Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души?

Темы: Философия, Душа, Каббала, Мистика, Раби Хаим Виталь, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте. Есть ли в еврейской философии или мистике упоминание о форме души? Допустим, у Якоба Бёме можно прочитать: «Из этого можно ясно видеть, какой образ имеет душа, а именно шаровидный и круглый, наподобие Ока Божия, через которое проходит Крест, разделяя его на две части, как бы на два ока, которые стоят друг против друга…» Я встречал в еврейской философии только упоминание о частях души, как они взаимодействуют, но про форму ничего не нашёл, хотя было подозрение, что Бёме (христианский мистик) опирался на Каббалу.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Прежде, чем говорить о форме души, надо разобраться, в чем вообще заключается смысл материальных характеристик в приложении к духовным сущностям.

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала отметим, что, когда мы хотим говорить о явлениях в духовном мире, мы сталкиваемся с большой проблемой. Наш язык состоит из слов, которые описывают этот, материальный мир. И как таким языком описать духовные явления? Решение проблемы — использовать слова, описывающие материю, но понимать их не буквально. Пример этому, который часто приводится в книгах, — слова царя Давида (Тэилим 102:7): «Стал я похож на пеликана пустынного …» Понятно, что у Давида не выросли клюв и крылья. В чем же он «похож» на пеликана? Эта птица живет одна в пустыне, ее крик похож на плач. Так и Давид — одинок и с горечью взывает к Всевышнему. Вернемся к приведенному Вами примеру. Теперь нам легче будет понять, что «шарообразность» пространства, которое «как бы» свободно от Творца, означает: как все точки на поверхности шара равно удалены от центра, так и миры этого пространства будут получать Б-жественный свет в равной мере.

Это очень важно помнить при чтении любых текстов, описывающих духовные реалии. Так как иначе можно легко прийти к материализации духовности. А это уже искажение, «ересь». Поэтому практически все книги по Каббале для начинающих уделяют большое внимание прояснению этого момента.

Теперь по существу Вашего вопроса. Описаний, подобных тому, которое Вы привели, я не встречал. Действительно, обычно говорят о частях души и их взаимодействии. Единственное упоминание о форме души я нашел у раби Хаима Виталя в его книге «Врата святости». Он пишет: подобно тому, как портной шьет одежду, повторяя форму тела, так и тело, являясь одеянием души, повторяет его форму. То есть, подобно телу, состоящему из 248 органов и 365 вен и сухожилий, душа состоит из 248 духовных органов и 365 духовных вен и сухожилий. Кроме того, вероятно, в свете сказанного выше, можно предположить, что каббалистические книги не говорили о форме души, так как не было надобности уподоблять душу чему-либо, чтобы достичь понимания этих книг. Т. е., можно было обойтись без уподоблений

В заключение считаю своим долгом добавить, что Тора и слова мудрецов Талмуда истинны, слова мудрецов более поздних поколений прошли проверку в многочисленных дискуссиях, а если есть разногласия, то они известны. Таким образом, изучая еврейские традиционные источники, Вы точно идете верной дорогой. А что касается других источников, этого никто обещать не может. Если Вы интересуетесь философией с целью построить свое мировоззрение, мой Вам совет использовать проверенные «стройматериалы».

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Как относится иудаизм к Каббале?

Рав Реувен Куклин

Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Рав Менахем Эпель

Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше