Жить в Израиле — это мицва?22 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав Бенцион, что говорят первоисточники в иудаизме о стремлении евреев вернуться на историческую Родину? Должен ли еврей ставить перед собой задачу вернуться на землю Обетованную? И как это возвращение оценивается Б-гом? Является ли такой поступок мицвой? Спасибо. Эдуард Резников, Мигдаль а-Эмек, Израиль Читать дальше |
|
«Не вари козленка в молоке матери его» — очень непонятный закон…13 июня 2017 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте! Уважаемый раввин, в главе Ки тиса, когда Моше поднимается на гору Синай после греха золотого тельца, Всевышний дает ему заповеди о праздниках и следом — закон «Не вари козленка в молоке матери его». Если это диетарный закон, то почему он не дается вместе с законами о кашерной пище, а приводится после заповеди о праздниках? И почему именно козленка, и почему в молоке его матери, как будто в молоке не его матери варить можно? Может, здесь какой-то глубокий смысл? Очень непонятный закон. Если можно, разъясните поподробнее. Заранее благодарю, С. Читать дальше |
|
Правда ли, что существует заповедь написать свой собственный свиток Торы?23 марта 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Видел у Вас на сайте, что скоро будет внесение Сефер Тора в йешиву «Толдот Йешурун». В связи с этим возник вопрос: правда ли, что существует заповедь написать свой собственный Свиток Торы, и как ее выполнить, если я не сойфер? Читать дальше |
|
За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?24 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! У меня возник следующий вопрос. В литературе часто упоминается, что есть определенные добрые поступки, за которые по закону положено воздаяние в этом мире, а есть такие, за которые воздаяние возможно только в ином мире. Так же и злые поступки — за одни кара уже при жизни, за другие — только после смерти. Но какие именно поступки принадлежат к каждой из категорий? Огромное спасибо за ответ! Читать дальше |
|
Количество заповедей — 613 — придумано раввинами?27 ноября 2016 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Количество заповедей — 613 — придумано раввинами (т.к. Тора не упоминает количество 613)? Александр Читать дальше |
|
Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Если прожить эту жизнь по пирамиде Маслоу, избегая дурных поступков, можно Тору и не открывать?27 июля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Родственник-еврей утверждает, что, если эту жизнь прожить по пирамиде Маслоу, при этом на каждой ступени избегая йецер а-ра (прелюбодеяния, зависти, стремления к славе), прожить лишь положительными силами (добро и справедливость), в духовном и душевном плане можно оказаться на высоком уровне, как в этой жизни, так и в раю, при этом ни разу не открыв Тору. Вопрос: кем Творец будет более доволен: евреем, прожившим жизнь по пирамиде Маслоу (семья, статус + благотворительность), или религиозным евреем, прожившим свою жизнь молитвами у А-Котель и изучением Торы (не имевшим семьи и добрых дел в этом мире по отношению к окружающим)? Алия Читать дальше |
|
А что, по Торе надо уважать не только родителей, но и старшего брата тоже?23 мая 2016 года, отвечает Рав Яков Шуб Подскажите, пожалуйста, а что — по Торе надо уважать старшего брата тоже? Михаэль Читать дальше |
|
Я принял гиюр сразу после бар-мицвы. Ничего не соблюдаю. Какая участь ждет меня в будущем мире?14 апреля 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. Я приехал в Израиль в 91-ом году с отцом. Моя мама русская. Она осталась в России с моей сестрой. Отец меня отдал учиться в «ешива ктана» и сразу после бар-мицвы я принял гиюр. Прошёл суд в рабануте (раввинате), сделал брит (обрезание), микве — всё как положено. Через несколько лет приехала моя мама. Меня забрали из ешивы. Дали светское образование. Я закончил армию. Открыл бизнес. Вёл нееврейский образ жизни. Ничего не соблюдал. Единственное, я говорил «Шма» перед сном. Всё время меня интересует вопрос: какая участь меня ждёт в грядущем мире? Как нееврея-праведника, соблюдающего 7 мицвот бней Ноах, ибо я считаюсь неевреем? Или как еврея-апикойреса (оставившего веру и позорящего Тору), так как союз был заключён, но со своей стороны я его не выполнил? Спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Почему нельзя отметить бар-мицву как обычный детский день рождения?23 февраля 2016 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шалом, уважаемые раввины! Мы готовимся к радостному событию: нашему сыну скоро 13 лет, бар-мицва. Мы хотели отметить это обычно, как детский день рождения — чай с пирогом или пицца в кругу семьи. Но наш раввин говорит, что этого мало, нужно устроить трапезу, приглашать гостей и т.