так мало времени остается для эпохи Машиаха, которую мы, казалось бы, так ждем? И, во-вторых, как Вы спросили «вдогонку», если эпоха Машиаха — время получения награды, то для жизни в Будущем мире, получается, надо будет снова «зарабатывать»?
И ответ на оба эти вопроса такой: эпоха Машиаха — это не время получения награды. Истинная награда, вечное благо будет в Будущем мире. Жизнь в котором действительно будет совершенно другой, отличной от жизни в этом мире.
И с точностью сказать сейчас, каким этот мир будет, невозможно, поскольку никто из ныне живущих там еще не был и не видел его. Мудрецы говорят (Брахот 34 б): все предсказания пророков о прекрасном будущем относятся только к эпохе Машиаха, то есть к этому миру, но о Будущем мире можно сказать лишь словами пророка Йешаяу (64:3): «Никто [этого] не видел, Б-же, кроме Тебя».
Эпоха же Машиаха, согласно Рамбаму (Законы царей и войн, гл. 12), не означает какого-то кардинального изменения этого мира, а лишь конец еврейского изгнания, объединение народов и наступление всеобщего мира.
Это тоже немало: недаром все мечтают о том, чтобы не было больше войн и конфликтов, ненависти, угроз и кровопролития, чтобы действительно был мир «объединенных наций».
И уж евреи точно мечтают о том, чтобы никто не устраивал ни погромов, ни Холокоста, ни терактов или ракетных обстрелов, да и просто никто не ущемлял бы в правах и не обвинял в том, что в кране нет воды. Поэтому мы так ждем Машиаха.
К его эпохе относится знаменитое пророчество Йешаяу (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» Некоторые комментаторы полагают, что это надо понимать буквально: мир изменится и не будет больше хищников.
Но, даже если понимать не буквально, а в переносном смысле, это означает, что все люди будут жить мирно. И, как мы говорим в молитве на Рош а-Шана, «объединятся они все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца».
Но при этом, как при любой «мирной» жизни, останутся проблемы заработка, семьи и т. д., люди не перестанут умирать. (Хотя жить будут более приятным и продуктивным образом — ведь без конфликтов и непонимания жизнь действительно станет гораздо светлее).
Ведь жизнь в ту эпоху — это всё еще не получение награды после прохождения через историю, а, скорее, финальный этап самой истории. Какой же?
История — это не просто чередование разных эпох. Это цикл. Параллельный циклу жизни: сначала «молодость», потом «зрелость». Именно так определяют мудрецы соответственно прошлую и нынешнюю эпоху еврейской истории.
В этом смысле представляется, что эпоха Машиаха — это «пенсионный» этап цикла. Пройдя через очень непростую жизнь, полную проблем и испытаний, и отработав сполна, мы устали и заслужили даже еще не саму награду, а бОльшую степень покоя.
Причем, как и в «пенсионном» этапе жизни человека, речь необязательно о том, чтобы целый день валяться в постели или сидеть в кресле, а об активном и полезном отдыхе: теперь есть возможность осваивать новые направления, уделить время разным увлечениям, больше прочесть, посмотреть, постичь. Углубленно изучать Тору.
И с людьми говорить не только по делу, и не конфликтовать вынужденно, в процессе выполнения своей работы, а общаться с семьей и друзьями, «вместе весело шагать по просторам». Да и делать вместе что-нибудь полезное, не ради заработка, а ради самой пользы и наслаждения, которое это всем доставит.
Или, если проводить параллель с дневным циклом: после трудного рабочего дня мы, даже еще не получив зарплату или премию, переходим к «вечернему» этапу. Получаем возможность вернуться домой. И, опять же, необязательно погрузиться на весь вечер в кресло, а можно уделить время изучению Торы, другим увлечениям, семье, куда-нибудь пойти, сделать еще что-нибудь полезное.
Впрочем, конкретно об этом этапе еврейской истории нам сказано, что тогда будет не только заслуженный покой старости, но и омоложение: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас» (Йехезкель 36:26). То есть, мы получим блага обоих этапов: и старости, и молодости. Ведь старость, как известно, «знает», но не «может», а молодость — наоборот. Мы же тогда и «знать» будем, и «сможем».
Но поскольку та эпоха — еще не получение награды после жизни, а, скорее, «пенсионный» этап самой жизни, он и не обязан быть долгим.
Наоборот, в определенном плане он даже и не такой желанный, есть у него и оборотная сторона: меньше возможности заработать ту самую истинную награду, которую мы получим в Будущем мире.
Ибо приход Машиаха всё-таки будет сопровождаться открытыми чудесами, которые сделают более очевидным существование и присутствие Б-га — и ослабят соблазн нарушать Его заповеди, развеют иллюзию отсутствия награды и наказания.
Станет естественным стремление познать Б-га и Его истину, и ослабнет соблазн лениться и отлынивать от этого. А также станет очевидной иллюзорность взаимных «образов врага» и беспочвенность расколов, будут устранены все недоразумения и развеяны подозрения — что ослабит соблазн конфликтовать и воевать друг с другом, наносить другим вред.
Согласно Рамбану (комментарий к Дварим 30:6), соблазны в целом сойдут на нет, т. к. человек вернется на духовный уровень Адама до греха, когда в его душе не было примеси зла и ему естественным образом хотелось делать только добро, заниматься позитивным строительством и приближаться к Б-гу.
Все это очень хорошо, но, с другой стороны, если нет соблазнов, которые приходится преодолевать, нет и награды за их преодоление. Тогда как сейчас, преодолевая соблазны, мы получаем награду, и она ждет нас в Будущем мире.
Получается, что после прихода Машиаха, хотя мы будем жить более приятной и продуктивной жизнью в этом мире, мы перестанем столь интенсивно пополнять свои «сбережения» на Будущий мир.
Поэтому, говоря в Книге Коэлет (12:1) о «годах, о которых скажешь: нет мне в них проку», царь Шломо намекает на эпоху Машиаха — так мудрецы толкуют этот стих (Шабат 151 б).
Ибо у праведника, который заботится не столько о приятной жизни в этом мире, сколько о том, чтобы «заработать» на жизнь в мире Будущем, есть больше возможностей сделать это именно сейчас, до прихода Машиаха.
Но и его мы все-таки ждем, даже не столько потому, что хотим подольше насладиться его эпохой — ведь вечное наслаждение в Будущем мире мы все равно получим, сколько потому, что хотим, наконец, избавиться от всех войн и антисемитизма. Но о награде в Будущем мире тоже не забываем и, пока Машиах еще не пришел, стремимся «заработать» как можно больше.
Остается пожелать нам всем удостоиться обоих благ: и Машиаха, и Будущего мира.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?