Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правда ли, что существует заповедь написать свой собственный свиток Торы?

Темы: Свиток Торы, Заповеди, Синагога, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Видел у Вас на сайте, что скоро будет внесение Сефер Тора в йешиву «Толдот Йешурун». В связи с этим возник вопрос: правда ли, что существует заповедь написать свой собственный Свиток Торы, и как ее выполнить, если я не сойфер?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы правы, внесение свитка Торы в йешиву — это наша общая радость. Поэтому давайте попробуем разобрать некоторые вопросы, связанные с этой заповедью.

Источник

Сказано в Торе (Дварим 31:19): «И напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста их, чтобы была песнь эта Мне свидетельством среди сынов Израиля». Мудрецы, благословенна их память, сделали отсюда вывод: существует особая заповедь — написать свой собственный свиток Торы (Санедрин 21 б).

Смысл заповеди

Поскольку человек обычно выполняет только те обязанности, к выполнению которых он подготовлен, Всевышний повелел, чтобы у каждого человека «под рукой» был собственный свиток Торы, что даст ему возможность постоянно изучать Тору и научит страху перед Небесами (Сефер а-Хинух 613).

Кроме того, с написанием Сефер Тора увеличивается святость в этом мире (раби Элиэзер Дойч, респонс При а-Садэ 2:42).

Значение этой заповеди

В Талмуде (Менахот 30а) сказано: тот, кто выполняет эту заповедь, — как будто получает Тору на горе Синай.

Хатам Софер (Драшот, ч. 2, стр. 273) объясняет это высказывание мудрецов следующим образом. Известно, что существует заповедь рассказывать потомкам о получении Торы на горе Синай (Дварим 4:9-10), чтобы слова Торы запечатлелись в их сердце навечно. Поэтому тот, кто прилагает усилия, чтобы написать Сефер Тора, а затем устраивает церемонию внесения Свитка и делает это так, чтобы было известно всем, создает для потомков своего рода «напоминание». Они будут вспоминать это событие и говорить о нем, и благодаря этому слова Торы останутся в их сердцах.

Другое объяснение этого высказывания приводится в книге Маргалийот а-Шас. Там сказано, что общая радость и веселье при внесении свитка Торы связаны не только с тем, что теперь у нас есть еще один Сефер Тора, но и с тем, что при его написании мы копируем уже существующий свиток, а тот, в свою очередь, является копией предыдущего и т.д, то есть, в конечном счете, копией того свитка, который Моше Рабейну получил на горе Синай. Таким образом, мы радуемся, что из поколения в поколение нам удается без искажений передавать Тору, полученную от Самого Всевышнего.

Кроме того, заповедь написать Свиток — последняя упомянутая в Торе. Как известно, если в выполнении заповеди участвовали несколько человек, считается, что она выполнена тем, кто ее завершил. Поэтому тот, кто выполняет последнюю заповедь, считается выполнившим и все предыдущие (респонс При а-Садэ 2:42).

Заповедь написать Сефер Тора в наше время

Рош говорит: в наше время разрешено записывать Устную Тору и, кроме того, обычно Сэфер Тора отдают в синагогу, а не держат дома, поэтому заповедью является написание (покупка) других книг, например, Хумаша, Мишны, Геморы или других, необходимых человеку для учебы.

Существует спор о том, как понимать слова Роша. По мнению автора Бейс Йосефа, Рош хочет расширить рамки заповеди и говорит, что в наше время, кроме обязанности написать Сефер Тора, существует также обязанность написать (купить) другие книги, необходимые для учебы. При этом заповедь написать Свиток остается неизменной. С этим согласны авторы комментариев Магид Мишнэ, Левуш, Бах, Таз и Виленский Гаон.

Однако авторы комментариев Приша и Шах считают, что Рош имел в виду следующее: в наше время нет заповеди писать сам Свиток, заповедью является написание других книг, поскольку именно с их помощью, в основном, сегодня изучают Тору.

В наше время обычно полагаются на первое мнение и говорят: заповедь — и написание Сефер Тора, и написание (покупка) других книг.

Полное и неполное написание

Респонс Шаагат Арье (36; автор — рав Арье-Лейб Гинзбург) говорит, что в наше время невозможно выполнить заповедь написания Свитка, т.к. у нас нет точной информации о том, как пишутся некоторые слова в Торе — в их полной и неполной форме (см. Кидушин 30а). А поскольку Свиток, в котором отсутствует хотя бы одна буква, не является кошерным, то и заповедь не считается выполненной.

Однако многие галахические авторитеты оспаривают это мнение и говорят: сегодня у нас есть установленная галаха о том, как писать каждое слово в его полной или неполной форме, поэтому каждый кошерный Свиток Торы обладает такой святостью, как будто его написал непосредственно Моше Рабейну. Кроме того, само то, что нам предписано произносить благословение перед чтением Торы, говорит о том, что мы не сомневаемся в кошерности Свитка.

Перечислим некоторые законы, связанные с выполнением этой заповеди:

1. Даже если человек получил Сэфер Тора в наследство или в подарок, на него все равно возложена обязанность написать свой собственный Свиток (Шулхан Орух 270:1). Цель закона — дать возможность людям, которые не в состоянии иметь собственный Свиток, одолжить его у других, чтобы учиться. Кроме того, обычно человек охотнее учится по новой книге.

2. Выполнить заповедь можно, либо написав Сэфер Тора самому, либо наняв сойфера (писца), чтобы он сделал это для нас (Шулхан Орух 270:1).

3. Если человек покупает Сефер Тора, который нуждается в исправлении и дополнении, заповедь считается выполненной. Но если он покупает уже полностью готовый Сэфер Тора, это не считается выполнением заповеди написания Свитка, т.к. не приложено достаточно усилий для ее выполнения (Рамо 270:1).

4. Существует вопрос: что происходит, если человек дарит свиток Торы синагоге? Заповедь по-прежнему считается выполненной? Или, поскольку сейчас он уже не является владельцем Свитка, на него возлагается заповедь написать новый Свиток? Поэтому на практике обычно не дарят свиток Торы, а отдают его в пользование синагоге. Так Свиток продолжает оставаться во владении человека и заповедь остается выполненной.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его