Из цикла «Хроника поколений», темы: Яаков, Первородство, Эсав, Рав Александр Кац, Ривка
Яаков бен Ицхак (יעקב אבינו; 2108—2255 гг. /1652—1505 гг. до н.э./) — величайший праведник и пророк. Третий из праотцев народа Израиля — сын Ицхака (см.) и внук Авраама (см.).
В Торе рассказывается, что его мать Ривка в течение двадцати лет брака была бесплодной. А когда она зачала, беременность оказалась крайне тяжелой: она чувствовала, что вынашивает близнецов, и ей казалось, будто «сыновья толкаются в ее чреве», как бы пытаясь одолеть один другого. Но особенно странно вели себя ее сыновья, когда она проходила мимо шатров, где Авраам и Ицхак изучали Б-жественную мудрость, а также мимо языческих капищ. Возле шатров мудрецов один из сыновей замирал, а другой как бы старался выбраться на свободу, а возле капищ — на волю рвался другой. И своим материнским сердцем Ривка чувствовала, что каждый из сыновей тянется к тому, что ему изначально близко (Берешит 25:21—22; Берешит раба 63:6; Зоар 1, 137б).
Ривка обратилась за советом к наставникам своего мужа — пророкам Шему (см.) и Эверу (см.), и ей открыли, что в ее чреве находятся родоначальники двух народов, которые будут сражаться между собой за власть над миром, но в результате «старший станет служить младшему» (Берешит 25:23; Берешит раба 63:6—7).
И вот, в 2108 году /1652 г. до н.э./ родились два близнеца: первого назвали Эсавом, а второго, который при появлении на свет держался за пятку старшего брата, — Яаковом (от слова экев — пята) (Берешит 25:24—26; Седер адорот). Яаков родился «обрезанным» — без крайней плоти (Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9:7).
Внешне он был похож на своего деда — праотца Авраама (Леках тов, Берешит 47:18). Как указывают знатоки сокровенного учения, в нем воплотилась «искра души» ангела Уриэля, которая до этого пребывала в пророке Ханохе (см.), ученике первого человека Адама (см.). А поскольку Ханох был похож на Адама, то и Яаков в значительной степени перенял духовный облик первого человека (Бава меция 84а; Зоар 2, 111а; Седер адорот).
С детства Яаков проявлял особую тягу к Б-жественной мудрости: до тринадцати лет он изучал пути служения Творцу под руководством своего деда Авраама (Берешит 25:27; Седер олам раба 1; Сефер аяшар). Занимался также с отцом Ицхаком, который проявлял к нему особую строгость и требовательность, предпочитая ему старшего сына Эсава (Берешит 25:27—28; Шмот раба 1:1).
В 2121 году /1639 г. до н.э./ в возрасте тринадцати лет Яаков отправился в ешиву Шема и Эвера, где когда-то учились его дед и отец (Берешит раба 63:10). Там он приобщился к прямой традиции, идущей от первого человека, сотворенного руками Б-га — ведь Шем, сын Ноаха (см.), был ближайшим учеником своего прадеда Метушелаха (см), а Метушелах — учеником Адама (Бава батра 121б).
В день, когда в 2123 году /1637 г. до н.э./ праотец Авраам завершил свой земной путь, Яаков выкупил у своего старшего брата Эсава право первородства, предполагающее особые обязанности в служении Творцу (Берешит 25:7—8, 30-33; Бава батра 16б; Бемидбар раба 4:8; Седер адорот). Одновременно Яаков приобрел у Эсава его долю первенца в семейной усыпальнице — пещере Махпела, где уже были похоронены Авраам и Сара. Яаков составил купчую грамоту, в которой расписались Эсав и свидетели (Сефер аяшар, Толдот). Братья, в сущности, поделили между собой все Творение: Эсав избрал себе этот мир, в котором люди едят, пьют, занимаются делами, женятся и рождают детей, а Яаков — мир Грядущий (Элияу зута 19).
В том же 2123 году в земле Кнаан начался суровый голод, и семья Ицхака переселилась в столицу филистимлян Герар, где был хлеб. После того как период неурожая закончился, они возвратились в Беэр-Шеву (Берешит 26:6, 23).
В 2126 году /1634 г. до н.э./ Яаков продолжил занятия в ешиве Шема и Эвера и оставался там в течение тридцати двух лет. В 2158 году /1602 г. до н.э./, после смерти Шема, он вернулся к отцу, который к этому времени обосновался в Хевроне (Седер олам раба 1; Сефер аяшар, Толдот; Седер адорот). И здесь Яаков непрерывно учился в своем шатре, постигая кабалистические книги Адама и Ханоха, а также изучая Книгу Творения (Сефер Йецира), составленную его дедом Авраамом (Зоар хадаш, Итро 37).
Главными качествами Яакова были правдолюбие и стремление к истине (эмет), как сказано: «Ты дашь правду Яакову» (Миха 7:20). И поэтому вся его жизнь была посвящена постижению высшей мудрости и выполнению законов Б-га (Берешит раба 95:3; Ялкут Шимони, Толдот 110).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»