д. Не могли бы Вы пояснить, каковы источники такого отношения и насколько это обязательно? Заранее спасибо, Я.М. Читать дальше |
|
Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?29 декабря 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемые раввины. Среди некошерных продуктов, которые любят есть многие нерелигиозные евреи, — свинина и креветки. Мне известно, что запреты Торы бывают двух видов. Те, что понятны любому человеку (например, запрет интимных связей с близкими родственниками), и мистические, не поддающиеся логическому объяснению (например, закон о красной корове). Вопрос. К какой категории законов можно отнести запреты на некошерную пищу? Есть ли в современной медицине и диетологии указания на то, что есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни? С уважением, Савелий Читать дальше |
|
Человеку суждено стать Б-гом!27 октября 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте дорогой Рав Ашер Кушнир! 1) соблюдать заповеди по моему мнению надо в духовном, так как когда исполняешь заповеди в материальном мире то не ощущаешь света заповеди, давайте договоримся заповедь = духовное действие в духовном мире. 2) я ощущаю свет только в тех случаях когда думаю в намерении ради Творца, соответственно, то что это было — было ради Творца так как по определению каббалы иначе невозможно получить свет ради себя из — за распространяющегося закона цимцум алеф. Кроме того что я могу сделать для Творца ? Исполнять Его заповеди только этого мало ! Я выразил любовь по отношению к Нему — как чистое отношение к Нему, без облачений (заповедей). При ощущении любви наше я буквально взрывается от света, иначе говоря излучает свет — это правда ! 3) Обещания Грядущего Мира для меня совершенно не достаточно — мне хочется ощутить Грядущий Мир (наслаждения, мудрость и т. п.) здесь в этом мире ибо иначе не стоит жить в этом мире, просто нет для чего жить — учить каббалу = альтруизм — есть для меня необходимость. 4) В последнее время я начал ходить по вашему совету на уроки Талмуда и там я догадываюсь о смысле того о чём идёт речь (в духовном смысле), но опять таки без ощущения духовного мира это всего лишь догадки, а не точные ощущения. 5) После любви к Творцу действительно ничего более высшего нет ни в этом мире, ни в высших духовных мирах. После любви к Творцу должен наступить следующий мир, который будет преследовать другие цели, не те цели которые запрограммированны в этом мире, то есть в следующем мире должна быть цель отличная от цели этого мира — »насладить Творения«, как я могу только догадываться человеку суждено стать Б — гом создать свой мир и наслаждать его или что то в этом духе, либо стать полностью равным Творцу ибо наш развитый эгоизм не позволяет быть меньше чем Творец, наш альтруизм хочет добраться до такого же величия как у Творца и отдавать и отдавать кому угодно, лишь бы восприняли мудрость. Дорогие раввины ! Мир сегодня изменился, мир не желает заученных истин, не желает он и вони застоявшейся воды, мир сегодня алчет постижения себя как индивидума, мир желает постичь — каждый человек чтоб познал своего Творца. Сегодня та истина которую даёт учитель это всего лишь его истина, а я желаю свою Истину, ту которая придёт из моего индивидуального постижения, учитель мог бы помочь на первом этапе, но дальше человек должен карабкаться сам — на едине с Творцом. Сегодня нам нужно чтоб каждый стал самостоятельным Человеком с большой буквы, у которого был бы свой Путь. Насколько я понимаю постижение Творца можно почерпнуть только из Каббалы, так почему же есть мало интернет сайтов с уроками Каббалы, надо наполнять нас знанием Творца, но его — этого знания нет. Дефицит каббалистов, которые ещё почему то не подпускают к себе, а народ стонет, вот вот родит, а вы всё держитесь за старое, расскройте нам мудрость Торы. Дайте ответ на наши духовные запросы, мы не желаем традиции, мы желаем Живого духовного учения! С уважением, Меир Аhава Holon, Israel Читать дальше |
|
Почему недостаточно просто любить Творца всем сердцем?2 октября 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый рав! Почему недостаточно любить Творца всем сердцем, зачем нужны заповеди и изучение Торы? Борис Читать дальше |
|
Человек ехал сделать обрезание и умер по дороге... Чему нас учит этот случай?24 августа 2015 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Зильбер упоминает в своей книге моэля — рава Шломо Бокова, который ехал, чтобы сделатъ брис (обрезание), и умер по дороге. Что Рав Зильбер хочет этим сказать? — Еврей, больной, едет сделать мицву, и его лишают её? Что можно отсюда выучить? В. Читать дальше |
|
Что нужно делать, чтобы прожить дольше?18 августа 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Слышал, что в иудаизме есть ответ на все. А что нужно делать, чтобы прожить дольше? Я. Читать дальше |
|
Когда заповедь «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной?17 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Что значит выполнить заповедь плодитесь и размножайтесь? Читать дальше |
|
Сказано ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?11 августа 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, много слышала о том, какое больше внимание уделяется в Иудаизме семейной жизни. А говорится ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться? Читать дальше |
|
Является ли общественная молитва ЗАПОВЕДЬЮ?11 февраля 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Хочу спросить: является ли общественная молитва заповедью (спрашиваю от имени мужчины, соответственно, является ли общественная молитва именно ЗАПОВЕДЬЮ)? Спасибо! Л. Читать дальше |
|
«Кицур Шулхан Арух» нарушает общепринятые человеческие нормы?16 января 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир … ваш «Кицур Шулхан Арух» переполнен расовой, национальной и религиозной нетерпимостью, шовинистическими, нарушающими общепринятые человеческие нормы законами … к примеру, в главе 187 «Законы потерь и находок» говорится, что делать, если находка принадлежит еврею. При той детальности, с которой расписана вся жизнь еврея, странно, что ничего не говорится о том, что делать, если находка принадлежит нееврею. Можно только догадываться… Читать дальше |
|
Как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь»?6 января 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Уважаемые Равы! Пожалуйста, разъясните, как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь». Я думаю, что если у нас с мужем двое детей, то мы как бы выполняем только половину заповеди, ведь двое вместо двоих, а чтобы умножить, надо было родить хотя бы троих? Н. Читать дальше |
|
Не движемся с женой в одном темпе12 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные? Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Какой закон нарушил Каин? Ведь в то время не было запрета убивать?7 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой закон нарушил Каин? Почему он считался убийцей? (Ведь не было в то время закона НЕ УБИЙ или каких-то других запретов). Исраэль Читать дальше |
|
Почему «ортодоксы» не ищут компромисса?15 июня 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мне кажется, что позиция ортодоксов по многим вопросам очень фанатична. Не лучше ли бы было искать путь сотрудничества и компромисса. Ведь гибкость позволяет жить в мире, а вы своим упрямством порождаете много ненависти к себе, ненужных споров. Погибче, друзья, без излишнего фанатизма. Читать дальше |
|
Почему всегда нужно уважать отца?28 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Почему всегда нужно уважать отца? Пример — у мужчины и женщины была близость, сразу после который мужчина покинул женщину. А женщина осталась с плодом. За что же тут уважать? За то, что мужчина скрылся, как только получил удовольствие?? Читать дальше |
|
Как выполнить мицву всем сердцем?10 ноября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не пойму, как надо выполнять мицвот, к примеру, я накладываю тфиллин. Ну, наложил и сказал благословение, и это все? Читать дальше |
|
Почему вы живёте по законам средних веков?15 сентября 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Недавно я вычитал, что религиозные евреи живут по законам, написанным в книге Шулхан Арух. Насколько я знаю, она была написана 500 лет назад. Не пойму, как вы можете сейчас, в XXI веке, жить по устаревшим законам средних веков и не учитываете современные изменения в жизни? Как это вам не надоедает? Читать дальше |
|
У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен...11 сентября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, квод ха-рабаним. Я получаю ежедневно Илхот шабат («Законы субботы») по почте. В сегодняшнем разделе была тема пикуах нефеш (опасность для жизни) в шабат. Были приведены слова из Рамбама, которые он приводит на тему некама (месть), процитирую: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». Совсем недавно столкнулся (в принципе, это не в первый раз, что слышал о таких проблемах) с проблемой у молодой женщины, у которой муж попал в автокатастрофу и находится уже несколько лет в состоянии комы. Врачи оценивают ситуацию, что в такой ситуации он хоть и может находиться годы, но не очнется никогда. Все ее попытки каким-либо образом получить статус свободной женщины не увенчались успехом. И в принципе понятно, по какому Закону Торы. Ситуаций, когда женщина может оказаться в подобной ситуации огромное множество. То, что не понятно мне: как осуществляется здесь принцип указанный выше из Рамбама? Тем более, мы прекрасно знаем о значимости цельной семейной жизни в жизни человека и женщины в частности. Знаем о важности мицват она (заповеди об интимных отношениях в браке) и понимаем, естественно, что такая ситуация ставит человека перед испытанием не упасть действительно, не выдержав испытание… Тем не менее, для мужчины в такой ситуации есть все же некий выход, усложненный постановлением, срок которого, как я понимаю, истек, что отдельная тема, которую не стоит, наверно, вносить в рамки этого вопроса. А вот для женщины такого выхода нет! Хотелось бы понять ситуацию и разрешить возникшее в моих глазах противоречие. Заранее благодарен за ответ. Зеев Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
От того, что какой-то раввин скажет, моя душа попадет в ад или в рай?11 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?8 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов? Читать дальше |
|
Можно ли убивать мух?16 июня 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер У нас с дочкой сплошные разногласия практически по любым вопросам. Она считает себя настоящей религиозной еврейской женщиной и трактует, на наш взгляд, абсолютно абсурдно многие заповеди. Так, она счиает, что «не убий» относится и к таким существам, как моль, комар, а также любой гнус, так как это тоже творенья Божьи. И если кто-то из нас, её родителей, прихлопнет моль, поднимается жуткий скандал. Помогите разобраться, ко всем ли твореньям Божьим относится заповедь «не убий». Нам кажется, что это относится только к нам, людям. Но, может быть, мы ошибаемся, а она права. Заранее благодарны за Ваш ответ, который как-то разрядит эту ситуацию. Н. Читать дальше |
|
Что мог знать Моше о законах Творца до выхода из Египта и Синайского Откровения?28 февраля 2013 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Многоуважаемый Рав! Мой вопрос: что и от кого мог знать Моше о Законах Творца до выхода народа из Египта и Синайского Откровения? С уважением, Шимон Читать дальше |
|
Как выполнение заповедей влияет на физическое здоровье человека?24 января 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Выполнение каких заповедей влияет на физическое здоровье человека? Дмитрий Читать дальше |
|
Почему нельзя отменить устаревшие законы?16 января 2013 года, отвечает Рав Моше Пантелят Непонятно, почему нельзя отменить гзерот в наше время? Читать дальше |
|
Народ Израиля исполнял заповеди людей больше, чем заповеди Б-га?10 июля 2012 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый Рав Бен-Цион Зильбер! Песах самеах! Помогите, пожалуйста, понять. Йешайа (29:13—14) говорит: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной ЗАПОВЕДЬЮ ЛЮДЕЙ, поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и ПРОПАДЁТ МУДРОСТЬ мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Из этих слов я читаю, что народ Израиля больше благоговел, а значит и исполнял заповеди ЛЮДЕЙ, а не заповеди Б-жии, раз Всевышний говорит, что это не Его заповеди, а людские? Вопрос такой: КАКИЕ КОНКРЕТНО заповеди людей (т.е., наверное, мудрецов, ведь только мудрецы дают новые заповеди) стали благоговением пред Б-гом? И, соответственно, о КАКИХ МУДРЕЦАХ говорит Всевышний (?), которых народ Израиля признаёт за мудрецов (дающих заповеди людские, свои), но в глазах Всевышнего они — как потерявшие разум? C уважением, Михаил Читать дальше |
|
Что значит «не произносить имя Творца напрасно»?17 июня 2012 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом, уважаемый раввин. Объясните, как объяснить человеку (религиозному), что значит не произносить имя Творца напрасно? 1. Как это, и что означает, что произнес (т.е. нарушил закон)? 2. Что будет за напрасное произнесение, и что не будет (последствия, награда)? 3. Есть ли примеры в Торе, Танахе, кто это делал и что из этого получилось. Спасибо. С. Читать дальше |
|
Я познал Каббалу, что делать дальше!?29 апреля 2012 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я изучаю каббалу уже лет 5 как, в духовный мир я не вышел, но когда думаю альтруистически в голове проходит свет, так вот недавно я сначала испытал любовь ко всему Миру, а затем и персонально к Б-гу, свет наполнил почти всё тело, и как-будто душа стала излучать свет на какое то время. После этого я вдруг осознал что мне некуда больше идти и я осознал Самое Большое Что Есть = ЛЮБОВЬ = Б-г, и я не знаю что делать дальше? Всё остальное по сравнению с ЛЮБОВЬЮ кажется настолько мелким, короче проблема. Что делать??? Меир Аhава Холон, Израиль Читать дальше |
|
Старец не развьючивает осла своего врага?15 марта 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день, вопрос по главе Мишпотим, гл. 23 ст. 5: «Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Вопрос о комментарии Раши на слово «развьючь» — азов тазов имо. Раши пишет: Здесь это слово означает «помогать», как в стихе «…и раскается Он (в решении) о рабах своих, когда Он увидит, что ослабела рука их и нет ни заключенного, ни вольного (вэ-эфес ацур вэ-азув)» (Речи 32, 36). И также «ва-йаазву — и укрепили Йерушалаим до стены» (Нехемия 3,8) — заполнили землей, чтобы укрепить и упрочить стену. (Что касается слова ки — «если увидишь осла и т.д.», то) подобное (употребление находим в стихе) «Если скажешь в сердце твоем: Числом эти народы больше меня и т.д.» (Речи 7, 17—18) — «Быть может, ты скажешь так?» Это вопрос. — «Не бойся их, (и не говори так)». А наши мудрецы давали слову азов hалахическое толкование: «Если увидишь (осла врага твоего)… откажешь» — в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь. Каким образом? (Если это) старец и недостойно его (развьючивать осла) — откажешь. Или если животное принадлежит иноверцу, а поклажа принадлежит Исраэли — откажешь (Мехильта). Почему про старца сказано откажешь? Может, поможешь? Н. Читать дальше |
|
Как не возгордиться, выполняя заповеди?14 марта 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Когда стараешься прилежно исполнять мицвот, то возникает чувство, что вот какой я молодец, как хорошо угождаю Всевышнему, что, возможно, благодаря и моим молитвам идёт дождь и существует мир. Вопрос такой: как не возгордиться, когда удаётся много финансировать деятельность по распространению Торы, как не тщеславиться, когда хвалят и почитают, как не возмутиться праведным гневом, когда несправедливо ругают и оскорбляют, как справиться с ревностью и обидою, когда жена предпочитает общаться со своими подругами, а не со мной? Заповедь не желать ничего, что есть у моих ближних — помогает не завидовать, запрет на лашон а-ра (злословие) — удерживает от осуждения. А что может помочь не гордиться и не тщеславиться, что — не обижаться, что — сдерживать праведный гнев или вообще не гневаться? Какие критерии или заповеди? С уважением, Михаил Читать дальше |