Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «не произносить имя Творца напрасно»?

Темы: Запреты, Заповеди, Яков Шуб, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Объясните, как объяснить человеку (религиозному), что значит не произносить имя Творца напрасно? 1. Как это, и что означает, что произнес (т.е. нарушил закон)? 2. Что будет за напрасное произнесение, и что не будет (последствия, награда)? 3. Есть ли примеры в Торе, Танахе, кто это делал и что из этого получилось. Спасибо. С.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый С.,

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Существует запрет из Торы произносить имя Вс-вышнего понапрасну. Предостережение об этом — в книге Дварим (6:13): «Г-спода, Б-га твоего, бойся…», т.к. данный запрет относиться к сфере богобоязненности человека (Мишна Брура 215:20). Имя Вс-вышнего запрещено произносить понапрасну не только на иврите, но и на других языках (Мишна Брура 215:19).

Кроме того, существует запрет произносить благословения, в которых нет необходимости. Некоторые ришоним (ранние комментаторы) считают, что это является запретом из Торы. Основание для этого запрета — в Торе, в книге Шмот (20:6): «Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту…». Однако многие полагают, что запрет произносить благословения, в которых нет необходимости, является запретом мудрецов, поскольку Тора запретила только совершенно напрасное произнесение Имени, в данном же случае оно используется для восхваления Вс-вышнего, просто употреблено не к месту.

Этот запрет достаточно строгий, поэтому в любом случае, когда существует сомнение, произносить то или иное благословение или нет (кроме благословения после еды, когда человек насытится), принято «облегчать» закон и не произносить благословение вообще (Рамбам 11:15, Мишна Брура 215:20).

Если человек ошибся и произнес благословение без надобности, он должен сразу же сказать: Барух шем квод малхуто лэ-олам ва-эд («Благословенно Имя царства Его во веки веков»), как бы исправляя свою ошибку (Шулхан Арух 206:6).

В заключение приведем рассказ из книги Хаей Адам (5:1). Интересно, что эта книга является классическим сборником еврейских законов и это практически единственный рассказ, который приведен в ней. Отсюда можно сделать вывод о том, насколько строг запрет произносить имя Вс-вышнего понапрасну.

Когда скончался один большой праведник, в Небесном суде послышался голос: «Освободите место этому праведнику». Его встретили с величайшим почетом, вручили ему Свиток Торы и спросили:

— Выполнил ли ты то, что здесь написано?

— Да, — ответил он.

— Кто может быть свидетелем, что ты выполнял те заповеди, которые в ней записаны?

Вдруг появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем перед ним положили Шулхан Арух и спросили:

— Выполнял ли ты законы Устной Торы?

И снова появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем его спросили:

— Не произносил ли ты Имя Вс-вышнего понапрасну?

Он промолчал в ответ. Спросили:

— Есть ли свидетели по данному вопросу?

Вдруг появилось множество ангелов смерти, одетых в черные одежды. Каждый из них говорил, что был создан в такой-то день, когда этот человек произнес имя Вс-вышнего понапрасну.

Все члены Небесного суда разорвали свои одежды и вынесли ему страшный приговор: либо спуститься в Геином, либо вернуться на Землю в другой жизни (гильгуль).

Он выбрал Геином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его