Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя молиться ангелам?

Темы: Рав Реувен Куклин, Молитва, Ангел, Имя Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, Вы не могли бы ответить на мой вопрос? Все Имена Вс-вышнего, благословен Он, это имена Его проявлений, любое — как четырехбуквенное и даже 72-буквенное — это все проявления. Сам же Творец не подвергается какому-либо определению. Так вот, это Имена Его проявлений, а кто такие ангелы? Ни больше, ни меньше проявления Творца, благословен Он! Так что ж получается, мы взываем к ангелам или, все-таки, через посредников?! Не думайте, что я идолопоклонников оправдываю, но мне в голову пришел этот вопрос и покоя не дает, в голове не ложится.

Михаэль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаэль!

Вы верно пишете обо всём, что касается Имён Всевышнего.

Однако чтобы ответ на этот основополагающий вопрос был ясен, постараюсь немного расширить его. Прошу прощения, если скажу о вещах, хорошо Вам известных.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, воспользуемся следующим примером:

Некий царь постановил, чтобы все его подданные обращались с просьбами только к нему. Подданные знают, что их царь обладает многочисленными достоинствами. Об этом они знают потому, что видели проявление этих качеств в различных ситуациях. В одной ситуации они видели проявление мудрости царя. В другой — проявление его щедрости. В третьей — его храбрость и т.д. Зная обо всех этих качествах, подданные обращались к царю, употребляя различные определения. Так, к примеру, тот, кто хотел попросить совета у царя, обращался к нему как к мудрецу, а тот, кто хотел попросить о милости, обращался к нему как к великодушному.

Несомненно, несмотря на то, что каждый из подданных, обращаясь к царю, употреблял эпитеты, необходимые именно в его ситуации, никто из них не нарушил постановления царя обращаться лишь к нему одному: ведь он обладает всеми свойствами, которые его подданные упоминают, обращаясь к нему.

Однако обращение к министрам этого царя уже будет нарушением постановления, несмотря на то, что царь сам назначил этих министров, и они полностью подчинены ему, во всём выполняют только его волю: ведь они — отдельная от царя «субстанция».

Это же можно сказать и в отношении Всевышнего, Царя вселенной. Обращаясь к Нему с различными просьбами, мы действительно называем Его разными Именами. Эти Имена обозначают Его свойства, открывшиеся нам в различных ситуациях.

В недельном разделе Шмот рассказывается: Моше спрашивает Всевышнего (Шмот 3, 13): «Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?” Что сказать мне им?». Говорит об этом мидраш (Шмот Рабба 3, 6), что так ответил Б-г Моше: «Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот), [иногда] Б-гом (Элоким), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Свои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь а-Шем…». (В отличие от царя из плоти и крови, которого можно называть только его именем, к Всевышнему мы обращаемся, только называя Его свойства, которые Он открыл в мире. Ведь всё наше «знакомство» с Всевышним — только в соответствии с тем, как Он открывает Себя в мире. Но сущность Его мы неспособны понять вообще, как сказано в книге Зоар (Тикунэй Зоар, Предисловие 17а): «Не постигается Он мыслью вообще»).

Каждое из Имён, которые мы произносим в молитве, подходит к тому виду просьбы, с которой мы обращаемся. И, хотя мы упоминаем разные Имена, обращаемся мы только к Нему Одному.

Если же кто-то обратит свою просьбу к ангелам Всевышнего, то преступит тем самым запрет молиться кому-либо, кроме Всевышнего, поскольку они лишь творения Б-га, но не сам Б-г. И это несмотря на то, что они выполняют только Его волю и подчинены Ему абсолютно. (Как сказано в Иерусалимском Талмуде 9, 1: «Если пришло к человеку несчастье, пусть не взывает ни к Михаэлю, ни к Гавриэлю, но лишь к Всевышнему»). Это было бы подобно просьбе, обращённой к царским вельможам.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как зовут Б-га?

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше