Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы (кому позволено изучать Каббалу, а кому нет — читайте «Кто может изучать Каббалу?»).
Поэтому даже в рамках нашего сайта нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Тем не менее, приведем общие сведения, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.
Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром.
Существует 10 сфирот 1:
Хохма (мудрость),
Бина (понимание),
Даат (знание),
Хесед (милосердие),
Гвура (могущество),
Тифэрет (великолепие),
Нецах (вечность),
hод (красота),
Йесод (основа),
Малхут (царство).
Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры:
1. Хохма, Бина, Даат;
2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет;
3. Нэцах, hод, Йесод;
и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.
В Каббале есть понятия Правая сторона и Левая сторона. Правая связана с Милосердием, а левая — с Судом.
И, если говорить образно, то в каждой из трёх вышеуказанных групп есть сфира, которая стоит как бы справа (со стороны Милосердия), другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):
Бина — Даат — Хохма
Хэсэд — Тифэрет — Гвура
Нэцах — Йесод — hод
Малхут
Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных. Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов Гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (по-русски, «три первых»).
Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает Гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (“бэ-Хохма” — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (“би-Твуна” — намекает на Бина). Сознанием Его (“бэ-Даато” — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».
Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов Зат, что означает: заин тахтонот — «семь нижних».
Царь Давид намекает на Зат, говоря (Диврэй а-Ямим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (“а-Гдула” — намекает на Хэсэд) и могущество (“а-Гвура” — намекает на Гвура), и слава (“вэ-а-Тифэрет” — намекает на Тифэрет), и вечность (“вэ-а-Нецах” — намекает на Нэцах), и красота (“вэ-а-hод” — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (“а-Мамлаха” — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».
Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром.
Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.
Как известно, в Торе Творец называется различными именами — подробнее об именах Творца читайте «Как зовут Б-га?». Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.
Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому (см. «Почему нельзя молиться ангелам?»).
Мудрецы в Сифри 2 — сборнике алахических мидрашей и высказываний на Тору— делают вывод на основании слов Моше (пророка Моисея): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот» (Дварим 4:7).
Примечания:
1 — Во многих из них перевод неточен. Т.к. нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.
2 — К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.