Из цикла «Тора и Психология», темы: Одиночество, Психология, Тора и психология, Страхи, Рав Ефим Свирский
Страх одиночества. Если страхи — это болезни, то страх одиночества — одна из самых распространенных. В модели «Б-га нет» по-настоящему избавиться от этой болезни нельзя. Модель сама ее создает, превращая в неизлечимую хронику. Человеку надо поделиться с кем-то своими болями и горестями. Не у каждого есть близкие люди, годящиеся для такой цели. Впрочем, все зависит от того, о каком одиночестве мы говорим. Можно оставаться наедине с самим собой, но не испытывать одиночества, а можно пребывать в людной компании, занимать ее эпицентр, но при этом умирать от тоски и оставленное. Откуда это чувство берется? Ответ: от ощущения внутренней пустоты, невозможности полностью выразить самого себя… Человеку не на что опереться внутри себя, он ищет опору снаружи. Ему нужна поддержка, кто-то, кто сказал бы: ты не одинок, я с тобой, знай, что о тебе помнят.
В модели «Б-г есть» человек не может испытывать одиночества. Он чувствует, что с ним всегда рядом его Творец. Другое дело, что Создатель никогда Себя не навязывает. Он с тобой ровно настолько, насколько ты позволяешь Ему быть рядом.
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, — но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет. На иврите это выражено словами: «Не спит и не дремлет Сторож Израиля».
Особенно остро воспринимает обе стороны этого ощущения человек, возвращающийся к Всевышнему. Поначалу трудно и непривычно сознавать, что Создатель всегда с тобой, что ты у Него на виду. Это все равно что жить наедине со своей совестью. (Некоторые люди редко встречаются со своей совестью, другие живут в постоянном и напряженном диалоге с ней.) Но, налаживая контакт с Творцом, ты начинаешь замечать, что стресс первоначального напряжения начинает ослабевать. К тебе приходит понимание, что голос критики внутри тебя — это твой. голос, а не чужой. (Обращаясь к Создателю, человек получает исключительно конструктивную информацию о том, как ему следует изменяться.) Кроме этого, ты получаешь нечто, как оказывается, тебе нужное, то, что помогает тебе, без чего ты теперь не можешь обойтись. Ты получаешь контакт со своим Создателем.
Мы говорили, что любое негативное чувство не уйдет, пока человек сознательно или подсознательно считает, что оно ему необходимо. Но зачем нужно чувство одиночества? Вот оно приходит и говорит мне: я тебе необходи мо, я тебя никогда не оставлю, я создано для того, чтобы ты знал, где кончаешься ты и начинается остальной мир. Это чувство как бы прочерчивает границу между мной и миром. Но в модели «Б-г есть» мне не нужно одиночество как граница между мной и миром. Моя сущность — это моя душа, которая не может исчезнуть, перестать существовать, она не умеет быть подавленной, ибо ей нечего бояться: Создатель хочет, чтобы она существовала. Проблема начинается, когда мое «я» не идентифицируется с моей душой. Материальное может исчезнуть, поменять форму, изменить сущность. Мое же «я», вынесенное за рамки реального «себя» (т.е. души), боится потеряться..
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей