Темы: Заповеди, Муж и Жена, Беременность и роды, Предохранение от беременности, Мендель Агранович, Плодитесь и размножайтесь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Равы! Пожалуйста, разъясните, как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь». Я думаю, что если у нас с мужем двое детей, то мы как бы выполняем только половину заповеди, ведь двое вместо двоих, а чтобы умножить, надо было родить хотя бы троих? Н.
Уважаемая Н.,
Ваша мысль очень верная. Давайте обратимся к нашим книгам и найдем ее источник.
В Талмуде, трактат Йевамот (62), сообщается о дискуссии между Бейт Шамай (школой Шамая) и Бейт Гилель (школой Гилеля) о том, сколько детей нужно произвести на свет, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». Бейт Шамай считает, что двоих сыновей, а Бейт Гилель — мальчика и девочку. Закон принят в соответствии с мнением Бейт Гилеля. То есть пара, имеющая двух разнополых детей, считается выполнившей заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но Талмуд приводит еще один закон, который основывается на высказывании царя Шломо (Соломона) в книге Коэлет (Экклезиаст): «С утра сей семя свое и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (11, 6). Отсюда следует, что есть смысл продолжать приводить детей в мир всегда, пока есть такая возможность.
То есть минимальная обязанность для здоровой пары — родить по крайней мере двух разнополых детей. При этом обязанность выполнения заповеди лежит на мужчине. Заповедь выполняется им, если оба его ребенка способны привести потомство.
Итак, мы находим в книге Коэлет, у мудрейшего из людей — царя Шломо — Вашу мысль: хорошо и важно иметь как можно больше детей, чтобы иметь возможность воспитать как можно больше достойных людей.
Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Мошиах бен-Давид не придет, пока не придут в мир все те души, которые Всевышний запланировал привести. И пока они не выполнят то, что должны. То есть, Вы правы — чем больше детей, тем лучше. С рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.
Но, как у всего в Торе, у каждого закона есть свой вес. Для того, чтобы выполнить закон Торы (2 разнополых ребенка), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно.
Для того, чтобы освободить пару от выполнения этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа, которое не позволяет продолжать деторождение. (Речь может идти как о физическом состоянии, так и о психическом). Если же речь идет о втором и третьем законе (см. выше), граница чуть более гибкая. Так как у пары уже есть двое разнополых детей, они могут сделать перерыв, если их аргументы будут оценены как достаточно сильные компетентным раввином, с которым они советуются. Нужно всегда помнить, что этот вопрос — как и когда делать перерыв в деторождении — является одним из самых тонких, здесь невозможно дать общих рекомендаций, т.к. необходимо знать состояние каждой конкретной пары.
Очевидно, что в рамках нашего обзорного ответа невозможно показать все нюансы, которые принимает во внимание компетентный раввин. Перечислим только некоторые из них для наглядности:
1. Физиологическое состояние женщины после последних родов — самый важный фактор. Очевидно, что женщина должна успеть восстановиться, т.к. если этого не произошло, следующий ребенок будет слабее. И старшие дети будут чувствовать отсутствие силы у матери.
2. Психологическое состояние матери.
3. Физиологическое и психологическое состояние отца.
4. Особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей. Учитывается и способность родителей дать внимание, доброту, ласку всем детям.
5. Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире мнение о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково «мнение» Всевышнего и Его Торы, переданное по Традиции нашими мудрецами. Всевышний посылает ребенка «так, что хлеб в руке его». То есть Всевышний обязуется послать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Всевышний, выделяя нам заработок. То есть нужно четко знать, что из-за нового ребенка денег меньше у нас не станет. Этот фактор — рождение младенца — может повлиять на наш материальный достаток только положительно. Если мы этого не видим, значит, либо не хватает нашего зрения, либо нам послано испытание за какие-либо другие поступки. А, вполне возможно, это одна из наших общих задач на всю жизнь.
Нужно знать, что о заповеди «плодитесь и размножайтесь» Талмуд в трактате Бава Батра говорит: это великая заповедь и только ради нее уже стоило создать весь этот мир. Выполняя ее, мы становимся как бы «коллегами» Всевышнего, населяя этот мир, делая его «обитаемым». Это относится ко всем потомкам Ноаха.
Важно отметить: существует несколько условий, необходимых для выполнения этой заповеди, каждое из которых требует отдельной статьи. Эти условия:
1. Подходящий партнер.
2. Любовь между супругами, в частности, в момент зачатия. Это очень важное условие. Чтобы у детей было больше шансов стать достойными людьми, близость должна происходить с максимальной любовью и единением.
3. Всевышний гарантирует Свое присутствие в браке, если соблюдаются два первых условия, а также все требования закона: чистота семейной жизни, законы интимных отношений.
Все это требует и заслуживает изучения.
P.S. Все, что сказано в этой статье, не относится к людям с психическими отклонениями. Их обязанности требуют отдельного и детального рассмотрения.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Мирьям Климовская
На кого возложена заповедь «плодитесь и размножайтесь»?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Кого мы жалеем? Тех, кто «жизни не видит»? Или кого-то другого?
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Мендель Агранович
Лея Трахтенберг
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Бенцион Зильбер
Кто обязан плодиться и размножаться?
Рав Бенцион Зильбер
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его