Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где находится трон Всевышнего?

Темы: Каббала, 13 принципов веры, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом рав, где можно прочитать о Кисэ а-Кавод: как выглядит, для чего служит, где находится и т.д.? N.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, N.!

Спасибо за интересный вопрос. Мне неизвестен источник, который содержал бы ответы на все эти вопросы. Постараюсь в коротком ответе, насколько позволяет наша рубрика, собрать основную интересующую Вас информацию.

Прежде всего отметим, что «Кисэ а-Кавод» переводится как Престол (или трон) славы (или величия) Творца. Но, конечно же, это ни в коем случае не следует понимать буквально. Ведь согласно одному из Тринадцати принципов иудаизма, у Всевышнего нет ни тела, ни подобия тела. И, соответственно, Ему не нужен трон в буквальном смысле этого слова, чтобы на нем восседать.

Речь идет о неком духовном явлении (подробнее см. ниже), которое Тора назвала «престол», «трон», чтобы дать нам об этом какое-то представление.

Выражение «кисэ а-кавод» находим у пророка Ирмияу (17:12): «Место святилища нашего, престол величия (кисэ а-кавод), возвышено изначально».

Но и в Пятикнижии, по мнению комментатора Ибн-Эзры[i] Престол Славы упоминается — в описании пророческого видения, которое открылось старейшинам Израиля на горе Синай: «И видели они Б-га Исраэля; и под ногами Его — как образ кирпича из сапфира и как самое небо по чистоте» (Шмот 24:10).

Ибн-Эзра объясняет, что «образ кирпича из сапфира» — это и есть Престол Славы. В подтверждение этого он приводит стих из книги пророка Йехезкеля (1:26): «Над сводом же, который над головами их, — образ престола, подобный камню сапфиру, и над образом этого престола — образ, подобный человеку, на нем сверху».

Их всех приведенных источников можно сделать вывод, что Кисэ а-Кавод в пророческих видениях выглядит как изготовленный из сапфира. Самый распространенный цвет сапфира — синий. Однако существуют камни и иных цветов: желтого, оранжевого, зеленого, фиолетового. В нашем случае речь идет о небесно-голубом цвете, как сказано в Вавилонском Талмуде (Менахот 43 б): «Говорил Раби Меир: чем отличается голубой цвет (которым красили нить в цицит[ii]), от других цветов? Голубой цвет подобен морю, а море подобно небосводу, а небосвод подобен Престолу Славы, как сказано “и под ногами Его — как образ кирпича из сапфира и как самое небо по чистоте”. И как сказано: “образ престола, подобный камню сапфиру”».

Раши[iii] комментирует: голубая нить, вплетенная в цицит, напоминает Престол и Того, Кто восседает на нем. И добавляет: и небеса своим цветом и тем, что они над нами, напоминают, что престол Творца — всегда над нами.

Где находится Престол Славы? Сказано в Талмуде (Хагига 12 б), что он находится на небосводе, называемом «Аравот» (всего же Талмуд говорит там о семи небесах — небосводах).

Как было упомянуто, Престол Славы — это некое духовное явление, поскольку Всевышнему не нужен трон в буквальном смысле. Но, с другой стороны, у этого явления должна быть какая-то смысловая связь с понятием «трон», «престол», если именно трон его символизирует. Так что же это за явление и как оно связано с троном, престолом?

Ответ на эти вопросы мы находим в каббалистической литературе. Каббала делит творение на четыре основных мира (сверху вниз): Ацилют, Брия, Йецира и Асия. Мир Ацилют еще называют Б-жественным миром, так как он наиболее близок к Творцу и неразрывно связан с Ним.

Чтобы это было легче понять, в книгах приводится аналогия с человеком. Собственно человек — это его душа, а тело является облачением души, неразрывно с ней связанным. И хотя душа является возвышенной духовной сущностью, а тело — «из праха земного» (Берешит 2:7), они чудесным образом связаны воедино, так что как только у человека возникает желание что-либо сделать (и источник этого желания — в душе), тут же тело подчиняется воле души и исполняет возникшее желание. Подобно этому и чудесное единство Всевышнего с миром Ацилют.

В отличие от мира Ацилют, остальные миры (Брия, Йецира и Асия) называют мирами отделенными, то есть они как бы вне Творца. И если продолжить аналогию с человеком, то эти миры уже подобны слугам господина: они тоже подобно его телу беспрекословно выполняют его волю, но им уже эту волю надо прежде высказать.

И вот первый из отделенных миров — Брия, который ближе всех отделенных миров к Творцу, как раз и отождествляется в Каббале с Кисэ а-Кавод (приводятся и другие объяснения, но это самое распространенное). В свете приведенной аналогии с человеком это и понятно. Ведь мир Брия следует сразу за миром Ацилют, а мир Ацилют подобен телу Царя, и, значит, следующий за ним мир логично уподобить Его трону.

Остальные материальные характеристики — уподобление камню сапфиру и именно небесно-голубого цвета — тоже должны иметь свое духовное значение. Я видел в книгах, что голубой цвет Престола символизирует скромность и милосердие. Важным свойством сапфира является его прозрачность: это «намекает» на то, что мир Брия, будучи миром, отделенным от Творца, всё же наименьшим образом скрывает Его величие.

Закончу ответ высказыванием известного хасидского наставника раби Исроэля (Магида) из Кожниц[iv]: «Когда все евреи протянут друг другу руки, все эти руки соединятся в одну, которая достигнет Престола славы Всевышнего».

С уважением, Менахем Эпель


[i] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

[ii] Сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы (Бемидбар 15:38), мужчины с 13 лет, т.е. с возраста Бар-Мицвы — совершеннолетия, обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. В этих кистях по закону должна быть нить цвета тхелет (небесно-голубого). Технология производства краски для окрашивания этой нити давно утеряна, но поиски утраченного продолжаются.

[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iv] Раби Исраэль бар-Шабтай Офштейн (Магид из Кожниц; 5496-5575 / 1736-1814, Галиция, см. историю его рождения) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров поколения.

Материалы по теме


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше

Вид на город Шхем и гору Гризим с горы Эйваль

Рав Авраам Коэн

Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.

Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?

Рав Овадья Климовский

Сделали их слабыми, неспособными воевать и пустились убивать их всех...

Двенадцать колен Израиля. Шимон

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.

Праотец Яаков. Возле Шхема

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.