Из цикла «Хроника поколений», темы: Первосвященник, Война, Коэн, Земля Израиля, Пинхас, Александр Кац
Пинхас бен Элазар (פנחס) — пророк и праведник, первосвященник Скинии в Шило.
Родился в Египте (см. Бемидбар раба 3:7; Сифтей хахамим, Бемидбар 25:13). Сын Элазара (см.) и внук первосвященника Аарона (см.). Его мать происходила по одной линии из рода Йосефа (см.), сына праотца Яакова (см.), а по другой — из семьи мидьянского жреца Итро, тестя Моше (см.), брата Аарона (Шмот 6:25, Таргум Йонатан и Раши; Сота 43а; Бава батра 109б-110а).
По свидетельству кабалистов, Пинхас был новым воплощением души праотца Ицхака (см.) (Седер адорот 2488).
После исхода из Египта, у горы Синай, его дед, Аарон, был посвящен в первосвященники Шатра Откровения, а его отец и братья отца — в священнослужители. Но Пинхас не стал коэном, так как к тому времени еще не достиг возраста тридцати лет, в котором разрешено нести службу в Храме. А по наследству статус коэна мог быть передан лишь тем внукам Аарона, которые родились уже после помазания (Зевахим 101б; Раши на Бемидбар 25:13, Сифтей хахамим).
На сороковой год скитаний по пустыне, 1 ава 2487 года /1273 г. до н.э./, умер Аарон, и первосвященником стал отец Пинхаса — Элазар (Бемидбар 20:23—28; Дварим 10:6). Элазар и Пинхас, не скрывая слез, оплакали Аарона, и народ рыдал вместе с ними (Авот дераби Натан 12:5).
В начале 2488 года /1272 г. до н.э./ сыны Израиля разбили стан на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона, — недалеко от рубежей Моава. Следуя совету мага Билама, моавитяне и их соседи мидьянитяне, испугавшиеся силы сынов Израиля, подослали к ним нарядно одетых блудниц. Заманив евреев в свои шатры, эти женщины спаивали их вином, обольщали, а затем уговаривали служить своему идолу Бааль-Пеору. В стане начался мор, ставший проявлением гнева Творца на Израиль, и Б-г повелел Моше созвать глав народа, чтобы судить и казнить служивших идолу.
В самом начале судебного разбирательства один из вождей колена Шимона, Зимри, подвел к Моше мидьянскую принцессу Козби, с которой собирался согрешить, и спросил: «Эта женщина разрешена мне или запрещена? Если ты скажешь, что запрещена, то кто разрешил тебе жениться на дочери Итро, которая тоже родом из Мидьяна?» И на глазах у всех Зимри завел мидьянку в шатер. Моше, который взял Ципору в жены еще до дарования Торы, — а затем, у горы Синай, она вместе с другими герами приняла на себя «ярмо заповедей» — тем не менее, растерялся и молчал, забыв закон, полученный от Всевышнего на Синае: ревнители имеют право казнить того, кто вступает в близость с нееврейкой. А Пинхас, слышавший этот закон из уст Моше, теперь напомнил о нем. Но Моше сказал: «Кто вспомнил об этом повелении Торы, тот и должен его выполнить». Тогда Пинхас ворвался в шатер вслед за прелюбодеями и пронзил их копьем в момент соития. В это мгновение мор, от которого уже погибло двадцать четыре тысячи человек, прекратился (Бемидбар 25:1—9, Раши; Санхедрин 82а, 106а; Пиркей дераби Элиэзер 47; Шмот раба 33:5; Бемидбар раба 20:23—24).
Но евреи из всех колен начали позорить Пинхаса, говоря: «Смотрите, этот потомок Итро, приносившего жертвы идолам, убил вождя одного из колен Израиля!» (Сота 43а; Бава батра 109б; Санхедрин 82б; Раши, Бемидбар 25:11). А некоторые даже хотели отлучить его от общины (Эц Йосеф, Бемидбар раба 21:3). И тогда Творец известил Моше в пророческом откровении: за то, что Пинхас возревновал за Б-га, он удостоится стать священнослужителем Святилища (Бемидбар 25:10-13, Раши; Зевахим 101б).
Знатоки сокровенного учения подчеркивают, что если бы не поступок Пинхаса, то весь народ Израиля был бы, не дай Б-г, окончательно истреблен, ведь Всевышний сказал Моше: «Пинхас …отвратил Мой гнев от сынов Израиля, …и Я не истребил (וְלֹא כִלִּיתִי) сынов Израиля в Моей ревности» (Бемидбар 25:11) — а слово כִלִּיתִי («истребил»), образованное от основы כל («всё»), говорит именно о полном уничтожении (р. Бехайе, Бемидбар 25:11; Шолмей Нахум, Пинхас с. 468). За спасение всего народа Израиля Пинхас удостоился исключительного долголетия (Сфорно, Бемидбар 25:12).
После этих событий Творец повелел отомстить мидьянитянам, подославшим своих женщин для совращения сынов Израиля. А поскольку тесть и жена Моше происходили из Мидьяна, он не повел народ на эту войну сам, а послал отборное войско во главе с Пинхасом, сказав ему: «Кто начал эту заповедь, тот пусть ее завершит» (Бемидбар 25:16—18, 31:1—6, Раши; Танхума, Матот 3; Бемидбар раба 22:4). Пинхас был также коэном-помазанником — т.е. духовным руководителем народа в этой войне (Сота 43а). В ходе войны сыны Израиля поразили всех князей Мидьяна, а Пинхас казнил давнего ненавистника Израиля — мага Билама (Бемидбар 31:7—8, Таргум Йонатан; Санхедрин 106б).
