Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя отменить устаревшие законы?

Темы: Заповеди, Моше Пантелят, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Непонятно, почему нельзя отменить гзерот в наше время?

Отвечает рав Моше Пантелят

Действительно, согласно одному из принципов Торы, решения прежних поколений не всегда обязывают последующие. Стоит открыть сборник законов, собранных Рамбамом (см. Илхот Мамрим 2), как сразу убеждаемся, что решение раввинского суда (бейт-дин), касающееся толкования закона Торы (мидеорайта), может быть изменено любым бейт-дином в последующих поколениях. Однако решение, которое касается постановления мудрецов (миде­раба­нан), может быть изменено, но уже только бейт-дином, превосходящим предыдущий по числу членов и по их мудрости (Что само по себе сложно, потому что мудрость Торы «тает» на глазах от поколения к поколению).

Теперь к Вашему вопросу о гзерот (так называемых «оград вокруг закона Торы»). Условия, на которых мудрецы принимали гзерот, таковы: если они не распространились в народе, их отменяли, но если они в свое время широко распространились, то их никто и никогда не сможет отменить. Даже если эти гзерот покажутся неактуальными в каком-то поколении. Таков их юридический статус.

Нечто подобное можно встретить и в современном законодательстве: некоторые законы может отменить любая сессия законодательного собрания, а другие могут быть аннулированы только большинством в 2/3 или 3/4 голосов, и т.п.

Стоит прибавить еще одно соображение. Мудрецы не всегда объявляли причины принятых ими гзерот (чтобы люди, считающие себя умниками, не стали утверждать, что опасение, высказанное мудрецами-перестраховщиками нереально, поэтому необязательно соблюдать данную «ограду»). В ряде случаев обнародовалась только одна причина, а дополнительные оставались скрытыми (тому есть примеры в Талмуде). Поэтому, хотя объявленная в свое время причина становится иногда неактуальной, остаются другие причины, не раскрытые в свое время и неизвестные нам сегодня.

С уважаением, рав Моше Понтелят.

Читайте: Обязанность соблюдать законы, разработанные мудрецами

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его