Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

После прихода Машиаха мы будем совершать жертвоприношения в Храме?

Темы: Вегетарианство, Машиах, Храм, Жертвоприношения, Рав Меир Мучник, Животные

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Сначала хочу выразить огромную благодарность за Вашу работу в Толдот.ру! Да вознаградит А-шем Вас и Ваши семьи за тот свет Торы, что Вы несете людям! У меня вот такой вопрос: мы знаем, что Тора дана навечно и положения ее неизменны. В Торе довольно подробно описаны жертвоприношения. Т. е. можно сделать вывод, что люди всегда будут приносить жертвы, тем более — после прихода Машиаха и восстановления Храма, надеюсь увидеть это своими глазами при своей жизни. Однако встречал мнения, что в будущем все люди станут вегетарианцами. Как же тогда положение Торы и вопрос жертвоприношений? Спасибо за ответ, Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Спасибо за такую высокую оценку нашей работы. Вы задаете хороший вопрос, ответ на который неизбежно затрагивает комплекс тем. Попробуем, насколько возможно, разобраться. О том, что после прихода Машиаха и восстановления Храма действительно будут восстановлены жертвоприношения, написано буквально повсюду.

В Пророках, например, читаем (Йешаяу 56:7): «И приведу их на Мою святую гору, и порадую их в Моем доме молитвы; их всесожжения и жертвы [будут] в благоволение на Моем жертвеннике».

В молитве Шмоне Эсре, которую мы произносим три раза в день, в благословении «Рце» («Благоволи») произносим: «Возврати служение в Святилище, Дом Твой, и огнепалимые жертвы Израиля и молитву их с любовью прими и с благоволением». А в молитве Мусаф, которая добавляется в субботу, праздники и Рош Ходеш (Новомесячье), мы просим о восстановлении всех дополнительных жертвоприношений, которые положено совершать в соответствующий день: «Приведи нас в Цион, город Твой, с ликованием и в Иерусалим, священный Дом Твой, с вечной радостью. И там мы совершим пред Тобой наши предписанные жертвоприношения: постоянные жертвоприношения по их правилам и добавочные по их правилам, и добавочное жертвоприношение этого дня…».

Наконец, Рамбам в своем своде законов (Мишнэ Тора, Законы для царей 11:1) пишет: царь Машиах восстановит царство дома Давида, построит Храм и соберет изгнанников народа Израиля. И восстановятся все законы, что были прежде, и будут совершаться жертвоприношения… в соответствии со всеми заповедями, записанными в Торе». И в Законах жертвоприношений (2:14-15) он пишет, что описание всех жертв в книге пророка Йехезкеля относится к «открытию» Третьего Храма.

Ну, и так далее. Таким образом, сомнений тут быть не может.

Теперь — что касается вегетарианства.

Прежде всего, в том смысле, в каком оно понимается сейчас, вегетарианство не совсем соответствует взгляду Торы. Вегетарианцы отказываются от пищи животного происхождения на том основании, что убивать животных так же «негуманно», как и людей. Однако это не совсем так.

Человека нельзя убивать потому, что Б-г дал ему жизнь в этом мире для выполнения определенной задачи: используя свою свободу выбора, он должен делать добро, совершенствовать мир и себя, и таким образом зарабатывать вечную награду в Будущем мире. Убить человека — значит, лишить его этой возможности. Поэтому так поступать нельзя — в каких бы то ни было целях.

Животное не обладает свободой выбора в той же мере, для него не существует добра и зла, а значит, оно не может выбирать, оно движимо инстинктами. Поэтому цель его создания иная — служить человеку: либо непосредственно, либо как часть окружающего его красивого и разнообразного мира, часть природы. И один из значимых путей служения человеку — служить ему пищей… Так животное укрепляет тело человека, дает ему силы и фактически помогает ему в исполнении его человеческой роли — делать добро, совершенствовать мир и собственную душу. Так душа животного может обрести какой-то уровень совершенства — вместе с душой человека. При этом, да, необходимо сохранять гуманность, насколько это только возможно: не мучить животное зря и забивать его самым безболезненным способом, каким и является шхита.

В то же время, даже по Торе запрет употреблять в пищу мясо животных, в принципе, возможен. Так, сотворив человека, Б-г изначально разрешил ему есть только растения, но не животных (Берешит 1:30). Потому что на том этапе употребление мяса животных в пищу не было столь необходимым для человека. До Потопа вся природа мира была иной — более благоприятной для человека, ради которого была создана. Климат был более умеренным, а пища — более здоровой. Хотя растительная пища менее питательна, чем животная, люди до Потопа, питаясь только растениями, жили гораздо дольше, чем в последующие эпохи. Таким образом, растительной пищи было вполне достаточно для здорового питания человека.

Поэтому и убивать животных, чтобы есть их мясо, не было разрешено. Как говорит Рамбан: все-таки животные тоже являются живыми существами и обладают на каком-то уровне свободой выбора, они могут выбирать свои действия (в отличие от растений, которые даже такой свободой не обладают, хотя, строго говоря, тоже являются живыми организмами). На том этапе есть мясо животных не было необходимо для человека настолько, чтобы разрешить их убивать.

Но позже человек начал злоупотреблять предоставленными ему благоприятными условиями и вместо того, чтобы совершенствовать себя и мир, наоборот, деградировал сам и наполнил мир насилием. Поэтому Б-г уничтожил людей вместе с их миром во время Потопа, а в восстановленном заново мире создал условия жизни, гораздо менее благоприятные для человека. Тогда растительной пищи стало недостаточно для поддержания даже сократившейся жизни человека. Поэтому ему было разрешено убивать животных, чтобы есть их мясо: теперь это стало важным способом служения животного человеку.

Но есть и еще один важный способ подобного служения: когда человек приносит животное в жертву Б-гу, оно помогает человеку приблизиться к Б-гу. Ведь именно в этом заключается смысл жертвоприношения: слово «корбан» («жертвоприношение») связано со словом «кирва» — «близость». Когда жертвуешь ради кого-либо чем-то ценным (а животное — дорого и полезно), то тот, ради кого принесена жертва, становится еще более дорогим и близким. Так животное способствует совершенствованию души человека и его сближению с Б-гом.

И этой важной цели жертвоприношение служило уже с начала мироздания, в этом смысле не было различия между периодами до и после Потопа. Изначально употреблять мясо животных в пищу было необязательно, достаточно было и растений, но альтернативы жертвоприношениям не было. Поэтому в Торе сказано, что жертву принес Эвель (4:4), а мудрецы говорят (Шабат 28 б), что ее принес и сам Адам.

Таким образом, по идее, нет противоречия между запретом есть мясо животных и разрешением использовать их для жертвоприношения: именно так было до Потопа.

От прошлого — к будущему. Мудрецы говорят (Рамбан, Дварим 30:6 и др.), что в результате Избавления мы вернемся на тот духовный уровень, на котором первоначально был Адам. Означает ли это, что снова будет запрещено убивать животных, чтобы есть их мясо?

Такого мнения придерживается один из современных раввинов, его Вы, возможно, и слышали. В большинстве классических комментариев об этом ничего не сказано. Но, по логике, не исключено. Ведь причиной изначального запрета были благоприятные природные условия, при которых растительной пищи было достаточно для жизни. Это изменилось после Потопа, но в эпоху Машиаха, по мнению мудрецов, мир возвратится к прежнему состоянию (см. Сфорно, Берешит 8:21; Шла, Бейт Давид 44-47).

На более глубоком уровне такие мудрецы, как Аризаль, объясняют: употребление мяса животных в пищу, особенно, когда это делает праведник в чистоте, — это собирание и исправление заложенных в них «искр (ницоцот) святости», перемешанных прежде с менее чистыми духовными компонентами. Полезная часть пищи усваивается человеком и становится частью его самого, а нечистая примесь отбрасывается. Но до греха Адама животные и сами по себе были чистыми: когда Адам дал им всем имена (Берешит 2:19), отражающие их сущность, он не просто определил эту сущность, но и привел ее к совершенству. А в таком состоянии животные не нуждались в исправлении, и не было смысла есть их мясо.

По той же причине тогда среди животных не было хищников. И мудрецы говорят, что к такому состоянию они вернутся в будущем. В своем знаменитом пророчестве Йешаяу говорит (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» Согласно Рамбаму (Законы для царей 12:1), речь здесь идет о народах, которые сегодня ведут себя как хищники: в будущем они станут мирными и «травоядными». Но, согласно Рамбану (Ваикра 26:6), речь идет именно о животных и это пророчество соответствует обещанию Б-га евреям (там же): в случае полноценного соблюдения заповедей, «Я устраню хищного зверя с земли». Это значит, что хищные звери перестанут быть таковыми, станут неопасными.

А это, по словам Рамбана, будет означать возвращение животных к изначальному состоянию, в котором они пребывали до греха Адама. На том этапе не только человеку, но и животным было разрешено питаться только растениями, но не убивать другие живые существа ради пищи (Берешит 1:30). И только в результате греха опустился и сам Адам, и зависящий от него мир, включая животных: в них тоже вошло зло. Поэтому среди них появились хищники, и поэтому появился смысл есть мясо животных: чтобы очистить их от зла. Но в будущем, когда будет исправлен грех Адама и человек возвратится к своей изначальной непорочности, возвратятся к ней и животные.

А раз так, то вновь не будет смысла есть их мясо — мы снова приходим к этому выводу. Но это лишь умозаключение.

Напрямую, однако, об этом почти никто не говорит, так что трудно утверждать с уверенностью. Как пишет Рамбам (там же 12:2), когда речь идет о будущем, можно только толковать отдельные высказывания Пророков, которые обычно поддаются разным интерпретациям, но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Суть религии в любом случае состоит, прежде всего, не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и самосовершенствовании здесь и сейчас. А что будет потом — даст Б-г, поживем — увидим.

Так или иначе, приближение к Б-гу с помощью жертвоприношений останется важным путем и целью. Впрочем, если нам интересна конкретика, здесь тоже не все так просто.

А именно: с одной стороны, приведенные стихи Торы и молитвы говорят о восстановлении всех жертвоприношений, и Рамбам тоже приводит законы всех жертвоприношений.

С другой стороны, Мидраш Тэилим (56) говорит: в будущем все жертвоприношения будут упразднены, кроме благодарственной жертвы (Тода). Т. к. все жертвы, кроме этой, приносят, чтобы искупить тот или иной грех. Но если в будущем люди вернутся на изначальный уровень Адама, они очистятся от зла и перестанут грешить, поэтому и все эти жертвы больше не понадобятся. Только основание для благодарности Б-гу за все данное нам благо будет сохраняться всегда, поэтому благодарственная жертва всегда будет актуальной. Автор «Аводат а-Кодеш», слова которого приводит Шла (там же 49), говорит, что навсегда сохранятся также ежедневные всесожжения (Тамид) и добавочные жертвы праздников (Мусаф), исключает же он очистительные жертвы (Хатат) и жертвы повинности (Ашам).

На основании этого Шла (там же, 51) делает вывод, что здесь будет два этапа: на первом, еще до окончательного Избавления, будет отстроен Храм и в нем будут принесены все жертвы, заповеданные Торой, включая и жертвы повинности. Но на втором этапе, когда наступит окончательное Избавление, человек вернется на изначальный уровень Адама и жертвы, которые приносят для искупления грехов, будут упразднены. Но другие жертвоприношения останутся. И их, как сказано, будут совершать вне зависимости от того, останется ли в силе разрешение есть мясо животных.

Примерно такую картину можно представить на основании тех пророчеств и высказываний мудрецов, которые мы получили по Традиции. В остальном же, даст Б-г, поживем — увидим.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его