6 нисана 2488 года, в конце тридцатидневного траура по Моше, Пинхас вместе с Калевом бен Йефунэ тайно переправились через Иордан и проникли в ближайший кнаанский город Иерихон. Они укрылись в примыкающем к городской стене доме, у женщины по имени Рахав, которая им сказала: «Я знаю, что Б-г отдал вам эту землю; на нас напал страх перед вами» — ведь кнаанцы уже знали о гибели войска фараона в водах Тростникового моря, а также о победе евреев над могучими царями, правившими на восточном берегу Иордана. 8 нисана Пинхас и Калев возвратились в стан к Йеошуа бин Нуну, вставшему во главе народа после смерти Моше, и доложили ему о проведенной разведке. А через день, 10 нисана, сыны Израиля перешли через Иордан и расположились станом в Гилгале, у восточной окраины Иерихона (Йеошуа 2:1—4:19; Бемидбар раба 16:1; Седер адорот; Седер адорот акацар).
При вступлении в страну Пинхас возглавлял левитов, переносивших части и утварь Шатра Откровения (I Диврей аямим 9:20, Агро и Мальбим). В течение четырнадцати лет завоевания и раздела святой земли он был священником Шатра Откровения в Гилгале (Седер олам раба 11; Маарзо, Ваикра раба 1:1).
Пинхас взял жену из колена Эфраима (Сифри, Пинхас 134). У него родился сын Авишуа (IДиврей аямим 5:30, 6:35).
В 2502 году /1258 до н.э/ Святилище было перенесено в Шило, где его стены выложили из камней (Йеошуа 18:1; Седер олам раба 11). В этот период Творец удостоил Пинхаса пророческого дара, и он наставлял народ, говоря от имени Б-га: «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся вашим отцам, и Я сказал: “Не нарушу союза с вами вовек, но и вы не заключайте союза с жителями этой земли, а жертвенники их разрушьте”. Но вы не послушали Моего голоса. Что же вы наделали?! И поэтому Я говорю: Не прогоню Я их от вас, и будут они для вас ловушками, а их божества станут для вас западней» — и народ плакал, слушая его речи (Шофтим 2:1—5, Раши; Седер олам раба 20; Ваикра раба 1:1, Маарзо).
Пинхас возглавлял посольство десяти колен, поселившихся в стране Кнаан, к коленам Реувена, Гада и половине колена Менаше, обосновавшимся на восточном берегу Иордана. Колена, поселившиеся в Святой Земле, подозревали их в намерении отделиться и обособиться от остальных сынов Израиля. Его вмешательство позволило предотвратить братоубийственную войну (Йеошуа 22:10-34).
Наряду с Калевом, Пинхас стоял во главе старейшин, получивших от Йеошуа бин Нуна знание сокровенных тайн Торы. В 2516 году /1244 г. до н.э./, после смерти Йеошуа, эти старейшины приняли на себя управление народом Израиля (Йеошуа 24:29—31; Авот 1:1; Седер адорот 2516).
Вскоре после Йеошуа умер и отец Пинхаса — Элазар. Пинхас похоронил отца на участке в горах Эфраима, который унаследовал после смерти своей жены (Йеошуа 24:33, Раши; Седер олам раба 12; Сифри, Пинхас 134; Седер адорот 2516). Пинхас добавил к книге Йеошуа последнюю строку, посвященную смерти и погребению своего отца (Бава батра 15а).
С годами сыны Израиля отступили от служения Творцу и стали смешиваться с окружающими кнаанскими племенами. Около 2525 года /1235 г. до н.э./ страна была покорена арамейским царем Кушаном, который властвовал над евреями в течение восьми лет. Но благодаря охватившему народ раскаянию и духовному возрождению, сыны Израиля сумели объединиться, и в 2533 году /1227 г. до н.э./ избавились от власти арамейцев. В этой войне народ возглавлял ученик Пинхаса — Отниэль бен Кеназ (см.), а сам Пинхас был первосвященником Святилища в Шило — духовным главой народа (Шофтим 3:5—10; Седер адорот).
Стремясь уберечь евреев от смешения с соседями-идолопоклонниками, Пинхас вынес законодательное постановление, запрещающее сынам Израиля пить вино неевреев, — и его постановление было принято всем народом (Пиркей дераби Элиэзер 47).
Пинхас, действительно, удостоился особого долголетия, но точная продолжительность его жизни неизвестна. Его захоронение расположено рядом с могилой его отца, в горах Эфраима (Седер адорот 2892) — сегодня это территория деревни Аварта в Самарии.
От Пинхаса вышел род первосвященников, которые были духовными главами еврейского народа в период Первого Храма (IДиврей аямим 5:30-41; Ялкут Шимони, Пинхас 771; Тосафот, Зевахим 101б; Седер адорот 2811).
Согласно сокровенной устной традиции, новым воплощением души Пинхаса стал пророк Элияу (см.), который в будущем вновь возвратится на землю, чтобы возвестить о приходе Машиаха (Таргум Йонатан, Бемидбар 25:12; Раши, Бава меция 114б). В мидраше переданы слова Творца, обращенные к Пинхасу: «Ты восстановил мир между Мной и Израилем в этом мире. А в грядущем ты вновь восстановишь мир между Мной и Моими сыновьями», как написано (Малахи 3:23—24): «Вот Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Ялкут Шимони, Пинхас 771).
В Талмуде сказано, что, «если человек увидит во сне Пинхаса, то удостоится чуда» (Брахот 56б).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).