Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.

И БУДЕТ ГОСПОДЬ, ТВОЙ БОГ, ХРАНИТЬ СОЮЗ И ДОБРО, О ЧЕМ КЛЯЛСЯ ТВОИМ ОТЦАМ (Дварим, 7:12)

Гемара (Йевамот) говорит, что три качества отличают еврейский народ: милосердие, стеснительность и добродетель. Талмуд (Йерушалми, Кидушин) учит, что о доброте еврейского народа говорится в этой фразе из Торы.

Но здесь сказано, что даровать добро будет Бог, а где мы видим, что добродетель — качество еврейского народа? Рав Барух Эпштейн объясняет: «Бог поступает с человеком так, как тот поступает с другими (Сота 9б) — если Бог делает добро еврейскому народу, значит, еврейский народ делает добро другим» (Тора тмима, к этому стиху).

ЛЮБИТЕ ПРИШЕЛЬЦА, ИБО ПРИШЕЛЬЦАМИ ВЫ БЫЛИ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ (Дварим 10:19).

Это заповедь, требующая действия. Хотя мы обязаны любить всех евреев, особая заповедь повелевает любить пришельцев, геров — тех, кто принял еврейство. Расширенное понимание этой заповеди обязывает нас проявлять дружелюбие и ко всем, кто приехал в наш город (Хинух).

Если увидите в городе незнакомца, подойдите и приветствуйте его. Очень часто вы способны дать ему неоценимый совет. Даже если не в силах помочь ему делом, доброе слово для пришельца может очень многое значить. Мало просто пожать руку и пойти дальше, будто исполнив некий ритуал. Вы должны искренне позаботиться о нем и постараться помочь.

Как-то Хазон Иш (выдающийся законоучитель двадцатого века, «рав раввинов») по дороге домой в праздник Симхат Тора встретил гера, который пожаловался, что жители города не проявляют дружеских чувств, несмотря на повеление Торы. Хазон Иш ответил, что почтит его песней, сразу стал петь и танцевать перед ним на улице, и не останавливался, пока не увидел, что гер удовлетворен (Пеэр адор).

БОЙСЯ БОГА, ГОСПОДА ТВОЕГО, ЕМУ СЛУЖИ, ПРИЛЕПИСЬ К НЕМУ И КЛЯНИСЬ ЕГО ИМЕНЕМ (Дварим, 10:20)

Этот стих повелевает «прилепиться» к ученым Торы — быть им преданными, чтобы учиться у них заповедям Торы и ее соблюдению. Кто может быть с мудрецом Торы и помогать ему, но не делает этого, нарушает эту заповедь. А кто остается среди ученых Торы, не будет близок к греху (Хинух).

Рамбам пишет: на человека влияют мнение и поведение друзей и окружающих, и он начинает вести себя, как они. Поэтому надо быть близкими к праведникам и сидеть подле мудрецов, чтобы на нас влияли их дела. И сторониться грешников и испорченных людей, чтобы не перенимать их поведение. Если вы живете среди тех, кто поступает неправильно, уезжайте туда, где люди праведные. А не можете, живите одни (Ѓилхот деот).

БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ОБОЛЬСТИЛИСЬ ВАШИ СЕРДЦА, И ВЫ НЕ ОТВЕРНУЛИСЬ И НЕ СТАЛИ СЛУЖИТЬ ДРУГИМ БОГАМ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ (Дварим, 11:16)

Хафец Хаим цитирует Рамбама, который говорит, что из этого стиха следует, что нельзя вырывать слова из контекста. Если посмотреть только на середину этой фразы, там написано «служить другим богам» — а это противоположно тому, чему нас учит Тора. Так же следует реагировать, если мы слышим, что о нас плохо сказали или сделали нам что-то плохое. Очень часто, если бы мы выслушали все, что о нас сказали, это не показалось бы нам плохим и злонамеренным. Поэтому дайте место здоровому сомнению и судите людей с лучшей стороны (Беер маим хаим, позитивная заповедь 3).

ЕСЛИ БУДЕТЕ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ, ЧТОБЫ ВЫ ИХ ИСПОЛНЯЛИ, ЛЮБИТЬ БОГА, ГОСПОДА ВАШЕГО, ХОДИТЬ ПО ВСЕМ ЕГО ПУТЯМ И ПРИЛЕПИТЕСЬ К НЕМУ, ТО… (Дварим, 11:22)

Тора говорит, что даже тот, кто соблюдает все заповеди и достиг «любви к Богу», должен подражать Ему («ходить по Его путям»), чтобы прилепиться к Нему, быть Ему всецело преданным, неотделимым от Него. Подражать Богу, уподобляться Ему — значит быть сострадательным, сочувствовать людям и делать им добро (Раши). Чтобы действительно быть с Богом, надо заботиться о ближнем (Введение к Аѓават хесед).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»