Темы: Рав Реувен Куклин, Пророки, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПри чтении Нэвиим, особенно Шофтим, мало что понятно. Есть ли какие-то книги с комментариями на Нэвиим, желательно, по-русски?
В качестве ответа на Ваш вопрос приведу следующую притчу. Профессор философии в Оксфордском университете решил (как это произошло, никто не знает, однако сердцу не прикажешь) жениться на девушке из дикого африканского племени. Прошла свадьба, спустя неделю после свадьбы приходит молодая жена к раввину и жалуется на свою судьбу: «На субботней трапезе мой муж каждый раз говорит длинную речь, и я ничего не понимаю, совершенно ничего». Улыбка озаряет лицо раввина. «Что? Уважаемый раввин, вам недостаточно того, что я так страдаю, вы ещё и смеётесь надо мной?» «Нет, — говорит раввин. — Не Ваши страдания причина моей улыбки. Я просто очень рад слышать, что в будние дни вы как-то контактируете и понимаете друг друга. Мне тяжело понять, как вообще в чём-то может быть взаимопонимание между профессором философии и женщиной из дикого африканского племени».
Наша связь с Творцом подобна взаимоотношениям женщины из дикого племени с профессором философии. То, что мы что-то не понимаем в словах Творца, неудивительно. Б-г свидетельствует Сам о Себе: «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших» (Йешаягу 55,9). Небеса на иврите называются шамаим — от слова шам — «там», поскольку Небеса постоянно «там», они постоянно далеки от нас. Каждый раз, когда мы хотим приблизиться к Небесам и нам кажется, что вот-вот уже приближаемся, мы видим, что Небеса от нас отдаляются. Точно так же и мысли Творца. Они находятся от наших мыслей на бесконечном расстоянии. То, что нам иногда кажется, что мы приближаемся к пониманию мыслей Творца и Его путей, — это самообман, поскольку мысли Творца всегда остаются бесконечно далёкими от нашего понимания. Однако Творец, несмотря на нашу отдалённость от Него, подобно профессору философии, который пожелал жениться на девушке из дикого племени, возжелал нас, и говорил с нами через пророков, и дал нам возможность в чём-то понять Свои мысли. Поэтому когда нам непонятно что-то, сказанное в книгах Пророков или в Шофтим, мы не должны этому удивляться. Наоборот, если мы что-то понимаем из сказанного у Пророков, мы должны быть очень рады, поскольку слова пророков — слова чрезвычайно глубокие, отражающие мысли Творца. При поверхностном чтении понять их невозможно.
Надо читать и серьёзно вдумываться в сказанное у пророков. Конечно же, важно также читать разъяснения великих комментаторов, которые проливают свет на различные места в этих книгах. Однако нет комментария, который объяснил бы всю их глубину, поскольку она бесконечна. Переведённые на русский комментарии к книгам Шофтим и Невиим мне неизвестны. Можно послушать аудио-уроки по книге Млахим на нашем сайте, например /audio/lessons/lessons_2097.html .
С уважением,
Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.