Темы: Зоар, Каббала, Книга Царств, Пророчество, Билам, 13 принципов веры, Ангел, Рав Менахем Эпель, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, может ли быть так, что летающие тарелки — это средства передвижения для небесного воинства? Но они закрыты для глаз?
В четвертой книге Царств говорится о некой огненной колеснице, которая понесла Илию в вихре на небо. Четвёртая книга Царств 2:11: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».
Другие места: Третья книга Царств 22:19: «… я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его»; Четвёртая книга Царств 6:17: «И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея».
Также в НЗ Св. Евангелие от Иоанна 1:51: «И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Св. Евангелие от Луки, глава 2: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее». Деяния св. Апостолов, глава 7: «и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него».
Здравствуйте!
Вы затрагиваете интересную тему: возможность видения духовных объектов в нашем материальном мире. Этой теме будет посвящена основная часть ответа. Однако для того, чтобы ответ был полным, отметим сначала несколько моментов.
1) Если какое-либо утверждение не противоречит тринадцати основам веры, нет основания его отрицать. Ведь, если мы верим, что миром управляет Создатель, Который все может, отрицание каких-либо фактов без достаточных на то оснований само по себе противоречит вере.
Красивую формулировку этого принципа передают от имени раби Менахема-Мендла из Коцка. Как известно, об основателе хасидизма раби Исраэле Бааль-Шем-Тове рассказывают множество чудесных историй. Часть из них имеет реальную основу, остальные же — красивые сказки. Так вот, раби Менахем-Мендл из Коцка говорил: «Тот, кто верит во все истории о Бааль-Шем-Тове, — глупец, но тот, кто говорит, что они не могли произойти, — безбожник».
Так и в нашем случае. Ваш вопрос начинается со слов «может ли быть так…» Ответ: то, что не противоречит тринадцати основам веры, — может быть. Тем не менее, постараемся разобраться, каким образом это возможно и какова вероятность того, что это действительно так.
2) Достоверность свидетельств очевидцев об НЛО не является темой моего ответа.
Теперь перейдем к основной теме. Из каббалистических книг нам известно, что кроме этого материального мира существуют миры духовные. И ангелы обитают именно там и, соответственно, сами являются духовными сущностями. А наши материальные органы чувств способны реагировать только на материальные объекты.
Тем не менее, в Танахе описаны случаи, когда люди видели ангелов и даже общались с ними. У наших мудрецов есть этому несколько объяснений. Приведу объяснение мудрецов Каббалы, которое они получили по Традиции, передававшейся от учителя к ученику. В четкой и лаконичной форме его приводит известный знаток сокровенного учения раби Меир Габай в своей книге «Аводат а-Кодэш» (4, 28). Сначала он показывает, что общение с ангелом не является пророчеством, так как пророки получали информацию непосредственно от Всевышнего, не прибегая к помощи ангелов. Далее он говорит о человеческом восприятии ангелов. Оно бывает двух видов.
1) О первом виде мы говорим, когда Танах сообщает о «контакте» с ангелом и при этом ангел на называется «иш» — «человек». Здесь есть два уровня. ПЕРВЫЙ — это «постижение в видениях разумной души». Его удостаивается человек, достигший пророческого уровня, хотя само это видение — ниже уровня пророчества. Пример — видения Даниэля (см. Книгу Даниэля 9:21, 10:4).
ВТОРОГО, более низкого, уровня удостаивается человек, не достигший пророческого дара. Этот уровень называется «открытие глаз». Пример — слуга Элиши (Елисея) (Вы приводите эту цитату в своем вопросе). Другие примеры: Агарь (см. Берешит 16:7-13) и Билам, который в тот момент, когда видел ангела, не находился на пророческом уровне (см. Бэмидбар 22:31-35). Восприятие на обоих этих уровнях — не материальное видение.
2) О втором виде мы говорим, когда Танах называет ангелов «людьми». Примеры: «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до восхода зари» (Берешит 32:25). «И заметил его [Йосефа] человек, что вот он блуждает по полю, и спросил его человек этот, говоря: “Чего ищешь ты?”» (Берешит 37:15). В этих случаях идет речь об ангелах, которые облачаются в «воздушное тонкое тело, которое видят благочестивые и чистые душой люди».
Причем есть мнение, что благочестивые люди могут видеть таких ангелов постоянно и обычные люди тоже иногда могут их видеть (это объясняет, как грешные жители Сдома видели ангелов, которые пришли к Лоту). Раби Бахье а-Даян пишет, что после разрушения Храма это восприятие было утеряно.
Из сказанного следует, что, с одной стороны, существует принципиальная возможность видеть «небесное воинство». Но, с другой стороны, «на практике» это почти невозможно. Нужно либо обладать пророческим даром, либо получить «допуск» свыше («открытие глаз»). Третий вариант — способность людей видеть ангелов, облаченных в тело, которая после разрушения Храма, по мнению раби Бахье а-Даяна, перестала существовать. Логично предположить, что сказанное верно и в отношении средств передвижения ангелов, если они вообще нуждаются в таких средствах.
До сих пор мы говорили о возможности воспринимать («видеть») жителей духовных миров. Однако не следует забывать и о жителях нашего мира, имеющих тонкое, обычно невидимое глазу тело. А именно — о бесах. Так рав Замир Коэн в своей книге «Маапах» («Переворот»; книга переведена на русский язык, см. там стр. 59) пишет: «…вполне возможно, что современная волна свидетельств об “инопланетянах” есть не что иное, как новая редакция основательно подзабытой и объявленной антинаучной “чертовщины”». Еще он пишет, что бесы «способны намеренно являться людям именно в том облике, который на данный момент особенно “в моде”, например, в виде “гостей из космоса”, изображенных в фантастических рассказах и фильмах». Далее он цитирует книгу Зоар, где сказано, что существует целая система обитаемых миров, жители которых иногда встречались еврейским мудрецам.
Подведем итог: увидеть в нашем мире ангелов — маловероятно, намного больше шансов увидеть чертей. Да будет воля Творца, чтобы в наши дни был отстроен Храм и мы удостоились увидеть небесные воинства, служащие Всевышнему и прославляющие Его.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Гади Поллак
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Ашер Кушнир
Рав Хаим Бурштейн
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму
Рав Моше Абрамович
Что за просьбы о помощи к нечистому?
Рав Элазар Нездатный,
из цикла «Книга Млахим»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его